Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса с учетом следственных ситуаций.
Достижение этой цели осуществлено решением следующих задач исследования:
- раскрыть сущность и понятие допроса, а также тактики его проведения;
- проанализировать и охарактеризовать действующее уголовно-процессуальное законодательство в части требований к организации и проведению допроса на разных стадиях его проведения;
- исследовать субъективные закономерности формирования показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых;
- обосновать систему тактических и психологических приемов и методов, используемых при допросе;
- провести исследование и систематизацию тактико-криминалистических приемов допроса, направленных на получение правдивых показаний и выделить из них наиболее эффективные;
- выявить особенности тактики и психологии допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Введение …………………………………………………………………...............
Глава 1. ДОПРОС КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА …………………….
§ 1. Понятие, значение и виды допроса ………..…………...................................
§ 2. Общая характеристика тактики допроса…………………………………….
§ 3. Общая психологическая характеристика допроса…………………………..
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОСА, ЕГО ЭТАПЫ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ДОПРОСЕ……………………………………………………………….......
§ 1. Организация допроса на предварительном следствии, начальный и последующий этапы допроса……………………………………………………...
§ 2. Тактические приемы и комбинации, используемые при различных видах допроса. Использование аудиозаписи при проведении допроса……………….
§ 3. Правомерные приемы психологического воздействия на допрашиваемых
……………………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………….
Непосредственно в процессе допроса могут применяться следующие группы тактических приемов:
1) побуждающие допрашиваемого к
даче показаний (постановка вопросов,
позволяющих уточнить, какая именно
информация известна
2) оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (побуждение допрашиваемого отказаться от противодействия и введения следствия в заблуждение, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в способности придерживаться до конца избранной им негативной позиции, внезапное предъявление наиболее важных доказательств и др.);
3) применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброжелательной обстановки на допросе, способствующей даче полных и достоверных показаний, оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов, постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.);
4) используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки, которая была бы неблагоприятной для выражения неприязни к следователю, а, наоборот, вызывала бы уважение к нему; преодоление негативной позиции, создание впечатления о полной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности конфликтовать, и скрывать известные ему факты и т.п. (Приложение 6).
Во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Для их разрешения необходимо применять такие тактические приемы, которые были бы наиболее эффективными, нейтрализовали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать показания, соответствующие реальным обстоятельствам. Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфликтных ситуаций, условно можно разграничить на группы:
1) направленные на распознание правдивых и ложных показаний (создание нормальной, не отвлекающей внимание допрашиваемого обстановки, уточнение и конкретизация неопределенных, неполных показаний, постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невозможности лгать или умалчивать о фактах);
2) направленные на отграничение
умышленно ложных показаний от
заблуждений (уточнение условий
восприятия допрашиваемым
3) направленные на использование положительных качеств личности (нейтрализация отрицательных качеств личности допрашиваемого и использование его положительных качеств, призыв к чувству совести, справедливости, честности, добросовестному исполнению своих обязанностей, долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.);
4) направленные на изобличение допрашиваемого во лжи (создание на допросе строго рабочей обстановки, корректное поведение следователя, формирование у допрашиваемого представления о том, что лгать бесполезно и любая ложь будет разоблачена, что следователь решительно настроен на выяснение истины по делу, неожиданная постановка вопросов, относящихся к важным обстоятельствам дела, создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности о происшедшем событии и доказательствах, отвлечение внимания допрашиваемого от надуманной лжи, предъявление доказательств без разъяснения их содержания и относимости к делу, внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи, предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д. (Приложение 7).
Рассмотренные группы тактических приемов применяются во время допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем в тактике их допроса, безусловно, имеются определенные особенности, в связи с чем с учетом сложившейся следственной ситуации, процессуального положения допрашиваемого согласуются с материалами дела либо являются ложными. Для уточнения таких показаний возникает необходимость в распознании правдивых и ложных сообщений, отграничении умышленной лжи от, его личностных качеств могут применяться и иные разнообразные и специфические приемы.19
Рассмотрим более подробно тактику допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуации. Конфликт означает серьезные разногласия, столкновение, спор. Допрос подозреваемого (обвиняемого) нередко носит конфликтный характер. Столкновение интересов предопределено тем, что подозреваемый (обвиняемый) в силу защитной доминанты стремится избежать ответственности, а для этого скрыть определенные либо все обстоятельства расследуемого события.
