Виды следственно-оперативных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами моего исследования являются:
- изучение российского законодательства с учетом последних изменений и дополнений, освящающего организационно-правовые основы деятельности следственно-оперативных групп
- характеристика и классификация следственно-оперативных групп по наиболее существенным критериям логического деления;
- рассмотрение наиболее существенных внутренних взаимосвязей и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование следственно-оперативных групп, пути их максимальной оптимизации.

Содержание работы

Введение (обоснование актуальности и значимости проблемы) ----------- 3
1. Следственно-оперативная группа. ------------------------------------------- 4-6
2. Виды и назначение следственно-оперативных групп. ------------------- 7-11
3. Порядок формирования следственно-оперативной группы. ----------- 12-18
4. Оформление решения о создании следственно-оперативной
группы. --------------------------------------------------------------------------------- 19
5. Деятельность следственно-оперативной группы на
месте происшествия. --------------------------------------------------------------- 20-26
6. Профессионально-этические аспекты деятельности следственно-
оперативных групп. --------------------------------------------------------------- 27-28
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 29
Список используемой литературы ---------------------------------------------- 30-31

Файлы: 1 файл

Виды СОГ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

«Наиболее оптимальный  состав следственно-оперативной группы равен 5-9 человек. Если группа больше, то ее члены мешают работать друг другу, а потому ее руководитель тратит много  времени на организацию внутригруппового взаимодействия»13. Например, в следственно-оперативную группу для выезда на место происшествия, как правило, входят следователь, специалист-криминалист, судебный медик, оперативный уполномоченный, кинолог и, в отдельных случаях, участковый инспектор милиции.

По некоторым особо  сложным уголовным делам создавались большие по своему составу группы, которые насчитывали 20 и более членов.

Организационная структура  группы должна быть оптимальной по отношению как к самой себе (внутренний критерий), так и к  объекту, окружающей среде (внешний критерий). Достаточно стабильная структура (по общему правилу) позволяет группе действовать более эффективно, поскольку тогда работа не требует значительных затрат времени, сил и средств на преодоление различных психологических, управленческих и иных препятствий.

Для оптимизации организационной  структуры следственно-оперативной  группы целесообразно предусмотреть  создание в ее составе постоянного  звена. Это позволит, учитывая изменения  ситуации, увеличивать или уменьшать  количество членов группы, сохраняя ее ядро, полностью владеющее информацией и конкретной методикой оперативной и следственной работы по данному делу. Замена сотрудников из ядра группы должна допускаться в исключительных случаях, ибо при этом не только усложняются внутригрупповое взаимодействие, внешние связи, но и утрачиваются неформализованные (необобщенные) знания.

В следственно-оперативную  группу должны включаться опытные работники, имеющие высокий профессиональный уровень подготовки. Однако в группу могут входить и молодые сотрудники. Качественный подбор членов следственно-оперативной группы очень важен. «Проведенный опрос следователей и оперативных работников показал, что состав следственно - оперативных групп целесообразно комплектовать из наиболее опытных сотрудников (87,6% следователей и 88,0% оперативных работников), причем желательно, чтобы эти сотрудники специализировались на расследовании аналогичных преступлений (87,6% и 88,0%). Остальные 12,4% следователей и 12,0% оперативных работников отдали предпочтение любым свободным от основной работы сотрудникам»14.

Расследование уголовных  дел о тяжких и других опасных  преступлениях под силу только наиболее опытным и квалифицированным  следователям. В то же время в  группу целесообразно включать следователей, выезжавших на место происшествия, оперативных работников, собиравших материалы, на основании которых возбуждено уголовное дело, или уже работавших по нему. Это позволит исключить формализм при комплектовании группы, поскольку проведенный опрос показал, что 17,3% следователей и 7,3% оперативных работников лишь формально числились в группах, фактически никакой работой не занимаясь15.

При подборе членов следственно-оперативной  группы нужно учитывать и мнение будущего руководителя группы, а в  некоторых случаях ему можно  предоставить право отбора ее членов.

Иногда руководители подразделений по различным причинам отзывают из СОГ своих сотрудников, а взамен направляют других. Такая  практика не способствует нормальной организации работы группы, приводит к дестабилизации ее деятельности. Не рекомендуется включать в состав СОГ руководителей подразделений, поскольку конкретной работой они, как правило, не занимаются.

Организационно-управленческая структура всегда характеризуется  наличием прямых и обратных связей, на основе которых осуществляется взаимодействие. Иными словами, в организационно-управленческой структуре можно выделить две подсистемы - управляемую и управляющую.

