Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:30, курсовая работа
Задачами моего исследования являются:
- изучение российского законодательства с учетом последних изменений и дополнений, освящающего организационно-правовые основы деятельности следственно-оперативных групп
- характеристика и классификация следственно-оперативных групп по наиболее существенным критериям логического деления;
- рассмотрение наиболее существенных внутренних взаимосвязей и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование следственно-оперативных групп, пути их максимальной оптимизации.
Введение (обоснование актуальности и значимости проблемы) ----------- 3
1. Следственно-оперативная группа. ------------------------------------------- 4-6
2. Виды и назначение следственно-оперативных групп. ------------------- 7-11
3. Порядок формирования следственно-оперативной группы. ----------- 12-18
4. Оформление решения о создании следственно-оперативной
группы. --------------------------------------------------------------------------------- 19
5. Деятельность следственно-оперативной группы на
месте происшествия. --------------------------------------------------------------- 20-26
6. Профессионально-этические аспекты деятельности следственно-
оперативных групп. --------------------------------------------------------------- 27-28
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 29
Список используемой литературы ---------------------------------------------- 30-31
Наиболее перспективны
и эффективны следственно-оперативные
группы, построенные по типу комбинированных,
и дополненные программно-
Характерные свойства следственно-оперативной группы, построенной по указанному типу, заключаются в следующем: обеспечивается комплексное управление, система становится динамичной, гибкой, мобильной, оперативно реагирует на изменение условий. Но главная их особенность состоит в тщательной организации горизонтальных связей, координировании деятельности на уровне исполнителей без подчинения друг другу.
Следственно-оперативная группа, в рамках которой осуществляют свою деятельность субъекты (следователи, оперативные работники и т. д.), воздействует на объект (ситуацию) в соответствии с выработанной программой и при строгом соблюдении функциональных обязанностей.
В основе построения программно-целевой
структуры следственно-
Комбинированный вариант
структуры с программно-
Постановка организационно-
Таким образом, наиболее оптимальной структурой следственно-оперативной группы является ее организация по типу комбинированной с программно-целевым управлением. В комбинированной структуре органически сочетаются положительные свойства, присущие многим организационным формам, что позволяет обеспечить принятие оптимальных решений.
4. Оформление решения о создании следственно-оперативной группы
Вопросы создания и функционирования
следственно - оперативных групп
как специфической формы
На практике это приводит к тому, что к решению многих достаточно общих вопросов в отдельных подразделениях подходят по-разному, а это не способствует росту эффективности их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, особенно тяжких.
Один из таких неурегулированных вопросов - основания создания следственно-оперативных групп. По мнению Г.А. Кокурина17, основаниями, указывающими на необходимость создания следственно-оперативной группы, могут быть:
- повышенная общественная
опасность совершенного
- совершение целого ряда однородных «серийных» преступлений одним способом;
- необходимость осуществления
в короткий срок (по расследуемому
уголовному делу) большого объема
организационных, следственных
- наличие большого числа преступных эпизодов по уголовному делу, совершенных на различных территориях (областях, республиках );
- установление в ходе
расследования уголовного дела
наличия организованной и
Создание группы оформляется совместным приказом соответствующего прокурора и руководителя ОВД. В приказе перечисляются состав группы, ее руководитель, должностные лица, обеспечивающие контроль за работой группы. В необходимых случаях в обязанность отдельным должностным лицам вменяется выделение помещения, транспорта и других средств для обеспечения группы.
Таким образом, общим же во всех случаях
создания следственно - оперативной
группы основанием должна служить невозможность
или затруднительность
5. Деятельность
следственно-оперативной
месте происшествия
В следственно-оперативных
Только при наличии неблагоприятных условий, угрожающих изменением обстановки места происшествия, возможностью утраты доказательств и следов, территориальный следователь приступает к осмотру места происшествия, не дожидаясь прибытия следственно-оперативной группы. Сбор и прибытие членов группы обеспечивается отработанной системой оповещения, графиком дежурств и т.д.
Следственно-оперативные группы обязательно выезжают на убийства, связанные с расчленением трупа, сожжением, а также на убийства несовершеннолетних, двух и более лиц.
По прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия прокурор и начальник органа внутренних дел информируют членов группы об известных обстоятельствах преступления, проведенных неотложных следственных действиях и результатах оперативно-розыскных мер. На месте происшествия члены группы выполняют свои функциональные обязанности в соответствии с законом и нормативными документами, определяющими их права и обязанности на данном этапе. О результатах осмотра и проведении неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий члены следственно-оперативной группы информируют руководство прокуратуры, МВД, УВД.
Следственно-оперативная группа проводит расследование до момента установления лица, совершившего преступление, а затем по указанию прокурора республики (края, области) или его заместителей передает уголовное дело для дальнейшего расследования следователю по территориальности.