В качестве типичных тактических приемов, реализуемых при допросе в конфликтной ситуации, могут использоваться: маневрирование вероятностной информацией без ее конкретной детализации; предъявление имеющихся в распоряжении следователя доказательств, которое реализуется в трех вариантах: в предъявлении доказательств в их совокупности, предъявлении доказательств с нарастающей силой, первоочередном предъявлении наиболее значимого, весомого доказательства; создание у противоборствующего субъекта представления о большей осведомленности следователя; передача косвенной, скрытой информации, которая в силу сложных ассоциативных связей приведет к внезапному проговору; демонстрация на допросе объектов, воспринимаемых допрашиваемым как имеющие существенное значение для дела; реализация приемов, направленных на сокрытие конкретных целей допроса; создание у допрашиваемого представления о том, что другие участники дали правдивые показания; неожиданное изменение тактики допроса; маскировка главного вопроса среди второстепенных; разъяснение допрашиваемому возможности установления того или иного факта путем проведения экспертизы либо в результате применения средств криминалистической техники; форсирование темпа допроса; допущение легенды.
Допрос в условиях бесконфликтной ситуации, как правило, имеет место при допросе потерпевшего, свидетеля, поскольку здесь реже обнаруживается противоречие целей и интересов. Однако это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого гарантируется: допрашиваемый может о чем-то забыть, что-то приукрасить, отдельные моменты события воспринять и истолковать неверно, что-то домыслить. В таких условиях необходимо использование определенных тактических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности и воспоминание забытого:
- разъяснения допрашиваемому важности его показаний для изобличения виновного;
- допроса в хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в конкретный день. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие факты и обстоятельства, о которых прежде он вспомнить не мог;
- изложения событий в различной последовательности;
- детального описания события; при воспоминании всех деталей и мелочей описываемого события могут всплыть дополнительные подробности;
- ассоциативных связей. Представления,
возникающие в сознании в
- смещения акцентов, сущность которого заключается в том, что следователь обращает внимание допрашиваемого на второстепенные обстоятельства, одновременно выясняя те факты, которые его интересуют;
- проведения повторного допроса. Если свидетель при повторном допросе изменил показания, то следует выяснить причины и проверить, какая информация из показаний соответствует действительности, а какая не соответствует и почему она была искажена. Это может объясняться явлением реминисценции (смутное воспоминание, явление, наводящее на мысль о чем-нибудь, отсроченное воспроизведение того, что первоначально было временно забыто). Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ).
Одной из мер нейтрализации последствий этого запрета должно являться убеждение допрашиваемого на первом допросе давать показания. Для этого должен быть использован весь тактический арсенал как при подготовке к допросу, так и в ходе непосредственного его проведения.20
Таким образом, допрос в процессуальном доказывании служит как бы связующим элементом между способами собирания доказательств, направленными на получение показаний и их проверку путем предъявления лица для опознания, очных ставок, следственных экспериментов и т.д. и способами обнаружения и фиксации материальных следов, вещественных доказательств и документов, связанных зачастую с их осмотром и экспертным исследованием. Рассмотрение допроса как процессуального средства доказывания позволяет проанализировать эффективность этого следственного действия, особенности тактики его проведения, оценки результатов допроса с позиций относимости, допустимости и достоверности, охарактеризовать доказательственное значение как допроса, так и полученных в процессе его проведения показаний, показать роль допроса не только как средства собирания и закрепления доказательств, но и его значение в проверке фактических данных в целях установления истины.
