Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:11, курсовая работа
Актуальность изучения проблемы распространения латентной преступности определяется необходимостью реализации отправных принципов уголовно-правовой политики. Прежде всего речь должна идти о последовательной реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности лица, совершившего преступление, об обеспечении полноты и всесторонности расследования и разрешения уголовных дел, а также адекватности и соразмерности средств правового воздействия на лиц, совершающих преступления, что, по сути, является обязательным условием вынесения справедливого наказания, его индивидуализации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…....3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ..6
1.1. Понятие и виды латентной преступности……………………….6
2. Криминологическая характеристика латентной преступности….10
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ……....18
2.1. Теоретические основы профилактики латентной преступности……………………………………………………………...18
2.2. Специальная профилактика искусственной латентной преступности……………………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..29
Список источников и литературы……………………………………….31
При анализе результатов опроса следует иметь в виду, что их нельзя прямо сопоставлять с данными уголовной статистики, поскольку в процессе опроса выявляется число потерпевших, а не количество преступлений и преступников. В то же время анкетирование позволяет сопоставить общее количество потерпевших с теми из них, кто обращался в правоохранительные органы, и тем самым выявить удельный вес латентных преступлений.
Весьма полезные результаты можно получить путем сопоставления данных уголовной статистики и статистики административных и дисциплинарных правонарушений, гражданско-правовых деликтов. Если показатели статистики свидетельствуют о снижении количества фактов обмана потребителей, а по данным торговой инспекции их количество, напротив, возрастает, значит, есть основания полагать, что растет латентность этого вида правонарушений.
Одним из методов выявления латентной
преступности является анализ заявлений,
жалоб, сообщений о преступлениях,
поступивших в
Хорошо зарекомендовали себя на практике локальные методы изучения латентности. Например, сведения о количестве фактов причинения вреда здоровью, полученные в поликлиниках, больницах, можно сопоставить с данными органов милиции, прокуратуры, суда.
Достаточно эффективным
Подводя итоги главы можно сделать вывод, что для криминологического анализа признаков и показателей преступности важно иметь четкое представление об источниках соответствующей информации. В практической деятельности наиболее часто используются следующие из них: статистические отчеты о преступности, карточки на совершенное преступление, на лицо, совершившее преступление, на обвиняемого, подсудимого; результаты обобщения уголовных дел и материалов о преступлениях; данные социально-экономической, социально-демографической и другой статистики; результаты криминологических исследований, а также изучения общественного мнения о преступности; сведения об иных правонарушениях (пьянстве, наркомании, проституции). Эти источники первоначальной криминологической информации служат отправной точкой для изучения преступности и познания ее существенных характеристик.
При всей важности и значимости названных
источников они, к сожалению, не могут
объективно и полно воспроизвести
целостную картину
Анализ состояния латентной преступности, ее тенденций и прогностических оценок свидетельствует, что она сегодня представляет собой качественно новый феномен, как по своим масштабам, так и по степени негативного влияния на всю жизнедеятельность общества, на обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан. Поэтому все более актуализируется задача усиления противодействия всего общества этому негативному явлению, использования в целях решительного перелома криминальной ситуации сложного комплекса экономических, социально-политических, воспитательных, правоохранительных мер.
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1. Теоретические основы профилактики латентной преступности
В зависимости от направленности профилактические мероприятия
можно поделить на общесоциальные (общая
профилактика), специальные (специальная
профилактика), индивидуальные (индивидуальная
профилактика). На общесоциальном уровне
— это разрешение крупных социально-экономических
и иных проблем функционирования общества
и как следствие — положительное влияние
на динамику, структуру и причины преступности
в целом. На специальном уровне — это влияние
на конкретные социальные группы (микросреду),
в которых формируются конфликтные ситуации;
виды и формы преступного поведения, профилактика
преступлений в определенных сферах общественной
жизни (иными словами, такая профилактика
называется криминологической). На индивидуальном
— это позитивное видоизменение системы
ценностных ориентации лица, преодоление
его антиобщественных взглядов и установок;
недопущение совершения преступления
конкретным лицом, попавшим в поле зрения
правоохранительных органов (такую профилактику
еще называют индивидуально-
Органы внутренних дел и подразделения полиции участвуют на всех уровнях профилактической деятельности. На общесоциальном уровне они принимают участие в разработке государственных и региональных программ борьбы с преступностью, делают конкретные предложения по экономическим, социальным и иным вопросам функционирования государства. Совокупность этих действий помогает устранению причин и условий, которые способствуют совершению преступлений или порождают их. Если профилактика на общесоциальном уровне воплощается в жизнь в процессе решения крупномасштабных задач, которые стоят перед государством в целом, и обязана решаться всеми государственными и общественными структурами, то профилактику на специальном и индивидуальном уровнях необходимо осуществлять исключительно государственными органами и общественными организациями, в сферу задач которых включается борьба с преступностью. И сутью такой деятельности должны быть организационные и практические меры, которые направлены именно на профилактику преступности в целом, преступности какого-либо вида или конкретного преступления и на недопущение совершения преступлений со стороны конкретных лиц14.
Принцип комплексности
и интегративнести
На профилактику преступлений с использованием оперативно-розыскных возможностей подразделений органов внутренних дел ученые-криминологи обратили внимание сравнительно недавно, но их высказывания ограничились лишь допустимостью использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактической работе органов внутренних дел.
