Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса с учетом следственных ситуаций.
Достижение этой цели осуществлено решением следующих задач исследования:
- раскрыть сущность и понятие допроса, а также тактики его проведения;
- проанализировать и охарактеризовать действующее уголовно-процессуальное законодательство в части требований к организации и проведению допроса на разных стадиях его проведения;
- исследовать субъективные закономерности формирования показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых;
- обосновать систему тактических и психологических приемов и методов, используемых при допросе;
- провести исследование и систематизацию тактико-криминалистических приемов допроса, направленных на получение правдивых показаний и выделить из них наиболее эффективные;
- выявить особенности тактики и психологии допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Введение …………………………………………………………………...............
Глава 1. ДОПРОС КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА …………………….
§ 1. Понятие, значение и виды допроса ………..…………...................................
§ 2. Общая характеристика тактики допроса…………………………………….
§ 3. Общая психологическая характеристика допроса…………………………..
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОСА, ЕГО ЭТАПЫ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ДОПРОСЕ……………………………………………………………….......
§ 1. Организация допроса на предварительном следствии, начальный и последующий этапы допроса……………………………………………………...
§ 2. Тактические приемы и комбинации, используемые при различных видах допроса. Использование аудиозаписи при проведении допроса……………….
§ 3. Правомерные приемы психологического воздействия на допрашиваемых
……………………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………….
Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос.
Свободный рассказ несовершеннолетнего об известных ему обстоятельствах, как правило, бывает неполным, отрывочным и непоследовательным. Задача следователя в данном случае состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетнему восстановить в памяти известные ему обстоятельства, последовательно и подробно изложить показания. Во время допроса необходимо постоянно обращать внимание на эмоциональное состояние несовершеннолетнего, его реакции. 47
В процессе допроса несовершеннолетних могут применяться тактические приемы, которые помогают получить от него подробные и правдивые показания, например стимулирование положительных качеств, нейтрализация отрицательных качеств, призыв к честности, оказанию содействия в борьбе с преступностью и др. К несовершеннолетним свидетелям, занимающим негативную позицию, могут быть применены тактические приемы, связанные с психологическим воздействием, постановкой неожиданных для него вопросов, убеждением в том, что ложь будет разоблачена, предъявлением веских доказательств, акцентированием внимания на внутренних противоречиях в показаниях и т.д.48
В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности. Особого мастерства требует допрос малолетних. Вовлечение ребенка в процесс общения со следователем должно происходить постепенно. Вначале следует дать ему возможность освоиться с новым местом и новыми людьми. Первоначально допустима ориентировочная беседа о нем с сопровождающими его взрослыми людьми, с обращением к ребенку с отдельными сопутствующими вопросами. При этом речь следователя должна быть краткой, доступной, но не подделанной под «детский стиль».
Для определения способности ребенка правильно излагать события ему можно сначала поставить задачу описать те события, которые заведомо ему хорошо известны. При этом следователь должен возбуждать деятельность ребенка на положительно-эмоциональном фоне и избегать неприятных для него вопросов. Переходя к существу дела, следователь может повысить мотивационную ответственность ребенка, сообщив, что его показания очень важны для правильной оценки расследуемого события. Не следует специально фиксировать начало допроса, необходимо плавно перевести разговор на получение показаний по существу дела, при этом осуществляется диалогическое взаимодействие с ребенком, по отдельным эпизодам события ставятся конкретные, понятные вопросы, исключающие, однако, односложные ответы.
Вопросы должны усложняться постепенно: сначала целесообразно выяснить круг лиц, участвовавших в преступном событии, обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. При этом следует оказывать мнемическую помощь, побуждая ребенка к припоминанию развития события, к установлению связи между его отдельными эпизодами. Все вопросы, связанные с травмирующими психику ребенка обстоятельствами, должны чередоваться с нейтральными, эмоционально-положительными. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено на эмоционально-положительные объекты.
Можно побуждать детей повторять вслух вопросы следователя. При этом следует избегать не только внушающих воздействий, но и любого проявления жесткости в обращении («Ты обязательно должен сказать» и т.д.). Не следует поправлять ошибки в речи ребенка. Учитывая ограниченность объема, устойчивости и распределенности детского внимания, повышенную утомляемость при однообразной форме деятельности, можно предложить ребенку изобразить то, что он видел, назвать цвет, форму и т.п. по наглядному эталонному материалу. 49
Анализ следственной практики позволяет сделать вывод, что магнитофон в основном применяется для записи показаний на допросе:
1) несовершеннолетних, когда важно
проверить не только
2) лиц, явившихся с повинной;
3) тяжелобольных или раненых, когда
процесс протоколирования
4) лиц, допрашиваемых при выполнении
отдельного поручения. Магнитофонная
запись в этом случае
5) лиц, в психической полноценности
которых следователь
6) лиц, не владеющих языком, на котором ведется следствие (запись позволит проверить, насколько правильно сделан перевод, исключить ссылки обвиняемого на то, что показаний, записанных в переводе, он не давал);
7) лиц, допрашиваемых на очной ставке;
8) лиц, расследование дела которых ведется группой следователей. Эти записи нужны для прослушивания следователями, которые не могли присутствовать на допросе и которым для последующего следствия необходимо иметь полную и объективную информацию об этом допросе.
