Финансирование терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:55, реферат

Описание работы

Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации. Окончено с момента совершения любого из действий.

Файлы: 1 файл

Финансирование терроризма.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)
  1.  
    Нормы, направленные на криминализацию финансирования терроризма и сближение положений национального уголовного законодательства.
  2.  
    Нормы, определяющие стандарты деятельности финансовых учреждений и отдельных профессий в сфере противодействия финансированию терроризма. К данной группе относятся нормы, предусматривающие обязанности финансовых учреждений: идентификации клиентов и выгодоприобретателей, хранения документов, установления истины, создания системы внутреннего контроля, сообщения о подозрительных операциях, приостановления финансовых операций лиц, входящих в перечни террористов, подготовки персонала. Также сюда можно отнести нормы, регулирующие надзор за деятельностью финансовых учреждений и представителей отдельных профессий по противодействию финансированию терроризма.
  3.  
    Нормы, определяющие стандарты создания и деятельности подразделений финансовой разведки (ПФР), в том числе информационного обмена между ПФР.
  4.  
    Нормы, регулирующие создание международных перечней лиц, групп и организаций, финансовые активы которых должны быть заморожены.
  5.  
    Нормы, направленные на замораживание, изъятие и конфискацию денежных средств и иного имущества лиц, групп и организаций, включенных в международные и национальные перечни, а также иных лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма.
  6.  
    Нормы, регулирующие сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление и пресечение преступлений террористического характера, в том числе финансирования терроризма.

 
Можно отметить постепенное формирование принципа недопустимости квалификации терроризма и финансирования терроризма в качестве политических преступлений. 
 
^ Проблемы в сфере международно-правового регулирования борьбы с финансированием терроризма 
 
Система международно-правовых норм, направленных на борьбу с финансированием терроризма, начала формироваться относительно недавно и сегодня, на наш взгляд, ее еще нельзя назвать высокоэффективной. Существуют проблемы пробелов в регулировании на международном уровне, а также проблемы выполнения государствами обязательств, предусмотренных международно-правовыми нормами. 
 
К таким проблемам, на наш взгляд, относятся: ответственность государств, непосредственно участвующих в финансировании терроризма либо создающих условия для использования своей финансовой системы в целях финансирования терроризма; ответственность международных террористических организаций; распространение на преступления международных террористических организаций международной юрисдикции; взаимное признание национальных перечней физических лиц и организаций, причастных к террористической деятельности; регулирование условий и порядка раздела преступных доходов, конфискуемых по результатам расследований на территории нескольких государств; создание на национальном уровне эффективных механизмов реализации решений СБ ООН о замораживании активов; взаимодействие с частным сектором; техническое содействие.

Понятие "финансирование терроризма" раскрыто в примечании 1 к ст. 205.1 УК. Следует только оговориться: государственный обвинитель в судебном заседании должен располагать доказательствами, подтверждающими, что подсудимый предоставил средства или осуществил их сбор либо оказал финансовые услуги с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из перечисленных в примечании 1 преступлений либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из названных преступлений. Кроме того, необходимо иметь в виду, что перечень преступлений, данный в примечании 1 к ст. 205.1 УК, шире перечня, приведенного в ч. 1 этой же статьи, поскольку в него дополнительно включены преступления, предусмотренные ст. 205.1 и 205.2 УК.

 

 

2.7. Ликвидация  источников финансирования террористических  организаций

Виды финансирования террористических организаций. Финансирование отдельного акта терроризма, либо деятельности террористической организации, подразумевает умышленное снабжение террористов материальными средствами (прямое и завуалированное, наличное и безналичное).

Обычно выделяют два основных вида финансирования террористических организаций — внутреннее и внешнее.

К внутренним источникам можно отнести:

  • « финансовую и материальную помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп;
  • расхищение денежных средств, направляемых на восстановление экономики Чеченской Республики;
  • средства, поступающие от выкупа похищенных людей на территории Российской Федерации и других государств СНГ;
  • производство и оборот оружия, наркотиков и психотропных веществ;
  • подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств;
  • доходы, полученные от нелегального оборота горючесмазочных материалов в Чеченской Республике (данный источник является одним из наиболее весомых для финансирования террористической деятельности).