Большинство следственно-оперативных  групп имеют сложную структуру  со множеством функциональных связей и отношений между элементами. Поэтому, выявив роль каждого структурного подразделения в выполнении основных видов работ, необходимо уделить особое внимание характеру связей отдельных функционеров как внутри исследуемой системы, так и в не ее.

Руководителем следственно-оперативной  группы, как правило, является следователь, принявший дело к своему производству. В то же время оперативные работники, входящие в следственно-оперативную группу, в соответствии с действующими ведомственными указаниями полностью ему не подконтрольны. Другими словами, отношениям между руководителем группы и входящими в нее работниками органов дознания до настоящего времени присуща неполнота организационно-управленческой иерархии, поскольку руководитель группы не может в полной мере осуществлять многие руководящие функции.

82,2% следователей и  83,0% оперативных работников считают,  что наиболее оптимальной является  такая структура СОГ, когда  руководитель-следователь стоит  во главе группы, которая разделена  на следственную и оперативную  подгруппы. 11,4% следователей и 16,7% оперативных работников полагают, что следственно-оперативная группа должна состоять из двух самостоятельных групп - следственной и оперативной, - которыми руководят соответственно следователь и оперативный работник органа дознания16.

На руководителя следственно-оперативной группы возлагается важная роль в организации функциональных связей, и с этой точки зрения он заслуживает особого внимания. Он должен быть не только хорошим специалистом, но и умелым организатором. Решение многих вопросов организации деятельности зависит от его волевых качеств, способностей и умения организовать работу группы в сложных ситуациях.

На начальных этапах работы следственно-оперативной группы ее руководитель по возможности должен освобождаться от выполнения следственных действий, поскольку на нем лежат  обязанности организационного характера. Это составление плана расследования, распределение членов группы по объектам, эпизодам, версиям, координация их деятельности и т. д.

Деятельность членов группы должна строиться на основе взаимного доверия и постоянного  обмена информацией. Руководитель же подводит итоги, анализирует сложившуюся  ситуацию, корректирует план работы на день. При использовании оперативной информации руководитель четко разъясняет форму ее подачи и пределы использования. Распределяя работу, он не должен, по возможности, поручать сотрудникам проведение мероприятий, не входящих в их компетенцию, ибо в противном случае это может привести к внутригрупповому конфликту. Причем руководитель должен иметь навыки устранения (сглаживания) конфликтных ситуаций.

На каждом из этапов расследования  преступления его цели и задачи меняются. Поэтому все организационно-управленческие процессы в СОГ, по сути, направлены на поддержание динамического равновесия с внешними факторами (средой).

В криминалистике общепризнано деление процесса расследования  на три этапа - первоначальный, последующий  и заключительный. На каждом этапе содержание деятельности СОГ меняется, что вызвано организационно-управленческими изменениями ее структуры. К наиболее часто встречающимся организационно-управленческим мероприятиям относятся: увеличение или уменьшение состава следственно-оперативной группы; создание межведомственной следственной подгруппы или комплексной оперативной подгруппы; преобразование следственно-оперативной группы в следственную бригаду; объединение малочисленных следственно-оперативных групп в одну, в связи с этим назначение нового руководителя и т. д.

На первоначальном этапе  расследования деятельность следственно-оперативной  группы всегда имеет поисково - разведывательную направленность, поэтому часто возникает  необходимость увеличения состава  следственно-оперативной группы. Например, по делам об убийствах, совершенных в условиях не очевидности, в результате обширной поисковой работы следственно-оперативной группы часто устанавливаются преступные группы и лица, совершившие различные преступления. В таких ситуациях в состав СОГ целесообразно включить следователя ОВД, который и будет расследовать все эпизоды их преступной деятельности.

В определенных ситуациях организационно-управленческие мероприятия могут быть более  широкими. Это связано с тем, что  в процессе работы членам СОГ приходится одновременно решать задачи нескольких этапов, параллельно проводя первоначальные, последующие, а иногда и завершающие действия и мероприятия. Такие явления вполне закономерны и необходимы.

Например, по уголовному делу по обвинению К. на различных этапах расследования, в том числе завершающем, постоянно поступали оперативные данные, а также другие сведения и информация о нераскрытых или незарегистрированных (латентных) изнасилованиях и совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних девочек. В связи с этим необходимо было осуществить ряд организационно-управленческих мероприятий. Уголовное дело было передано наиболее опытному старшему следователю городской прокуратуры, и он был назначен руководителем следственно-оперативной группы. Кроме того, в состав группы были дополнительно включены два сотрудника других органов внутренних дел. Срок расследования по делу был продлен и все мероприятия по раскрытию преступлений нашли отражение в дополнительных планах расследования.

