Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:30, курсовая работа
Задачами моего исследования являются:
- изучение российского законодательства с учетом последних изменений и дополнений, освящающего организационно-правовые основы деятельности следственно-оперативных групп
- характеристика и классификация следственно-оперативных групп по наиболее существенным критериям логического деления;
- рассмотрение наиболее существенных внутренних взаимосвязей и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование следственно-оперативных групп, пути их максимальной оптимизации.
Введение (обоснование актуальности и значимости проблемы) ----------- 3
1. Следственно-оперативная группа. ------------------------------------------- 4-6
2. Виды и назначение следственно-оперативных групп. ------------------- 7-11
3. Порядок формирования следственно-оперативной группы. ----------- 12-18
4. Оформление решения о создании следственно-оперативной
группы. --------------------------------------------------------------------------------- 19
5. Деятельность следственно-оперативной группы на
месте происшествия. --------------------------------------------------------------- 20-26
6. Профессионально-этические аспекты деятельности следственно-
оперативных групп. --------------------------------------------------------------- 27-28
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 29
Список используемой литературы ---------------------------------------------- 30-31
«Наиболее оптимальный состав следственно-оперативной группы равен 5-9 человек. Если группа больше, то ее члены мешают работать друг другу, а потому ее руководитель тратит много времени на организацию внутригруппового взаимодействия»13. Например, в следственно-оперативную группу для выезда на место происшествия, как правило, входят следователь, специалист-криминалист, судебный медик, оперативный уполномоченный, кинолог и, в отдельных случаях, участковый инспектор милиции.
По некоторым особо сложным уголовным делам создавались большие по своему составу группы, которые насчитывали 20 и более членов.
Организационная структура группы должна быть оптимальной по отношению как к самой себе (внутренний критерий), так и к объекту, окружающей среде (внешний критерий). Достаточно стабильная структура (по общему правилу) позволяет группе действовать более эффективно, поскольку тогда работа не требует значительных затрат времени, сил и средств на преодоление различных психологических, управленческих и иных препятствий.
Для оптимизации организационной
структуры следственно-
В следственно-оперативную
группу должны включаться опытные работники,
имеющие высокий
Расследование уголовных дел о тяжких и других опасных преступлениях под силу только наиболее опытным и квалифицированным следователям. В то же время в группу целесообразно включать следователей, выезжавших на место происшествия, оперативных работников, собиравших материалы, на основании которых возбуждено уголовное дело, или уже работавших по нему. Это позволит исключить формализм при комплектовании группы, поскольку проведенный опрос показал, что 17,3% следователей и 7,3% оперативных работников лишь формально числились в группах, фактически никакой работой не занимаясь15.
При подборе членов следственно-оперативной группы нужно учитывать и мнение будущего руководителя группы, а в некоторых случаях ему можно предоставить право отбора ее членов.
Иногда руководители подразделений по различным причинам отзывают из СОГ своих сотрудников, а взамен направляют других. Такая практика не способствует нормальной организации работы группы, приводит к дестабилизации ее деятельности. Не рекомендуется включать в состав СОГ руководителей подразделений, поскольку конкретной работой они, как правило, не занимаются.
Организационно-управленческая структура всегда характеризуется наличием прямых и обратных связей, на основе которых осуществляется взаимодействие. Иными словами, в организационно-управленческой структуре можно выделить две подсистемы - управляемую и управляющую.
Большинство следственно-оперативных групп имеют сложную структуру со множеством функциональных связей и отношений между элементами. Поэтому, выявив роль каждого структурного подразделения в выполнении основных видов работ, необходимо уделить особое внимание характеру связей отдельных функционеров как внутри исследуемой системы, так и в не ее.
Руководителем следственно-оперативной группы, как правило, является следователь, принявший дело к своему производству. В то же время оперативные работники, входящие в следственно-оперативную группу, в соответствии с действующими ведомственными указаниями полностью ему не подконтрольны. Другими словами, отношениям между руководителем группы и входящими в нее работниками органов дознания до настоящего времени присуща неполнота организационно-управленческой иерархии, поскольку руководитель группы не может в полной мере осуществлять многие руководящие функции.
82,2% следователей и
83,0% оперативных работников
На руководителя следственно-оперативной группы возлагается важная роль в организации функциональных связей, и с этой точки зрения он заслуживает особого внимания. Он должен быть не только хорошим специалистом, но и умелым организатором. Решение многих вопросов организации деятельности зависит от его волевых качеств, способностей и умения организовать работу группы в сложных ситуациях.
