Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Сущность человека двуедина. Для выражения этой двуединой сущности используются два понятия: индивид (носитель биологического начала в человеке), личность – отражение социальных характеристик в человеке, разных видов активности: биологической, без которой нет личности; познавательной – способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, состояниями и фактами; социальной – умение сотрудничать с людьми, выполнять социальные роли, жить ради людей; творческой – умение влиять на ход событий в собственной жизни и жизни общества, развивать в себе духовные начала.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие личности преступника 5
2. Криминогенные качества преступника 10
3. Структура личности преступника 11
4. Дискуссионные проблемы. Соотношение социального
и биологического в личности преступника 13
Заключение 18
Использованная литература 19

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

    Поэтому в определение личности  преступника должны включаться  криминологически значимые свойства, т.е. такие особенности личности, которые в совокупности с другими  обстоятельствами обусловили совершение  преступления. Изучение личности  преступника должно позволить  выявить свойства личности, которые  могут быть объектом профилактического  воздействия, а также социальные  условия, которые сформировали данные  свойства.

    Величина криминогенности того  или иного отрицательного качества  человека зависит не только  от его содержания, но и от  степени устойчивости. Такой подход  дает возможность нетрадиционно анализировать личность преступника, в определенной мере объясняет, почему человек, не имеющий негативных взглядов и убеждений, может совершить отрицательные поступки. Анализ криминогенных качеств личности позволяет глубже понять характер преступления. Авторы монографии «Личность преступника» предлагают такую классификацию преступников: случайный преступник, ; ситуационный; неустойчивый; злостный; особо опасный11.

    Для того чтобы понять, какой  тип преступника перед нами, необходимо  не только проанализировать характер  преступления, но и тщательно  изучить личность. При исследовании различных типов преступников просматривается взаимосвязь личности и неблагоприятной обстановки совершения преступления: чем менее криминогенна личность, тем большую роль в мотивации преступного поведения играют неблагоприятные внешние обстоятельства. И наоборот, чем более криминогенна личность, тем меньше роль объективных условий в процессе принятия решения о совершении преступления.

Структура личности преступника.   

    Все многообразие личностных  качеств с целью облегчить  изучение и анализ делят на  определенные группы, совокупность  которых принято называть структурой  личности. Ученые выделяют различные  группы указанных качеств, а соответственно  и структуры личности различны. Рассмотрим наиболее простую  и общепризнанную классификацию  личностных свойств, согласно которой  все качества личности можно  разделить на три группы: социально-психологические (убеждения, взгляды, интересы, социальные ориентации, умения, навыки, привычки, стереотипы поведения, установки); психофизиологические (тип темперамента, способности, особенности мышления); социально-демографические (пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, семейное положение, материальное положение, место жительства, жилищно-бытовые условия, судимость).

    Наибольшее криминологическое значение  имеет анализ социально-психологических  качеств личности. Ели мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практически все самое главное о нем. И именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычки можно считать проекциями убеждений на неосознанном уровне – вначале человек сознательно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. Основой формирования убеждений являются взгляды, знания. Сначала человек узнает что-либо, он строит поведение в соответствии со своими знаниями и в зависимости от того, приносит или не приносит определенное поведение ему удовлетворение, он приходит к убеждению в правильности своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек уверен. Роль убеждений, взглядов, умений, привычек, в мотивации преступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека.

    Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсутствие антикриминогенных умений.

    Криминогенные качества человека подразделяются на несколько групп:

- криминогенные  качества, нейтрализующие сдерживающее  воздействие совести;

- криминогенные  качества, нейтрализующие сдерживающее  воздействие уголовного наказания;

-  криминогенные  качества, нейтрализующие сдерживающее  воздействие общественного осуждения;

- отсутствие  умений, необходимых для реализации  сдерживающего влияния трех указанных  фактов.

    Об иных качествах личности  можно судить изучая социально-демографические  характеристики личности. Например, по образованию можно сделать  вывод о наличии у человека  тех или иных знаний, по факту, работал ли человек до призыва  на военную службу – каково  его отношение к труду.

Дискуссионные проблемы. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

      В связи с изложенным необходимо остановиться на вопросе о соотношении социального и биологического в личности преступника. Суть заключается в том, от каких качеств человека зависит преступное поведение:

- от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, быстрота реакции);

- от тех, которые он приобрел в процессе  жизни в обществе (в результате  воспитания, обучения, общения, т.е. процесса  социализации).

     Личность можно рассматривать, как структурную целостность биогенных, социогенных и психогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, социальной и психологической структур личности. Существует три точки зрения на соотношение данных факторов.

       В социальной структуре личности  выделяются следующие элементы:

- способ  реализации в деятельности социальных  качеств, проявляющийся в образе  жизни и в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой  видах деятельности;

- объективные  социальные потребности личности. Личность – это органическая  часть общества, поэтому в основе  ее структуры лежат общественные потребности. Структура личности детерминируется объективными закономерностями, определяющими развитие человека, как общественного существа к творческой деятельности, знания, навыки;

- степень  овладения культурными ценностями  общества, т.е. духовный мир личности. Основной вопрос становления  личности – превращение мотив  в то устойчивое, что характеризует  личность.