К внешним источникам финансирования относятся:

  • средства, поступающие от этнических диаспор, находящихся в наиболее экономически развитых регионах Российской Федерации и других стран СНГ;
  • финансовая помощь от происламских организаций и международных организаций экстремистского толка, общественных фондов и иных коммерческих организаций, находящихся в Саудовской Аравии, Судане, Иордании, Пакистане, Турции, Великобритании, США, Польше и некоторых других странах.

По данным МВД России ряд организаций, например: «Исламская помощь» (Великобритания), «Чеченское спасение» (США), «Международная исламская организация спасения» (Саудовская Аравия), «Объединенный Саудовский комитет благотворительной помощи Чечне и Косово» (Саудовская Аравия) финансирует международные экстремистские группировки.

Работа правоохранительных ведомств Российской Федерации на рассматриваемом направлении противодействия терроризму характеризуется определенными результатами. В частности, за 2003 г. и 8 месяцев 2004 г. органами внутренних дел путем привлечения к уголовной ответственности за преступления экономической направленности нейтрализована противоправная деятельность более 800 юридических лиц, подконтрольных этническим организованным преступным группировкам, состоящим из выходцев Северо-Кавказского региона. В ходе расследования уголовных дел изъято незаконно добытых материальных ценностей и денежных средств на сумму 750 млн руб., поддельных 270 тыс. долл. и более 10 млн руб. Органами безопасности установлено около 50 зарубежных неправительственных организаций и других структур, причастных к финансированию чеченских сепаратистов, а также установлено 13 банковских счетов за границей, используемых для этих целей. В рамках совместной специальной операции «Кавказ» подразделениями органов безопасности и внутренних дел выявлено хищений бюджетных средств на сумму более 50 млн руб., из числа направленных на восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики. В ходе реализации совместных мероприятий в Ростовской области пресечена деятельность преступного сообщества, члены которого изготовляли фальшивые доллары для расчета с бандами наемников в Северо-Кавказском регионе.

Взаимосвязь между преступлениями в сфере интеллектуальной собственности и финансированием терроризма. Проблема правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, в первую очередь — производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, превратилась сегодня в одну из глобальных, несущих многоплановых угроз мировому сообществу. Принципиально важна проявившаяся прямая взаимосвязь между нелегальными капиталами, получаемыми мировыми фальсификаторами, и международным терроризмом.

Преступления в сфере интеллектуальной собственности становятся предпочтительным способом финансирования многих террористических групп. Оно может осуществляться прямым участием террористической группировки в производстве, распространении и реализации поддельных товаров с использованием значительной части полученной прибыли.

Известны факты, когда организованные преступные группировки и террористические организации в России получали прибыль за счет производства и реализации контрафактных товаров. В частности, в 2000 г. был ликвидирован завод по производству пиратских компакт-дисков, которым руководили чеченские организованные преступные группы и который являлся источником финансирования чеченских сепаратистов и боевиков. Средний ежемесячный доход данной преступной группировки оценивался в 500 — 700 тыс. долл. США и использовался для закупки взрывчатых веществ и оружия, организации террористических актов.

Для определения оптимальной национальной стратегии и выработки на ее основе способов и методов борьбы с указанным явлением крайне важно правильно расставить приоритеты причинно-следственной взаимосвязи преступлений в сфере интеллектуальной собственности и финансирования терроризма.

Существующая система ликвидации кризисных ситуаций, связанных с проявлениями терроризма и иных форм экстремизма, во многом носит не упреждающий, а реагирующий характер на уже совершившиеся события или действия в основном с помощью правовых мер, направленных на пресечение уже известных, существующих террористических организаций и иных субъектов терроризма. Ясно, что эффективность подобного подхода не соответствует реальной ситуации, характеризуется непрерывным ростом риска террористических проявлений. Единственно перспективным является безотлагательное преобразование антитеррористической деятельности государства и его органов исполнительной власти в превентивную, направленную на прогнозирование, выявление, а также предотвращение преступлений террористического характера.

