Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Круг лиц, которые наиболее часто становятся жертвами преступлений, определяется путем выявления виктимности среди людей. Она различна в преступлениях разных видов. Например, при автотранспортных преступлениях стать жертвой может любой человек, и для этого не имеют особого значения взаимоотношения между преступником и жертвой; при убийствах, наоборот, очень остро стоит вопрос о так называемой бытовой преступности. Есть преступления, при которых жертвами часто являются знакомые преступника. Их доля очень высока, например, при умышленных убийствах, изнасилованиях. Наличие «бытового» элемента вызывается обычно повышенной конфликтностью в ближайшем окружении, затрагиванием личных интересов, а увеличение виктимности находится в непосредственной зависимости от деформации нормальных взаимоотношений в семье, производственном коллективе, приятельской среде.

Роль жертвы в совершении преступления - существенный фактор. Так что в пределах криминальной ситуации поведение жертвы по-разному классифицируется в зависимости от нормативно-правовой оценки ситуации. Ее поведение может быть:

правомерным, когда жертва реагировала допускаемым законом способом на общественно опасное и виновное поведение преступника (например необходимая оборона при нападении), выполняла свой гражданский долг (например свидетель дает изобличающие опасного преступника показания);

неправомерным, когда поведение жертвы содержит объективные и субъективные признаки преступления или другого правонарушения;

нейтральным, когда между поведением жертвы и поведением преступника отсутствует прямая связь.

Особое виктимологическое значение имеет неправомерное (виновное) поведение жертвы ввиду содержащегося в нем высокого виктимного потенциала. Часто такое поведение является провокацией и источником конфликта.

Криминологическая значимость виктимного поведения, достаточно характерная для многих жертв преступлений, позволяет дать им определенную типологию по степени виктимности.

1. Случайная жертва. При отсутствии виктимогенных признаков, либо когда они незначительны и не связаны с преступлением, лицо становится жертвой в результате стечения обстоятельств (случайное попадание на виктимное место и в виктимное время, где сконцентрированы потенциальные жертвы, или попадание на место и во время, где случайно возник конфликт, к которому жертва не имеет никакого отношения). В большинстве случаев взаимоотношения между будущей жертвой и преступником возникают ситуативно, непосредственно перед совершением преступления. Возникшее взаимоотношение не зависит ни от воли и желания жертвы, ни от воли и желания преступника.

2. Жертва с незначительными качествами риска и живущая при нормальных для всех людей факторах риска, виктимность которой возросла непредвиденно, под влиянием конкретной неблагоприятной ситуации. К этой группе могут быть отнесены так называемые обременительные или неудобные лица, в частности, младенец либо неизлечимо больной супруг или супруга, являющиеся препятствием для нового брака. Обременительные (неудобные) лица ставшие жертвами убийства, не имеют, как правило, возможностей противодействовать грозящей им опасности. Они не провоцируют преступление. Генезис преступления связан с самим фактом существования этих лиц, мешающих реализации чаще всего безнравственных жизненных планов.

3. Жертва с повышенными качествами риска, в отношении которой действует комплекс факторов риска. К этой группе относятся два основных типа жертв: 1) жертвы неосторожных преступлений, когда характер выполняемой ими работы или их поведение как участников движения по улицам и дорогам таит более высокую, чем обычная, виктимность; 2) жертвы умышленных преступлений, профессиональный статус которых содержит повышенный риск виктимности (работники милиции, инкассаторы, таксисты, банкиры, бизнесмены, работники охраны и др.).

4. Жертва с очень большими  качествами риска, нравственно-правовая деформация которой не отличает ее от некоторых ярко выраженных правонарушителей. Такие лица характеризуются прочной асоциальностью или антисоциальностью: алкоголики, бомжи, наркоманы, проститутки, члены организованных преступных формирований и др. Многие из них обычно ранее были судимы за различные преступления.

Данная типология жертв, равно как и другие, нужна не столько для их изучения, сколько для организации специального направления предупредительной работы - виктшюлогической профилактики. Мероприятия виктимологической профилактики, по мнению А.И. Алексеева, могут быть различными и сведены в две основные группы. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда (распространение специальных памяток - предостережение о том, как уберечься от преступника, не стать жертвой преступления, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д.). Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности (беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

 

План:

  1. Понятие личности преступника
  2. Соотношение социального и биологического в личности преступника
  3. Структура личности преступника
  4. Типология преступников

 

  1. Понятие личности преступника

 

Проблема личности преступника - одна из центральных и наиболее сложных криминологических проблем. Под личностью преступника понимается совокупность ее социально значимых негативных свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение.

Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью, которая носит не всеобъемлющий характер, а проявляется в ряде доминирующих ориентации личности, ее ведущих мотивациях, например, насильственной или корыстной. Указанная криминогенная ориентация личности, определяет содержание ее общественной опасности и ее преступного поведения.