Она может применяться и при допросе лиц (УПК РФ ст. 141)
1) показания которых имеют важное значение для дела или для решения оперативных задач правоохранительных органов;
2) склонных изменять свои
3) тяжелобольных, раненых, возможность вызова которых в суд исключена.50
Звукозапись и видеозапись исключает отказ допрашиваемого от данных им показаний. Наиболее целесообразно применять технические средства для фиксации: 1) показаний обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений;
2) показаний лиц, которые заведомо
или вероятно не смогут
3) показаний несовершеннолетних и малолетних, речевые особенности которых трудно передать при обычном порядке протоколирования;
4) показаний раненых и больных,
обычный допрос которых
5) показаний лиц, допрошенных с участием переводчика;
6) показаний лиц, явившихся с повинной.
По окончании допроса звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому. Дополнения к звукозаписи и показания, сделанные им, также заносятся на фонограмму. 51
Таким образом, рассмотрение допроса как процессуального средства доказывания позволяет проанализировать эффективность этого следственного действия, особенности тактики его проведения, оценки результатов допроса с позиций относимости, допустимости и достоверности, охарактеризовать доказательственное значение как допроса, так и полученных в процессе его проведения показаний, показать роль допроса не только как средства собирания и закрепления доказательств, но и его значение в проверке фактических данных в целях установления истины. Применение на каждой стадии допроса соответствующих тактических приемов и комбинаций позволяет достичь поставленных целей.
§ 3. Правомерные приемы психологического воздействия
на допрашиваемых
С целью пресечения дезинформации со стороны противодействующих следствию лиц и получения правдивых показаний следователь использует систему приемов правомерного психического воздействия. Под ними понимаются приемы формирования сознательного отношения допрашиваемого к правосудию, установки на дачу правдивых показаний. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, убеждение в бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности запирательства и противодействия следствию - основа успешной работы следователя.
Для собирания достоверной информации применяются приемы и правила логико-психологической природы. В их круг, в частности, включаются следующие:
- создание благоприятных
- использование психологической
реакции носителя информации
на действия следователя (например,
путем предъявления
- использование следователем
- намеренное побуждение
Особое значение в процессе допроса приобретает метод убеждения. Его сущность в воздействии на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Предварительный отбор, логическое упорядочение имеющихся фактов и доводов, предъявление их в эффективной эмоциональной форме и тактически обусловленной последовательности — все это, по существу, и предопределяет успешность психического воздействия.
При осуществлении психического воздействия следователь неизбежно использует рефлексию, рефлексивные рассуждения, в которых с учетом интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств, психических свойств и состояний допрашиваемого предвосхищает ход его мыслительных процессов, конечных выводов и принимаемых решений в связи с предстоящим допросом и теми доказательствами, которые, по мнению допрашиваемого, могут быть, использованы следователем. Имитируя, воспроизводя рассуждения допрашиваемого, его выводы и возможную линию поведения на допросе, следователь избирает наиболее эффективные способы оперирования имеющейся информацией и доказательствами. Передача допрашиваемому фактических оснований для принятия решения, способствующего раскрытию преступления, называется рефлексивным управлением.
Наряду с этим указанный метод может быть реализован на основе:
- обращения к здравому смыслу собеседника, разъяснения возможности наступления нежелательных последствий правового характера для него самого или других лиц в случае отстаивания неразумной позиции, объяснения социальной значимости его поведения и сведений, которыми он располагает;
- оглашения и анализа собранных данных, уличающих собеседника в неискренности;
- демонстрации возможности
- постановки в известность, что
следствие располагает
- проявления интереса к
- демонстрации по ходу допроса
осведомленности следователя
Важной задачей допроса и расследования в целом являются распознавание ложных показаний и преодоление установки на них допрашиваемого лица. Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя бедностью эмоционального фона и косной неизменяемостью, тогда как образные представления характеризуются соответствующей динамикой и эмоциональной насыщенностью. Одна и та же стереотипная речевая формулировка в показаниях нескольких лиц, как правило, свидетельствует о сговоре в даче ложных показаний. Иногда лгущий утрирует свое «незнание», что также изобличает его. Кроме того, он не осведомлен, как продвигается расследование, какими доказательствами располагает следствие.
Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать ту или иную тактику, в частности:
- изобличить допрашиваемого при его первых попытках ввести следствие в заблуждение;
- позволить допрашиваемому дать ряд ложных показаний и затем изобличить в совокупности.
Выбор соответствующей позиции связан с личностными качествами допрашиваемого, его моральной сензитивностью - чувствительностью к разоблачающим действиям следователя. Уличение во лжи должно использоваться для побуждения допрашиваемого к правдивым показаниям. Однако изменение ложных показаний на правдивые - это психологически трудный процесс, связанный с мотивационной переориентацией, ломкой сложившегося стереотипа, эмоциональным напряжением, с более или менее продолжительным внутриличностным конфликтом. Своевременное определение этого состояния, аргументированное убеждение такого лица в целесообразности перехода от лжи к правде - одна из тактических задач следователя. 54
Информация о работе Тактические и психологические основы допроса