§ 3. Общая психологическая характеристика допроса
Любое общение между людьми, любое их взаимодействие с целью получения информации невозможно без взаимного психологического воздействия. Характер психологического взаимодействия при допросе в этом отношении не представляет исключения. Допрос — это регламентированная законом специфическая форма общения, которая может протекать в форме сотрудничества либо противоборства и психологической борьбы.
В процессе расследования уголовных дел следователь вступает с участниками уголовного процесса в определенные психологические взаимоотношения, характер которых определяется специфическими задачами и условиями процессуального доказывания. Это взаимодействие направлено на получение фактических данных, доказательств по расследуемому делу, в котором помимо допрашиваемого могут участвовать и другие лица (защитник, эксперт, специалист, переводчик, педагог и др.). При этом, как и при любой иной форме общения, происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, формирование нравственных позиций, убеждений. Однако ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит лицу, производящему допрос.
Допрос является специфической формой общения, при которой граждане, павшие в сферу предварительного расследования и судебного разбирательства дела, вступают в непосредственный контакт с представителем следственных и судебных органов, обладающим соответствующими властными полномочиями. Подавляющее большинство этих граждан выступает в роли потерпевших и свидетелей — лиц, оказывающих помощь следственным и судебным органам. Причем нередко оказание этой помощи связано с определенными отрицательными эмоциями, обусловленными необходимостью встречаться с преступником при проведении некоторых следственных действий, свидетельствовать против него. Иногда свидетели и потерпевшие подвергаются воздействию со стороны родственников и знакомых обвиняемого, в том числе и угрозам. Эти отрицательные стороны положения свидетеля в отдельных случаях усугубляются не всегда тактичным поведением работников органов, производящих допрос.21
Особое значение в обеспечении успешности допроса имеет его коммуникативная сторона, т.е. общая благоприятная для общения психологическая атмосфера следственного действия, наличие психологического контакта.
Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Установление психологического контакта — это создание благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой допрашиваемый внутренне, психологически настроен участвовать в диалоге, слушать допрашивающего, воспринимать его доводы, аргументы и предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной ситуации, когда намерен скрыть правду, дать ложные показания, помешать следователю установить истину. Психологическому контакту благоприятствует коммуникабельность следователя, т.е. его способность располагать к себе людей, умение с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и проч.) находить верный тон в общении, пробуждать заинтересованность к. даче правдивых показаний.
При установлении психологического контакта большое значение имеют доброжелательность, корректность следователя, его объективность, непредвзятость, готовность внимательно выслушать допрашиваемого, умение снять напряжение в общении.
Психическое воздействие применяется в ситуации противоборства, психологической борьбы, когда допрашиваемый умалчивает, скрывает известные ему обстоятельства, дает ложные показания, противодействует расследованию. Суть психического воздействия в использовании приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию в установлении истины. Психическое воздействие осуществляется в рамках, очерченных уголовно-процессуальным законом. По общему правилу, нельзя домогаться показаний путем насилия, угроз, шантажа и иных незаконных действий (ч. 4 ст. 164 УПК РФ и ст. 302 УК РФ). Недопустимы приемы, основанные на обмане, сообщении ложных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого (Приложение 8).
Тактические приемы, опирающиеся на психическое воздействие, должны отвечать требованию избирательности. Необходимо, чтобы они оказывали соответствующее воздействие только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были нейтральны в отношении незаинтересованных лиц. Сообщаемые допрашиваемыми сведения анализируются не только по окончании допроса, но и в ходе его проведения. При этом в них выделяются внутренние противоречия, различные несоответствия прежним показаниям допрашиваемого лица и другим доказательствам, собранным по делу. Встречающиеся в показаниях пробелы, неточности, противоречия еще не свидетельствуют о ложности сообщаемых сведений. Различные искажения в показаниях возможны и у вполне добросовестных лиц в силу действия разнообразных психологических закономерностей, определяющих содержание будущих показаний от момента восприятия того или иного события до передачи информации о нем на допросе и фиксации ее в установленной законом форме.22
Информация о работе Тактические и психологические основы допроса