На начальных этапах
работы следственно-оперативной группы
ее руководитель по возможности должен
освобождаться от выполнения следственных
действий, поскольку на нем лежат
обязанности организационного характера.
Это составление плана
Деятельность членов
группы должна строиться на основе
взаимного доверия и
На каждом из этапов расследования преступления его цели и задачи меняются. Поэтому все организационно-управленческие процессы в СОГ, по сути, направлены на поддержание динамического равновесия с внешними факторами (средой).
В криминалистике общепризнано деление процесса расследования на три этапа - первоначальный, последующий и заключительный. На каждом этапе содержание деятельности СОГ меняется, что вызвано организационно-управленческими изменениями ее структуры. К наиболее часто встречающимся организационно-управленческим мероприятиям относятся: увеличение или уменьшение состава следственно-оперативной группы; создание межведомственной следственной подгруппы или комплексной оперативной подгруппы; преобразование следственно-оперативной группы в следственную бригаду; объединение малочисленных следственно-оперативных групп в одну, в связи с этим назначение нового руководителя и т. д.
На первоначальном этапе расследования деятельность следственно-оперативной группы всегда имеет поисково - разведывательную направленность, поэтому часто возникает необходимость увеличения состава следственно-оперативной группы. Например, по делам об убийствах, совершенных в условиях не очевидности, в результате обширной поисковой работы следственно-оперативной группы часто устанавливаются преступные группы и лица, совершившие различные преступления. В таких ситуациях в состав СОГ целесообразно включить следователя ОВД, который и будет расследовать все эпизоды их преступной деятельности.
В определенных ситуациях организационно-
Например, по уголовному делу по обвинению К. на различных этапах расследования, в том числе завершающем, постоянно поступали оперативные данные, а также другие сведения и информация о нераскрытых или незарегистрированных (латентных) изнасилованиях и совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних девочек. В связи с этим необходимо было осуществить ряд организационно-управленческих мероприятий. Уголовное дело было передано наиболее опытному старшему следователю городской прокуратуры, и он был назначен руководителем следственно-оперативной группы. Кроме того, в состав группы были дополнительно включены два сотрудника других органов внутренних дел. Срок расследования по делу был продлен и все мероприятия по раскрытию преступлений нашли отражение в дополнительных планах расследования.
На последующем и завершающем
этапах расследования вряд ли целесообразно
сохранять следственно-
Организационно-управленческие структуры создаются и функционируют на основе определенных структурных принципов. В зависимости от этого различают линейные, функциональные, линейно-штабные, линейно-функциональные, программно- целевые структуры.
Линейная структура
Для небольшой следственно-
Наиболее высокой степенью оперативности
обладает функциональная структура. В
ней нет промежуточных
Что касается линейно-функциональной структуры, то здесь руководитель координирует деятельность членов группы через руководителей организационных звеньев, что в конечном счете влияет на оперативность деятельности СОГ из-за наличия промежуточных инстанций. По такому типу создаются следственно-оперативные группы для расследования и раскрытия преступлений. Группу возглавляет следователь, который через старшего оперативной подгруппы координирует ее деятельность, направляет и нацеливает на решение конкретных задач.
Следственно-оперативная группа способна достигнуть более эффективных результатов, если ее члены сосредоточат свои усилия на каком-то определенном виде деятельности, то есть, будут специализироваться на выполнении какой-то определенной работы. Структура следственно-оперативной группы должна соответствовать функциям, выполняемым ее звеньями. Этот принцип функциональной дифференциации построения следственно-оперативной группы должен основываться на соблюдении следующих условий:
- каждое структурное звено (элемент) СОГ должно создаваться для выполнения одной и той же функции (например, следственная, оперативная, поисковая, вспомогательная подгруппа или подгруппа из числа специалистов);
- объединение подгрупп возможно только в пределах реализации одной и той же функции (например, оперативная и поисковая подгруппы объединяются в единую оперативно-поисковую подгруппу, в следственную подгруппу могут войти специалисты).
Разделение труда в следственно-оперативной группе на основе функционального принципа дает возможность углубления специализации, обеспечения более квалифицированной, удобной и совершенной унификации и координации деятельности СОГ, благодаря чему достигается общая экономия времени, сил и возможностей.
Например, по делам об
изнасилованиях наряду со следственной
и оперативной создаются
Линейно-штабная и
линейно-функциональная типы комбинированных
структур, нередко дополняются