Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 13:48, дипломная работа
Целью исследования является комплексный анализ наиболее актуальных проблем противодействия проявлениям терроризма в Республике Дагестан и разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства, регламентирующего предупреждение преступлений террористического характера и систему мер государственного противодействия терроризму.
Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:
- на основании исследования имеющихся в российской и зарубежной науке концепций терроризма выявление общих специфицирующих тенденции, присущих формированию, развитию, проявлениям данного социально-негативного явления;
- проведение комплексного социально-исторического анализа терроризма в России и за рубежом;
- проведение анализа криминологической ситуации и определение места преступлений террористической направленности в общей массе преступности, а также выявление специфичных методов, форм, видов и признаков терроризма;
-выявление особенностей причинно-следственных факторов, способствующих совершению преступлений террористической направленности;
- изучение религиозных пристрастий и этнических традиций населения республики с точки зрения их способствования формированию религиозного экстремизма;
- изучение особенностей личностных свойств террористов с точки, зрения уяснения влияния среды формирования личности на характер совершаемых ею преступлений;
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Общая характеристика терроризма…………………………….……8
§ 1. Основные понятия терроризма……………………………………….….8
§ 2. Особенности уголовно-правовой квалификации терроризма………..12
Глава 2. Криминологическая характеристика терроризма………………..26
§ 1. Состояние, динамика, прогноз………………………………………….26
§ 2. Особенности причинно-следственных факторов терроризма………..33
§ 3. Личность террориста, совершающего преступления…………………40
Заключение……………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………….56
Нередко понятие террор и терроризм употребляются как синонимы. Мы видим, что терроризм – это преступление, совершаемое над группой людей с умыслом достижения определённых целей. Террор – способ действия любого субъекта (государства, организации, физического лица) с использованием силы, угрозы, возбуждения страха как массовое насилие, например, «война», «агрессия». То есть террор – массовое насилие, применяемое в основном субъектами власти, и в связи с этим существуют понятия «идеологический террор» и «государственный террор», «административный».
Вывод: Таким образом, наибольший интерес представляет деятельностная характеристика современного терроризма. Так, в содержательной стороне деятельностной грани проявляется совокупность следующих элементов: субъекты и объекты терроризма, мотивация, насильственно-устрашающие действия (их угроза), использование информационных технологий для трансляции своих идей населению и правительству для принуждения их к принятию решений в своих интересах, средства и способы воздействия, результаты. В качестве субъектов современного терроризма (активного деятеля террора, воспринимаемого как «субъект действия») могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные террористические организации, политические течения и экстремистские партии, группы граждан и отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей с применением террористических средств.
Если перечисленные субъекты с полным основанием следует относить к активным, то следует назвать и пассивных субъектов, которые не демонстрируют сами актов устрашения и не участвуют в насильственных действиях, но оказывают содействие и поддержку активистам, порой демонстрируя и нейтралитет в отношении совершившихся террористических действий.
Объектами современного терроризма (т.е. тем, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность) могут быть как отдельные лица (политические, духовные лидеры и абсолютно непричастные люди), так и группы людей, объединенных общим признаком (народности, классы).
§ 2. Особенности уголовно-правовой квалификации терроризма.
Борьба с терроризмом
как с социально-политическим явлением
в России имеет давнюю историю, и
на всем ее протяжении в качестве главного
правового инструмента
Законодательство царской России не содержало правовой квалификации терроризма как преступления. В то же время уже в Судебнике царя и великого князя Иоанна Васильевича 1550 г. была предпринята попытка установить самостоятельную ответственность за совершение государственных преступлений. Так, в п. 61 Судебника предусматривалось, что "государственному убойце живота не дати, казнити смертною казнею"12. В дальнейшем Российское государство совершенствовало свое законодательство с учетом преобразований, происходивших в Европе. Так, в XIX в. Устав уголовного судопроизводства допускал изъятия из общего порядка судопроизводства в отношении определенных категорий дел. К ним относились и дела о государственных преступлениях13. В соответствии с п. 204 Устава дела о таких преступлениях были подсудны Судебным палатам или Верховному уголовному суду14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных предусматривало разделы о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц15, а также нанесении увечий, ран и других повреждений здоровью16, в соответствии с которыми, как правило, и наказывались лица, совершившие деяния, внешне схожие с терроризмом. Наряду с этим был предусмотрен раздел "О преступлениях против Священной Особы Государя Императора и Членов Императорского Дома". Так, ст. 241 Уложения предусматривала, что "всякое злоумышление и преступное действие против жизни, здоровья или чести Государя Императора и всякий умысел свергнуть его с Престола, лишить свободы и Власти Верховной, или же ограничить права оной, или учинить священной особе его какое-либо насилие, подвергают виновных в том: лишению всех прав, состояния и смертной казни"17. Таким образом, появляется термин "политический преступник", под которым понимался человек, "вступающий в борьбу с правительством, стремящийся к унижению господства Капитала и созданию царства Труда"18, однако законодательно закреплено это не было, что имело негативные последствия19.