    У каждого человека социальная программа, заданная внешним миром, преломляется через интеллект и чувственно-эмоциональную сферу, постепенно становится внутренним содержанием личности. Биологическое в человеке выступает в качестве материальной предпосылки для развития его социальной сущности. Практическая необходимость определять влияние биологических факторов на преступное поведение возникает тогда, когда у преступника имеются физические или психические аномалии, которые влияют на поведение, облегчая или стимулируя действие криминогенных личностных ориентаций. Физические свойства, не изменяющие психологического состояния виновного или потерпевшего, по сравнению с нормотипическим для данной социальной группы, как правило, не имеют существенного значения для объяснения преступного поведения, хотя могут быть учтены при подбора мер профилактики.

    Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

    Элементами психологической структуры  являются черты личности, взаимосвязанные  в четыре подструктуры личности, необходимые и достаточные для включения в них всех возможных черт личности, известных в настоящее время в психологии.

    Первая подструктура – это, в  основном, социально-обусловленные, свойства  личности (мировоззрения, взгляды, убеждения, желания, интересы, склонности, идеалы, направленность).

    Вторая подструктура – это  жизненный и профессиональный  опыт, состоящий из знаний, навыков, умений и привычек. Каждый элемент  только в том случае можно  считать свойством личности, когда  он уже достаточно прочно сформирован  и проявляется в деятельности  и поведении.

    Третья подструктура – это  индивидуальные особенности отдельных  психических процессов и состояний  или форм отражения объективного  мира (ощущение восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, представление, воля, эмоции и чувства).

    Четвертая подструктура – биологически  обусловленные свойства личности (темперамент, биологические потребности, задатки, возрастные и половые  свойства личности, ее органические  изменения).

    Если исходить из того, что  преступность – антинормативное  явление, необходимо признать, что одним из признаков ее является уголовно-правовой характер. Преступность в данной трактовке – это сложная совокупность преступлений с некоторыми признаками системы. Таким образом, преступность вторична по отношению к правовому регулированию человеческого поведения: нарушение запрета появляется после установления запрета. До появления нормативного регулирования оценивать совокупность различных нарушений как преступность некорректно.

    Если говорить о сущности правового  регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен, во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять; во-вторых, сознательно руководить своим поведением, то есть у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему.

    Основные биологические признаки  так называемого прирожденного  преступника отрицает свободу  воли. Нормативный запрет изначально  не способен удержать их от  этих действий, а следовательно, такие «прирожденные преступники»  находятся за пределами правового  регулирования, и, несмотря на внешнюю  похожесть эти деяний на преступления, их к разряду преступных отнести нельзя.

    Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимым биологическим качеством, а, например, социально обусловленное чувство мести или желания жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо.

    Большую сложность представляет  анализ совокупности биологических  и социальных качеств. Были случаи, когда убийца совершал преступление  под влиянием не поддающихся самоустранению импульсов к кровавым делам. При этом он не только не пытался избавиться от этих импульсов с медицинской помощью, но, наоборот, направлял весь свой интеллект на то, чтоб найти преступный способ разрядки и обеспечить свою безнаказанность. Но были и такие случаи, когда лица, совершившие преступления такого типа, осуждались и отбывали наказания. После выхода на свободу при проявлении импульсов добровольно обращались к специалистам, и им оказывалась достаточно эффективная медицинская помощь. Это показывает, что эти люди способны правильно воспринимать правовые запреты и с помощью общества удержать себя от совершения преступления. Если общество не оказывает им своевременной помощи, это уже не биологическая, а социальная предпосылка преступления. И в случае совершения преступления лицами такого типа именно она окажется решающим фактором преступного поведения.

    В то же время данная категория  людей, несомненно, оказывается в  более сложных по сравнению с обычными гражданами положениях. В целях обеспечения большей справедливости при решении вопроса об уголовной ответственности таких лиц законодатель в УК РФ ввел специальное положение об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст.22 УК). Такие лица подлежат уголовной ответственности в соответствии с законом, однако «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера».

    Некоторые ученые уделяют большое  внимание тем явлениям, которые  юристы относят к разряду общественно  опасных деяний, совершенных в  состоянии невменяемости. Но эта  позиция достаточно уязвима, потому  что за пределами анализа антропологов  в этом случае остается значительный  массив преступлений.

    Теологический подход как бы  переносит проблему преступности  в совершенно иную плоскость, где вопросов в соотношении  социального и биологического  практически не возникает.  Учение о личности преступника в криминологии базируется, таким образом, на концепции социальной сущности человека и рассматривает личность преступника как результат негативных отношений с обществом, конфликта связей и отношений с ним. На этой основе и строится система предупреждения преступлений.

Информация о работе Личность преступника