Важное значение имеет изучение личности преступника для установления причин совершения преступлений. Причинами являются социально негативные качества и, прежде всего, криминальная мотивация поведения личности, которые взаимодействуют с криминогенными условиями среды и ситуации. Знание этих факторов необходимо для специальной, в том числе индивидуальной, профилактики, суть которой состоит в коррекции криминогенных свойств личности и нормализации условий ее дальнейшего формирования и жизнедеятельности.

Криминологическое изучение личности преступника проводится на двух уровнях: индивидуальном, групповом.

Изучение на первом уровне направлено на установление индивидуально-психологических особенностей личности конкретного преступника. Оно имеет большое практическое значение в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, в деятельности исправительных учреждений, а также способствует разработке научных основ и методик индивидуальной профилактики.

Второй уровень - групповой - изучение личности преступников предполагает исследование типов, категорий преступников, выделяемых по сходству совершаемых преступлений и содержания личностных социально значимых свойств субъектов деяний. Изучение категорий и типов преступников необходимо как для разработки мер борьбы с отдельными видами преступлений (насильственными, корыстными и т.д.), так и для реализации этих мер.

 

2. Соотношение социального и биологического в личности преступника

 

Одна из коренных проблем изучения личности преступника - соотношение социального и биологического. Эта проблема имеет научное, практическое, правовое значения. Специфическим основанием повышенного интереса к биологической и социально-психиатрической проблематике является необходимость более глубокого объяснения насильственной преступности, рецидива преступности несовершеннолетних и неосторожной преступности, связанной с использованием источников повышенной опасности.

Человек - биосоциальное существо. Биологическое и социальное выступают в нем во взаимодействии. Однако составные элементы этого взаимодействия неравнозначны. Определяющим фактором психического развития личности является социальная среда. Биологическое в человеке не отрицается, не уничтожается, а включается в качестве низшего, соподчиненного элемента в высший (социальный) элемент не в чистом, а в преобразованном (социализированном) виде. Биологическое оказывает влияние на поведение человека не прямо, а опосредованно. При этом биологическое ни в коей мере не определяет содержательную сторону личности - содержание в ней определяется социальным фактором.

Опосредованное влияние биологических элементов личности может сказываться и в некоторых формах антиобщественного поведения, например, в насильственных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Некоторые ученые объясняют агрессивное поведение человека, в том числе и преступные формы его выражения, прямым проявлением врожденных агрессивных устремлений человека. Это не совсем так. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раздражитель: например, сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, соответствующий холерическому темпераменту, может располагать к агрессивному поведению в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.

Таким образом, социальные факторы (в данном случае - условия и особенности семейного воспитания) являются решающими в формировании и развитии у ребенка, подростка, а затем и взрослого человека агрессивного поведения, которое может принимать в случае нравственной деформации личности антисоциальные формы выражения.

Важное направление в исследовании влияния биологических факторов на преступное поведение связано со случаями, когда у преступника имеются физические или психические аномалии, которые влияют на поведение, облегчая и стимулируя действие криминогенных личностных ориентации, побуждений. Их необходимо учитывать при оценке общественной опасности личности.

К психическим аномалиям (пограничным состояниям), которые должны учитываться при оценке общественной опасности лиц, совершивших преступления, относятся психопатия, алкоголизм, наркомания, слабоумие в форме дебильности, не исключающее вменяемости, травмы центральной нервной системы, эпилепсия. Они снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных; ослабляют волевой контроль; облегчают реализацию случайных, в том числе антисоциальных, действий; создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде.

Среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще всего встречаются такие аномалии: психопатия и психопатические состояния - у 33 %; органические поражения центральной нервной системы - 19 %; ушибы головного мозга - 18 %; хронический алкоголизм - у 21 %. В целом среди убийц лица с психическими аномалиями составляют более 70 %.

Среди рецидивистов удельный вес психопатов, по данным исследований, составляет 75-90 %, в то время как среди всех преступников он колеблется в интервале 15-65 %.

Удельный вес лиц, совершивших убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования в состоянии алкогольного опьянения, достигает в среднем 78 %.

Также отмечается интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, опережающий по темпам почти в четыре раза рост преступности несовершеннолетних в целом.

 

3. Структура личности  преступника

 

В криминологической литературе наиболее распространена следующая точка зрения на структуру личности.

Уголовно-правовые признаки: квалификация преступления, направленность посягательства, степень тяжести, форма вины, мотив, цель, одиночный или групповой характер, рецидив, распространенность пьянства, наркомании и др.

Социально-демографические признаки: пол, возраст, социальное положение, образование, гражданство и т.д.

Социально-психологическая характеристика - это социально-ролевая характеристика личности преступника, которая вытекает из занятия ею определенных социальных позиций.

Психологические особенности (интеллект, способности, навыки, привычки, волевые и эмоциональные свойства, потребности, интересы, ценностные ориентации, отношение к нормам морали и права, избираемые способы удовлетворения потребностей и др.).

Названные признаки применительно к личности преступника составляют ее криминологическую характеристику. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"