После восстания декабристов
в 1826 г. была создана тайная полиция,
в функции которой входил сбор
сведений о сектантах и раскольниках,
наблюдение за лицами, состоящими под
надзором полиции, а также за иностранцами.
Она взяла под жесткий контроль
творческую интеллигенцию, включая
театральную, средства массовой информации
и издание литературных произведений.
Так, в России изначально был отдан
приоритет организационно-
На активизацию терроризма
в России в конце XIX в. власти отреагировали
созданием военно-полевых
После экономического и политического кризиса 1903 - 1906 гг. в России, несмотря на то, что социально-политические причины терроризма не были ликвидированы, а выработка правовой квалификации самого преступления никого не интересовала, царское правительство смогло переломить ситуацию и на время покончить с оппозиционным терроризмом. Как представляется, этому способствовал широкий комплекс чрезвычайных средств, который включал прежде всего принятие мер административного и правового характера. За короткий срок были изданы законы об усилении уголовной ответственности военнослужащих за государственные преступления, об усилении ответственности за распространение среди войск противоправительственных учений и суждений и о передаче дел по данным преступлениям в ведомство военных и военно-морских судов, а также о предоставлении генерал-губернаторам права создавать особые военно-полевые суды, рассматривавшие дела без производства предварительного дознания, без допроса свидетелей, без права кассации и без конфирмации (утверждение высшей властью судебного приговора) приговора.
Аналогичным образом поступило
советское правительство после
революции 1917 г. На первом этапе этого
периода уголовное
Второй этап этого периода, когда, собственно, впервые и появляется правовая регламентация террористических посягательств как преступных деяний, следует датировать вступлением в силу Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р. 1922 г., ст. 64 которого устанавливала ответственность за "организацию в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации", а также за укрывательство и пособничество (ст. 68) и недонесение (ст. 89) в связи с подготовкой террористического акта22. Законодатель четко определил цели террористического деяния и социальную принадлежность объекта террористических посягательств, подчеркнув политическую сущность терроризма, однако состав террористического акта или терроризма как преступлений не раскрывался. Таким образом в этот период появились первые специальные акты - предвестники тех моделей правового регулирования, которые будут приняты позднее.
Статья 58.8 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. фактически воспроизводила диспозицию указанной ст. 64, за исключением положения о контрреволюционных целях. Одновременно ст. 58.11 в качестве преступной определялась всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению террористического акта, а равно участие в организации, образованной для совершения террористического акта23. При этом Уголовно-процессуальный кодекс24, исходя из названия гл. 33 и положений ст. 466, всю организационную деятельность в смысле ст. 58.11 Уголовного кодекса именовал террористической организацией. Несмотря на все свои недостатки, это была первая законодательная фиксация определения террористической организации как она тогда виделась. Однако сама диспозиция состава террористического акта как уголовно наказуемого деяния отсутствовала, что не могло не сказываться на качестве судопроизводства.
Третий этап советского периода
начинается с принятия Уголовного кодекса
РСФСР 1960 г., который впервые описал
диспозиции террористических преступлений
(также при отсутствии дефиниции
терроризма). В качестве таковых
рассматривались
1994 г. можно считать
началом отсчета первого этапа
постсоветского периода
В конце XX в. терроризм претерпел
серьезные изменения, что, однако, не
повлекло адекватного реагирования
со стороны российского
Волна терроризма, захлестнувшая
Россию, вынудила законодателя расширить
сферу правового регулирования
противодействия терроризму, включив
в нее не только уголовно-правовые
вопросы, но и целый ряд других
(режим контртеррористической
Закон не корреспондировался
с соответствующими нормами УК в
части определения понятия
Главным недостатком представляется то, что Закон рассматривал терроризм не как социально-политическое явление в целом, а только отдельные его проявления, ограничиваясь при этом репрессивной направленностью в ущерб превентивным методам. За рамками терроризма по смыслу его определения остались деяния, не связанные непосредственно с совершением террористической акции, например пропаганда его идей, вербовка, вооружение, обучение террористов и ряд других аспектов. На это обстоятельство указывалось в заключении Президента Российской Федерации на проект Федерального закона "О борьбе с терроризмом"26.
В качестве террористического
акта рассматривалось посягательство
только на жизнь государственного или
общественного деятеля, совершенное
в целях прекращения его