На последующем и завершающем  этапах расследования вряд ли целесообразно  сохранять следственно-оперативную  группу в прежнем составе, поскольку  основной направленностью этих этапов является развернутое, последовательное, методичное доказывание. Если же объем процессуальных действий еще достаточно значителен, то следственно-оперативную группу желательно преобразовать в следственную бригаду. Именно постановка новых целей и задач влечет за собой изменение структуры следственно-оперативной группы, когда некоторые ее элементы (следственные подгруппы) могут быть увеличены, другие реорганизованы и сама структура приобретает новое качество.

Организационно-управленческие структуры  создаются и функционируют на основе определенных структурных принципов. В зависимости от этого различают линейные, функциональные, линейно-штабные, линейно-функциональные, программно- целевые структуры.

Линейная структура представляет собой систему вертикальной зависимости, объединяющую ряд служебных позиций  сверху донизу таким образом, что каждое структурное подразделение находится между двумя другими выше - и нижестоящими, а руководство каждым из них сосредоточено в одном лице.

Для небольшой следственно-оперативной  группы рациональнее выбрать функциональную или линейно-функциональную структуру. Обе они имеют центральные командные позиции, способны решать нестандартные задачи. Такой тип структуры СОГ может быть использован в том случае, если группа создана для решения какой-то частной задачи. Например, для осмотра места происшествия, отработки версии или эпизода задержания преступника.

Наиболее высокой степенью оперативности  обладает функциональная структура. В  ней нет промежуточных инстанций, руководитель непосредственно координирует усилия членов группы, быстро собирает необходимую информацию, доводит ее до исполнителей и принимает оперативные решения. На основе подобного типа структур организуются и функционируют следственно-оперативные группы по осмотру места происшествия при совершении дорожно-транспортных происшествий и некоторых других видов преступлений.

Что касается линейно-функциональной структуры, то здесь руководитель координирует деятельность членов группы через руководителей  организационных звеньев, что в  конечном счете влияет на оперативность  деятельности СОГ из-за наличия промежуточных инстанций. По такому типу создаются следственно-оперативные группы для расследования и раскрытия преступлений. Группу возглавляет следователь, который через старшего оперативной подгруппы координирует ее деятельность, направляет и нацеливает на решение конкретных задач.

Следственно-оперативная  группа способна достигнуть более эффективных результатов, если ее члены сосредоточат свои усилия на каком-то определенном виде деятельности, то есть, будут специализироваться на выполнении какой-то определенной работы. Структура следственно-оперативной группы должна соответствовать функциям, выполняемым ее звеньями. Этот принцип функциональной дифференциации построения следственно-оперативной группы должен основываться на соблюдении следующих условий:

- каждое структурное  звено (элемент) СОГ должно  создаваться для выполнения одной и той же функции (например, следственная, оперативная, поисковая, вспомогательная подгруппа или подгруппа из числа специалистов);

- объединение подгрупп  возможно только в пределах  реализации одной и той же  функции (например, оперативная и  поисковая подгруппы объединяются в единую оперативно-поисковую подгруппу, в следственную подгруппу могут войти специалисты).

Разделение труда в  следственно-оперативной группе на основе функционального принципа дает возможность углубления специализации, обеспечения более квалифицированной, удобной и совершенной унификации и координации деятельности СОГ, благодаря чему достигается общая экономия времени, сил и возможностей.

Например, по делам об изнасилованиях наряду со следственной и оперативной создаются поисковые группы. Их задача состоит в организации розыска преступника по приметам внешности в местах его вероятного появления. Данный метод иногда называют тактической операцией «поиск и задержание преступника по приметам внешности». Эта операция может проводиться с потерпевшей или с использованием «приманки».

Линейно-штабная и  линейно-функциональная типы комбинированных  структур, нередко дополняются программно-целевыми структурами. Однако линейно-штабной  тип структуры не является комбинированным, поскольку создаваемые при линейных руководителях штабы выполняют только вспомогательную роль. Руководитель сам координирует деятельность штаба, ставит перед ним задачи, информация штаба носит лишь рекомендательный характер. Функции штаба в большой следственно-оперативной группе обычно выполняют один-два члена группы. Чаще всего это чисто технические функции - систематизация, отработка информации об определенных фактах, лицах. Ведутся различные журналы, карточки и картотеки, а по просьбе руководителя СОГ представляется необходимая информация.

Информация о работе Виды следственно-оперативных групп