Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:25, контрольная работа
Глобальность проблемы насилия в жизни всех народов и каждого народа в отдельности, его роль в межличностных и межгосударственных отношениях, несмотря на столь развившуюся цивилизацию, столь велика, что иногда может действительно показаться, что «насилие правит миром». Оно возникает практически на любой почве: политической, межнациональной, религиозной, уголовной, наконец, бытовой, где казалось бы должны править только любовь и родственные чувства. К счастью, мир пока еще в большей степени подчинен разуму и благоразумию.
Все чаще встречалось психическое насилие, в том числе связанное с обманом жертвы, введением ее в заблуждение, использованием ее беспомощного состояния, «давлением статусом». В последних случаях более велика латентность преступлений в результате того, что жертва обмана, «статусного насилия» часто не обращается в правоохранительные органы. Кроме того, не обеспечивается безопасность потерпевших в уголовном судопроизводстве, хотя, например, более трети изнасилований и покушений на изнасилование совершаются лицами, ранее совершавшими преступления, около 20% - группой лиц. В таких условиях возрастают трудности доказывания вины субъектов преступления.
2. Причины и условия насильственных преступлений. Общая характеристика причин и условий насильственных преступлений и хулиганств
Существование и воспроизводство
криминального насилия
Насилие - неотъемлемая часть
общественного бытия. Его истоки
коренятся в биосоциальной
В детерминации различных
форм социального насилия именно
эти неудовлетворенные
Поскольку «проявление потребительной
внутривидовой агрессии - это специфическая
особенность человека», постольку
вполне «логично искать причины этой
специфической черты в том, что
характерно именно для человека, что
его отличает от животных, а не в
том, что его роднит с ними... Специфические
особенности агрессивности у
человека есть следствие специфических
же для человека условий жизни, т.е.
следствия особенностей той социальной
среды, которую он в процессе своего
исторического развития для себя
создал. При таком понимании проблема
причин агрессивности превращается
в проблему исследования тех социальных
причин, которые агрессивность
Общесоциальные истоки насилия
коренятся прежде всего в неравенстве
положения отдельных групп и
индивидов в стратификационной
структуре общества, связанной с
их местом в системе общественного
производства и распределением социальных
благ. Именно социальное неравенство
порождает экстремистские формы
поведения, в том числе и акты
криминального насилия
Пока стратификационная
система общества находится в
относительном равновесии, криминальное
насилие существенно не превышает
средний уровень. Однако нарушение
такого равновесия ведет к росту
насилия. Вызывается оно двумя основными
факторами: резким ухудшением социального
статуса тех или иных групп
или прерванной социальной мобильностью
Гилинский Я.И. Криминология, Курс лекций.
СПб., 2002. С. 179. Снижение статуса ведет
к разрыву между притязаниями
и реальными возможностями их
осуществления, к росту массовых
негативных настроений, что создает
почву для резкого увеличения
числа криминогенных
В последние годы наше общество
оказалось в условиях глубокого
экономического, социально-политического
и духовного кризиса, обострения
множества противоречий. Это вызвало
нарастание социальной напряженности,
девальвацию многих традиционных культурных,
нравственных, гуманистических ценностей
резкое снижение уровня законопослушания,
дестабилизацию общественного порядка
во многих регионах. В обществе переходного
периода резко возросли конфликтность,
ожесточенность нравов, произошло обесценивание
человеческой жизни. Падение реальных
доходов большей части
3. Основные криминогенные детерминанты насильственных преступлений и хулиганств
К основным криминогенным детерминантам убийств, причинения вреда здоровью и хулиганства следует отнести:
1. ориентацию значительной
части населения на любые, не
останавливающиеся ни перед
2. ожесточенную конкурентную
борьбу в экономической и
3. утрату многими людьми
личной перспективы, крах их
надежд, неблагоприятные материальные
и жилищные условия,
4. повышенную распространенность
среди отдельных групп
5. интенсивную алкоголизацию
и наркотизацию населения,
6. нереагирование
7. виктимное (легкомысленное,
безнравственное,
8. влияние преступной
среды; криминальное «
9. провоцирующие на конфликт взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами (оскорбления, ссоры, скандалы, драки, издевательства);
10. несвоевременное выявление
общественностью и
11. нереагирование на
12. латентность и безнаказанность
значительной части
13. терпимость в трудовом
коллективе и бытовой
14. недостатки в деятельности
правоохранительных органов
15. неполнота выявления
лиц, страдающих психическими
заболеваниями и аномалиями
16. обстоятельства, способствовавшие
формированию антиобщественных
группировок молодежи с
17. существование значительного нелегального «рынка» оружия; его небрежное хранение; непринятие мер по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядов;
18. недостатки в охране
общественного порядка и
19. нереагирование окружающих
на факты применения насилия,
хулиганства, иного
20. недостатки в воспитательной
работе по месту жительства, работы
и учебы, в организации досуга,
культурного обслуживания
Серьезное внимание следует обратить на обстоятельства, формирующие агрессивную насильственную направленность личности в детстве и подростковом возрасте. К ним относятся:
1. неблагополучная обстановка
в семье, формирующая
2. деморализующее влияние
ближайшего бытового окружения
по месту жительства, работы, учебы;
жестокость по отношению к
людям, животным; издевательства
над младшими и слабыми;
3. целенаправленное вовлечение
подростков в пьянство, потребление
наркотиков и других
4. воздействие на
Повседневная жизнь постоянно и наглядно демонстрирует подросткам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации Зайко Т.М. Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 12, которые они и перенимают. Показательно, что около 90% несовершеннолетних, отбывающих наказание за совершение насильственных преступлений, по данным представительного выборочного исследования, еще до начала преступной деятельности сами являлись объектами жестокого обращения Дриль Д. Преступность и преступники (уголовно-психологические этюды). - СПб.: Конторович, 1895. С. . Отсюда, в определенной мере, их озлобленность и агрессивность, порождающие насилие и жестокость.
4. Мотивации, по которым большинство людей не совершают насильственных преступлений
Научной базой исследования проблем предупреждения преступности и профилактики преступлений являются труды многих ученых. На протяжении всего периода существования государства наука всегда принимала участие в разработке стратегических, концептуальных основ правового, методического обеспечения предупреждения правонарушений. Не стоит в стороне она и сегодня. С 1990 г. только по данной теме было защищено по неполным данным свыше 60 диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, большинство - по юриспруденции. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.