При этом весьма существенную, а в ряде случаев и определяющую роль играет разработка системного подхода ликвидации источников финансирования терроризма.

 

 

 

 

Противодействие финансированию терроризма

В последние годы терроризм вышел на первый план в ряду угроз глобальной безопасности. Одной из наиболее острых проблем оказалась его финансовая самодостаточность. Прежде радикальные группировки, использовавшие террористические методы, представляли относительно маргинальные силы и нуждались в постоянной подпитке со стороны каких-либо государств. Теперь же современные транснациональные террористические сети успешно перешли на самофинансирование и располагают устойчивыми источниками получения собственных средств.

Ярким примером подобной сети стала «Аль-Каида», которая обладала значительными финансовыми средствами и имела различные варианты их пополнения. Она не только не зависела от поддержки какого-то из правительств, а сама была в состоянии поддерживать ряд режимов, не говоря уже о способности самостоятельно оплачивать свою инфраструктуру, каналы коммуникаций, систему подготовки и операции. Формирование самодостаточной сети стало главной «заслугой» и основным источником личного авторитета и власти Усамы бен Ладена. Ряд авторов склонен рассматривать «Аль-Каиду» в первую очередь как разветвленную систему сбора и накопления средств – своего рода всемирную финансовую базу глобального джихада. Не случайно «аль-каида» в переводе с арабского и означает «база».

Долгие годы борьба с группировками террористического характера велась прежде всего путем давления на государства, которые их финансировали. Сегодня «государственное финансирование» терроризма явно сокращается[1], но от этого бороться с ним не становится легче. «Терророопасные» радикально-националистические, революционные, лево- и правоэкстремистские группировки приобщились к теневой экономической деятельности и обросли связями с международной преступностью. Сложнее обстоит дело с радикальными исламскими сетями джихадистского типа[2], финансирование которых отличается рядом уникальных особенностей.

Изучение проблем финансирования радикальных организаций, ведущих террористическую деятельность или использующих террористические методы в вооруженной борьбе, – задача не из легких. Она многократно усложняется, когда речь заходит о группировках радикально исламского толка. Причиной тому служит значительная роль религиозной составляющей в их идеологии, организационном строении, повседневной деятельности и собственно финансировании.

Ислам уделяет особое внимание благотворительности и пожертвованиям как религиозному долгу мусульманина. В исламском мире благотворительность стала одним из основных видов общественной и финансовой активности, а исламские благотворительные фонды и сети социальной помощи – основными общественными организациями.

Этим во многом объясняется широкая поддержка исламских организаций – их социальная работа часто не просто вбирает в себя элементы общественного протеста (против светских правительств мусульманских стран и/или западных обществ), она в известном смысле становится формой его выражения. Если речь идет о радикальных организациях, выдвигающих религиозно-политические цели и не делающих различий между политикой, религией и обществом, понятий в самом деле нераздельных в фундаменталистской трактовке исламского государства, то поддержка соответствующих объединений может органично перерасти и в поддержку их конкретных протестных действий, даже вооруженного насилия.

Система финансирования исламских группировок, в том числе радикальных, формировалась не под влиянием случайных обстоятельств, а в значительной мере была производной от их идеологии. Основой финансового благополучия радикально-исламских движений остается поддержка их социально-политических по смыслу и религиозно-философских по форме целей населением мусульманских стран. Эти цели по-прежнему созвучны мироощущению тех социальных слоев (включая элитные), которые «оказались за бортом» светской модернизации западного типа или не пожелали принять ее условия. В политико-психологическом отношении к таковым плотно примыкают неинтегрированные элементы мусульманских диаспор в странах Запада.

Информация о работе Финансирование терроризма