Обычно после осмотра места происшествия и проведения неотложных следственных действий члены следственно-оперативной группы с участием прокурора, начальника органа внутренних дел, а иногда и других сотрудников, принимавших участие в раскрытии умышленного убийства по «горячим» следам, собираются на совещание для анализа всех имеющихся к этому моменту материалов дела. На основе анализа выдвигаются следственные версии, определяются направления по их проверке, планируются дальнейшие следственные действия и оперативно - розыскные меры.
Исходя из предстоящего объема следственных действий, оперативно-розыскных мер, сложности дела, его особенностей и других обстоятельств дела, определяются количественный и качественный состав следственно-оперативной группы, целесообразность включения в нее эксперта-криминалиста, других специалистов, участковых инспекторов милиции.
Создание группы оформляется совместным приказом соответствующего прокурора и руководителя ОВД. В приказе перечисляются состав группы, ее руководитель, должностные лица, обеспечивающие контроль за работой группы. В необходимых случаях в обязанность отдельным должностным лицам вменяется выделение помещения, транспорта и других средств для обеспечения группы.
Члены следственно-оперативной группы выполняют свои функции в пределах прав, предоставленных им законом. На первоначальном этапе расследования руководитель следственно-оперативной группы должен быть освобожден от проведения следственных действий, поскольку на него возлагается обязанность по руководству всей группой. Как правило, руководитель группы должен выносить постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы и присутствовать при вскрытии трупа потерпевшего.
Важным фактором процесса
раскрытия преступления следственно-оперативной
группой является планирование. Руководитель
группы совместно со старшим оперативной
подгруппы составляет общий план
раскрытия и расследования
В плане определяются исполнители намеченных мероприятий, сроки их проведения. Организуя деятельность группы, руководитель определяет режим ее работы, порядок отчета членов группы о выполненных заданиях, поручениях, ведет учет хода выполнения намеченных следственных действий и результатов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Как показывает практика, наилучшим способом контроля за выполнением поручений, заданий на каждый день или определенное время является журнал ежедневного планирования работы группы, а также специальные карточки и таблицы.
В журнале ежедневно отражаются поручения и задания членам группы (следователям, оперативным работникам), информация, полученная ими, качество выполнения конкретного мероприятия, действия, которые еще необходимо осуществить для проверки полученной информации, конечные результаты проверки информации.
Если следственно-оперативная группа достаточно велика, целесообразно, чтобы журнал с подробными записями на каждый день вел один из членов группы, который по указанию руководителя будет осуществлять контроль за ходом получения результатов, докладывать их руководителю и вести различные учеты.
Следователь - член следственно-оперативной
группы всегда составляет локальный
план своих действий. Наиболее часто
они проверяют отдельные
Следователи - члены группы
не должны быть формальными исполнителями,
они обязаны активно
Когда по делу появляется несколько подозреваемых либо лиц, причастных к совершенному преступлению, целесообразно на каждое лицо завести специальную карточку, в которой отображаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес лица, информация, указывающая на его причастность к преступлению, его связи, кем и как проверялся и результаты проверки, если задержан или арестован, то основания и необходимость дальнейшей его проверки. Часто составляются «таблицы - шахматки» на всех лиц, проверяемых на причастность к данному преступлению, которые содержат такой же перечень вопросов, что и карточка.
Руководитель группы по мере необходимости проводит с членами группы совещания, на которых анализируются все материалы уголовного дела и полученная информация.
В небольших следственно-
На последующих этапах часто практикуется заслушивание группы о результатах расследования уголовного дела у прокурора области (края, республики), руководителя ОВД.
Если в следственно-оперативную группу включен прокурор - криминалист, то на него возлагаются обязанности по обеспечению сохранности изъятых вещественных доказательств и оказанию помощи следователю при назначении всех необходимых экспертиз, что, на мой взгляд, справедливо. Прокурор - криминалист имеет возможности наиболее профессионально сформулировать вопросы эксперту, провести осмотр вещественных доказательств (орудий преступления, одежды и т.д.), изъять отдельные следы (по каждому делу об умышленном убийстве приходится назначать от 10 до 40 различных экспертиз).
Включение в следственно-оперативную группу эксперта - криминалиста повышает не только эффективность осмотра места происшествия, но и его результативность, качество изымаемых следов. Эксперт-криминалист на месте происшествия знакомится с установленными обстоятельствами преступления, изменениями, внесенными в первоначальную обстановку различными лицами. Совместно с руководителем следственно-оперативной группы он моделирует событие преступления, определяет конкретные научно-технические средства, которые необходимо использовать для обнаружения, фиксации и изъятия следов и других вещественных доказательств.