В отличие от криминологов, ученые, которые специализируются в области оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, не только сформулировали такой вывод значительно раньше, но и теоретически доказали необходимость использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактике преступлений.
К настоящему времени ученые-криминологи однозначно пришли к выводу о специфичности деятельности подразделений полиции по профилактике преступлений. Они говорят о том, что наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия необходимо применение и оперативно-розыскных мер, а термин «оперативно-розыскная профилактика» прочно закрепился в их лексиконе. Такой подход к осуществляемой подразделениями полиции профилактике преступлений представляется единственно верным, потому что перед ней стоит задача комплексного проведения опережающих, предохранительных мер, которые направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, профилактическое воздействие на лиц, склонных к их совершению.
Как отмечает Р.М. Акутаев: «Учитывая, что подобные лица замышляют преступления втайне от окружающих, вынуждены прибегать к различным ухищрениям и уловкам, пытаясь скрыть криминальную активность, разрешать стоящие задачи без использования оперативных возможностей подразделений полиции крайне затруднительно»15.
Органы внутренних дел как одна из основных структур органов уголовной юстиции разрешают оперативно-служебные задачи в сложной социально-политической и экономической обстановке, которая характеризуется продолжением роста инфляции, ухудшением благосостояния значительных групп населения, ростом социальной напряженности. Осуществление экономических реформ приумножило процесс социальной дифференциации населения. Положение же в сфере борьбы с преступностью тревожное: преступность стала угрожать основным устоям российской государственности, соблюдению законности, обеспечению безопасности граждан.
В складывающейся ситуации руководство страны установило перед МВД России задачи: «увязать» решение борьбы с преступностью и ее профилактики с государственной политикой в целом, разработать системное видение перспектив развития преступности и осуществить комплексный подход к их решению. Вот почему профилактическая деятельность органов уголовной юстиции в целом, и органов внутренних дел в частности, отмечается в настоящее время в качестве одной из ведущих приоритетных функций, которые обеспечивают достижение реальных результатов в борьбе с преступностью.
Определение профилактики преступлений в качестве приоритетной функции должно предполагать выбор научно обоснованного критерия ее отграничения от других. Данный вопрос чрезвычайно важен в силу того, что отсутствие единого критерия классификации может привести к обилию разнообразных мнений. К сожалению, приходится отмечать, что до настоящего времени эта проблема в теоретическом плане, применительно к деятельности полиции, не приобрела своего научного толкования.
При этом нужно иметь в виду, что ни одна функция полиции не определяется в «чистом» виде, не выступает в качестве изолированной от других, что обсуждаемая категория «оперативно-профилактическая функция полиции» все же не абсолютно реальная деятельность, а в значительной мере абстрактная, теоретическая категория, которая отражает объективную закономерность в деятельности полиции. Формируясь в явление, объективно существуя, эта деятельность дополняет другие направления деятельности полиции и распределяется по множеству субъектов — ее исполнителей. Вместе с тем эта функция направлена на решение определенных самостоятельных задач, которые стоят в целом перед полицией, и она реализуется при соблюдении определенных принципов, присущих оперативно-розыскной деятельности. Эта функция реализуется также путем использования специфических сил, средств и методов, которые свойственны только подразделениям, осуществляющим агентурно-оперативную работу16.
Выступая одной из основных направлений деятельности подразделений полиции, оперативно-профилактическая функция базируется на законодательной, ведомственной нормативной и научной основе и предполагает деятельность по практическому воплощению в жизнь задач, стоящих перед ними, в соответствии с их компетенцией, в целях защиты жизненно важных потребностей общества от преступных посягательств, и реализуется ее структурными подразделениями путем осуществления возложенных на них полномочий.
Универсальный характер методологического подхода к определению одной из приоритетных функций подразделений полиции может позволить использовать его с отдельными незначительными корректировками и применительно к другим функциям подразделений полиции.
Следует также отметить, что не каждая функция подразделений полиции может получить однозначное отражение в ее деятельности. Ряд функций могут воплощаться в жизнь в таком объеме и содержании, что не требуют оформления в самостоятельную функцию, в основном это относится к общим или сквозным функциям, свойственным не только подразделениям полиции, но и органам внутренних дел в целом.
Комплексный подход к исследованию проблем оперативно-розыскной профилактики, использование при этом различных отраслей научных знаний позволяют определить ее сущность: на индивидуальном уровне она возможна, если лицо собирается совершить какое-либо преступление либо готовится к его совершению, при условии, что в содеянном не содержится признаков состава преступления; оперативно-розыскные мероприятия применяются не в качестве средства, которое обеспечивает привлечение лица к уголовной ответственности, а наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней; первоочередная направленность оперативно-профилактических мероприятий на недопущение совершения преступлений, а не правонарушений в целом.
Все тактико-организационные формы оперативных действий МВД являются взаимосвязанными между собой и, следовательно, взаимодополняемыми. Организация работы подразделений полиции в соответствии с существующими организационно-тактическими формами позволяет реализовать наиболее важные для этого вида деятельности принципы: наступательности и активности, поступательности и наращивания мощи в своих действиях (от единичного, инициативного применения отдельных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности до комплексного и постоянного).
Первая организационно-