Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, реферат
В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения субъективных элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности.
1. Понятие причин и условий индивидуального преступного
поведения, их соотношение и взаимосвязь с причинами
преступности……………………………………………………………………..3
2. Социально-психологический механизм совершения
конкретного преступления………………………………………………………7
3. . Понятие ситуации совершения преступлений. Роль
потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации……………….....12
Задача………………………………………………………………………...…18
Список литературы.
Наиболее общественно опасны и
чреваты криминальными
С целью получения желаемого
результата в своей потребности
индивид осмысливает имеющиеся
для этого объективные
Так, любой человек в большей
или меньшей мере испытывает потребность
в самовыражении и
Выбор зависит от ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще большей степени выбор зависит от нравственных свойств индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами и средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов.
Например, в основе присвоения или
растраты лежит стремление к приобретению
материальных благ, которое само по
себе не является антисоциальным. Но удовлетворение
данной потребности должно согласовываться
с возможностями общества, производиться
в соответствии с установленными
принципами распределения. Игнорирование
такого положения, получение материальных
благ обходным путем нарушает общественные
интересы и образует криминал. Даже
жизненно необходимая потребность,
если она удовлетворяется ценой
существенного нарушения
В еще большей степени
это относится к случаям
Отсюда следует, что важным направлением
профилактики преступлений является надлежащее
нравственное формирование личности,
выработка у каждого индивида
социально оправданных
Значит, нравственные свойства человека, влияющие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают неожиданно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его личности. Случайность, конечно, не исключена. В ряде случаев ее бывает достаточно много, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности сохраняются условия, способные питать и поддерживать индивидуалистическое сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, определенные лица становятся его носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, не только не способной совершить преступление, но и противостоять издержкам, встречающимся в общественных отношениях. Важная роль в этом принадлежит органам внутренних дел.
3. Понятие ситуации совершения преступлений. Роль
потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации
Ситуация – это влияющая на поведение человека в данный момент совокупность обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих преступлению, либо нейтральных.6 Роль ситуации в механизме преступления в значительной мере зависит от того, какая группа факторов определяет «лицо» данной ситуации, превалирует в ней. В связи с этим ситуации можно классифицировать на два основные вида – криминогенные и не криминогенные.
Криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержания положительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления, являются благоприятными для достижения преступного результата. Такие ситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие» моменты. По источнику формирования криминогенные ситуации можно разделить на три группы:7
Ситуации первой группы нередко складываются вследствие целеустремленных поступков субъекта, специально направленных на создание условий, наиболее благоприятных для осуществления его преступных намерений. Они могут быть созданы и такими действиями лица, которые первоначально были направлены на совершение другого преступления либо на достижение совсем другой цели, а также антиобщественным, аморальным, но не преступным поведением.
Ситуации второй группы часто возникают из-за упущений и недостатков в деятельности государственных органов, хозяйственных и общественных организаций, отдельных должностных лиц. Они могут порождаться также аморальными, противоправными и неосторожными действиями потерпевших и свидетелей, возникать под влиянием предрассудков, отсталых взглядов, традиций и представлений, бытующих среди некоторых микрогрупп или общностей. Существование таких ситуаций может быть связано с несчастным случаем или с действием стихийных сил природы.
Наиболее распространены ситуации третьей группы. В каждой конкретной ситуации может преобладать та или иная группа таких обстоятельств.
Криминогенные ситуации не могут существовать в чистом виде, то есть состоять только из криминогенных факторов. В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.
Действия
преступника часто зависят не
только от его личностных особенностей,
наклонностей и стремлений, но и
от поведения потерпевшего, который
своими неосторожными, аморальными
и противоправными поступками может
подать «идею» преступления, создать
криминальную обстановку, облегчить
наступление преступного
В настоящее время, когда криминология располагает необходимыми материалами о личности преступника и его поведении, продолжает ощущаться потребность в сведениях о тех, кто становится жертвой насилия или кражи. Знание этих лиц, их анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, т.е. установить группы риска и «работать» с ними.
Изучение поведения и личности потерпевших от преступлений имеет цель:
Без анализа поведения и личности потерпевшего, его реакций на действия преступника подчас невозможно определить, почему практически одинаковые преступные посягательства со стороны одних и тех же лиц далеко не всегда приводят к одним и тем же желаемым для преступника результатам. Во многих случаях, особенно при совершении преступлений в острой конфликтной ситуации, между преступником и потерпевшим существует тесное социально-психологическое взаимодействие и последний принимает самое активное участие в возникновении криминогенной ситуации. Такое взаимодействие особенно часто можно встретить при анализе насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере, сексуальных преступлений и некоторых других.
Высшие
судебные инстанции бывшего СССР
и России неоднократно обращали внимание
судов на необходимость тщательного
исследования данных, относящихся к
личности потерпевшего, и его поведения
во время происшествия. Они отмечали,
что эти данные следует использовать
при определении степени
Уголовный закон РФ содержит ряд указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающим наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого. Так, ст. 61 УК РФ9 среди обстоятельств, смягчающих наказание, называет противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления. Статья 107 УК РФ говорит об убийстве, совершенном в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. О тех же обстоятельствах говорится в ст. 113 УК РФ применительно к причинению тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.
В системе
«личность — ситуация»
Поведение
лиц, которые становятся жертвами преступлений
в силу своей профессиональной деятельности
(«профессиональная
Жертвами иногда становятся лица, которые по каким-либо причинам «обременительны» для преступника, и убийство является средством уклонения от выполнения обязанностей по отношению к ним, например старые и больные люди, новорожденные, один из супругов, лица, которым преступник должен значительную сумму денег, и т.д. Здесь, таким образом, можно наблюдать острую конфликтную ситуацию.
Жертвами убийцы могут быть лица, которые препятствуют преступнику достигнуть какой-либо цели, в частности мешают совершать преступления. К их числу относятся и лица, охраняющие деньги, ценности или имущество, которыми хочет завладеть убийца.
Весьма
распространенными
Мероприятия
профилактики в возникновении криминогенной
ситуации могут быть сведены в
две основные группы. К первой относятся
меры, направленные на устранение ситуаций,
чреватых возможностью причинения вреда
(распространение специальных
Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения