Кроме
того, примат интересов «своих»
над интересами всех остальных
отвечает определенным потребностям
человека, в частности, потребности
принадлежать какой-то, хотя бы
в чем-то привилегированной группе.
Официальные же законы безличны, часто
декларативны, и это, в числе других факторов,
ведет к отчуждению человека от общества.
Однако
есть вполне легальные, цивилизованные
методы и формы удовлетворения
такой потребности, которые обеспечивают
развитое, структурированное гражданское
общество: организации по интересам,
общества потребителей, объединения
молодежи, женщин и т.п. Создание
такого гражданского общества
– один из путей декриминализации
экономики и общественных отношений.
Среди
причин притягательности мафиозных
норм общественного поведения
– прежняя и нынешняя отчужденность
государства от человека. Сейчас,
когда резко ухудшилась жизнь
большинства населения, когда
нищета и безработица стали
реальными, а официальные власти
занимаются решением своих проблем,
касающихся в основном удержания
власти, и проповедуют философию
типа «спасение утопающих –
дело рук самих утопающих», неизбежен
поворот к мафиозным структурам,
их предпочтение государству
– ведь они не только дадут
высокооплачиваемую «работу», но
и защитят «своих», если нужно
даже от государственного контроля.
Кроме
того, крайне важно формировать
в обществе мнение, что с организованной
преступностью можно бороться, что
даже в самом коррумпированном
государстве здоровые силы общества
способны не только противостоять,
но и влиять на процессы борьбы
с организованной преступностью. И здесь
важная роль принадлежит средствам массовой
информации, политическим и общественным
движениям, научной общественности.
Объективно
и реально должна освещаться работа спецорганов
по борьбе с организованной преступностью;
их успехи и неудачи, а также причины этих
неудач должны становиться достоянием
общественности. В этом случае обыкновенный
человек будет видеть, что делается для
борьбы с мафией, а если не делается - то
почему, кто этому препятствует. Несмотря
на простоту, это средство – информирование
общественности - может явиться эффективнейшим,
особенно на местном уровне.3
В целом
проявление политической воли
для борьбы с организованной
преступностью, выраженное не
в «компаниях по борьбе...» и
красивых, но декларативных лозунгах,
а в реальных законах, снабженных
механизмами реализации и хорошим финансированием
для их осуществления – является основной
социальной посылкой для обеспечения
уголовно-правовой, уголовно-процессуальной,
уголовно-исполнительной политики в борьбе
с организованной преступностью, конкретные
направления которых представляют собой
специально-криминологические меры ее
предупреждения.
Специально-криминологическое предупреждение
организованной преступности в сфере
экономики и финансов
Правовые
меры предупреждения организованной преступности
Новые криминологически
значимые реалии требуют новых законодательных
решений, поскольку, когда речь идет об
организованной преступности, важно понимать,
что нельзя мыслить прежними уголовно-
правовыми категориями, ведь организованная
преступность возникает и функционирует
не как совокупность отдельных преступлений,
а на базе все расширяющейся и усложняющейся
преступной деятельности в реальных изменяющихся
условиях.
Все это
заставляет принципиально иначе
подходить к правовому обеспечению
борьбы с организованной преступностью.
Необходимы комплексные специальные
законы, которые, развиваясь и
дополняясь, возможно образуют в
дальнейшем новые нетрадиционные
отрасли законодательства: антикоррупционного
и по борьбе с организованной преступностью.4
Принятие
действующего в настоящее время
Уголовного кодекса, было попыткой
перевести борьбу с организованной
преступностью на новый уровень,
поскольку законодатель постарался
учесть ее чрезвычайную опасность
и масштабы. Впервые в уголовный
закон было введено понятие
«преступное сообщество» (ст. 35 УК
РФ).
В Особенной
части кодекса появились новые
статьи, в которых криминализирован
ряд деяний, совершаемых в рамках
деятельности организованной преступности,
ранее уголовным законом не
предусмотренных в качестве преступных
и наказуемых. Это ст. 174 УК РФ,
предусматривающая ответственность
за легализацию (отмывание) денежных
средств, приобретенных незаконным
путем; ст. 204 УК РФ, регламентирующая
коммерческий подкуп, т.е. взятку
в отношении лиц, не являющихся
государственными служащими или
должностными лицами; ст. 210 УК РФ,
посредством которой предусмотрена
уголовная ответственность за
организацию преступного сообщества
(преступной организации); ст. 208 УК РФ
- организация незаконного вооруженного
формирования или участие в нем, а также
введение в ряд статей квалифицирующих
признаков «совершение преступления организованной
группой» и аналогичного отягчающего
обстоятельства в Общей части УК РФ.
Более
четко регламентированы признаки
составов, регламентирующих взятку
(ст. 290, 291 УК РФ). Действующий закон
в качестве взятки рассматривает
теперь получение денег и иного
имущества не только за коннкретные
действия, но и за общее покровительство
или попустительство по службе.5
Вместе
с тем эти позитивные сдвиги
в укреплении уголовно-правовой
основы борьбы с организованной
преступностью не решили некоторых серьезных
проблем ее законодательного обеспечения.
Главная
из них – недостаточная криминологическая
обоснованность уголовно-правовых
новелл. Многие предложения криминологов
оказались неучтенными. Пакет
законов «О борьбе с организованной
преступностью», «О борьбе с коррупцией»,
который в свое время был
принят Государственной Думой
и одобрен Советом Федераций,
не был взят за основу при
доработке Уголовного кодекса
РФ 1997 года. Важным же достоинством
предлагаемого пакета законов
являлся его комплексный характер
и весомое криминологическое
обоснование.
Так, например,
действенность ст. 174 УК РФ, регламентирующей
отмывание незаконных доходов,
в значительной степени зависит
от применения комплекса дополнительных
правовых, организационных и финансово-экономических
мер, которые должны образовать
целостную систему противодействия
их легализации.
Ст. 210 УК
РФ содержит признак, который
сразу же превратил эту статью
в «мертвую». Речь идет о
квалифицирующем признаке - специальной
цели «совершение тяжких или
особо тяжких преступлений». Однако
выдвижение целей может вообще
не носить преступного характера,
например, извлечение сверхдоходов
в бизнесе, «охрана» легальных
коммерческих структур, создание
общих денежных фондов и др.
Требует
дополнительной проработки и
вопрос об освобождении от
уголовной ответственности членов
организованных преступных сообществ
в связи с деятельным раскаянием. Регламентация
оснований такого освобождения в УК РФ
не удовлетворяет практику, поскольку
приемлема только для лиц, впервые совершивших
преступления небольшой тяжести, добровольно
явившихся с повинной и возместивших ущерб
или иным образом загладивших причиненный
вред. Все вышеперечисленные основания
обычно не подходят для члена ОПС, благодаря
помощи которого может быть раскрыта целая
сеть преступной организации. Поэтому
эффективным средством может стать специальный
закон об освобождении или смягчении уголовной
ответственности для добровольно заявивших
о своих связях с преступным сообществом
или активно способствовавшим его разоблачению,
а также для тех, кто был втянут в незаконную
деятельность преступного сообщества
под угрозой насилия или шантажа. Аналогичные
нормы можно внести и в уголовный закон.
Существуют
проблемы и с процессуальным
обеспечением борьбы с организованной
преступностью. В 1995 году вступил
в силу переработанный и дополненный
более современными методами
и средствами федеральный закон
«Об оперативно-розыскной деятельности».
В статьях этого закона зафиксированы
такие мероприятия, как снятие
информации с технических каналов
связи, оперативное внедрение,
контролируемая поставка, оперативный
эксперимент и создание легендированных
предприятий. Однако при более
внимательном анализе почему-то
среди разрешенных оперативно-розыскных
мероприятияй нет места такому
наиболее эффективному, как прослушивание
иных переговоров. Под «иными переговорами»
понимаются переговоры как в служебных,
развлекательных, квартирных помещениях,
салонах автомашин, так и на открытой территории.6
Уголовно-процессуальный
кодекс не отвечает настоящим
реалиям борьбы с организованной
преступностью. Для решения этой
проблемы необходимо введение
специальной главы «Производство
по делам организованных преступных
групп и сообществ», в которую
должны быть включены нормы необходимые
для практического обеспечения эффективного
уголовного преследования лиц по данной
категории дел.
В частности,
например, для защиты потерпевших
и свидетелей обвинения следователю
должно быть предоставлено право
не показывать их анкетные
данные, кроме фамилии, и не
указывать их в списке к
обвинительному заключению. Отсутствие
этой меры приводит к оказанию
активного давления на свидетелей
и потерпевших, в результате
чего в суде «разваливается»
практически каждое второе дело
или происходит переквалификация
на менее тяжкую статью. Опознание
преступников необходимо проводить
в условиях, когда преступник
не видит опознающего, что будет
психологически облегчать процедуру
опознания для потерпевших и
свидетелей.7
В целом
перед органами, осуществляющими
борьбу с организованной преступностью,
стоит проблема защиты лиц,
оказывающих активную помощь
следствию. В принципе, есть закон
о защите участников процесса,
но он не обеспечен материально,
а потому бездействует. Аналогичная
ситуация с федеральным законом
«О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов».
Неурегулированность
ситуации они не заменили, но
вместе с тем позволили усилить
оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную
работу по сбору доказательств, преступной
деятельности организаторов и руководителей
преступных сообществ, совершенствовать
организационные направления такой работы,
ограничить возможности для коррумпирования
должностных лиц.
Значительно
осложняет предупреждение проявлений
организованной преступности несовершенство
или отсутствие целого ряда
законов, регулирующих внешнеэкономическую,
финансовую и банковскую деятельность;
не установлены меры ответственности
за ее нарушение; несовершенно
налоговое законодательство. В целом же
необходимо принятие специализированных
комплексных федеральных законов «О борьбе
с организованной преступностью», «О борьбе
с коррупцией», «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных незаконным
путем». В проектах законов, которые уже
пять лет проходят высшие инстанции государства,
предусмотрен комплекс различных норм.
В проекте
закона «О борьбе с коррупцией»
прежде всего дается понятие
этого явления, а также регламентируются
виды коррупционных правонарушений,
связанных с противоправным принятием
имущественных и неимущественных
благ и преимуществ. Кроме того,
данный закон содержит внушительный
перечень правонарушений, создающих
условия для коррупции.
Субъектами
этих правонарушений являются
всегда должностные лица, занимающие
особо ответственное положение,
а также должностные лица и
иные (недолжностные), уполномоченные
на выполнение государственных
функций или приравненные к
ним. Новеллой является то, что
к субъектам отнесены лица, избранные
либо работающие в органах
местного самоуправления, должностные
лица муниципальных хозяйствующих
субъектов, граждане, зарегистрированные
в качестве кандидатов в депутаты
всех уровней, а также помощники
выборных лиц, занимающие государственные
должности категории А, которые
работают на постоянной основе
и получают зарплату из государственного
бюджета. К субъектам отнесены
как физические, так и юридические
лица.
Закон
является актом прямого действия
применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой
и административной ответственности.
Уголовная ответственность наступает
в соответствии с положениями Уголовного
кодекса РФ. В этом документе также определены
основные направления борьбы с коррупцией
и то, что борьбу ведут все правоохранительные
органы, обозначен и социальный субъект
этой борьбы, которым является Совет Федерации.
Законом
устанавливаются соответствующие
ограничения и лицам, претендующим
на выполнение государственных
функций, которые они принимают
на себя добровольно. В основном
это финансовые ограничения и
ограничения в области трудового
законодательства. К финансовым
можно отнести: обязательное предоставление
декларации о личных доходах, о личном
и общем совместном с супругой имуществе,
о вкладах в банках, о трасте (доверительном
управлении), о задолженности на сумму
свыше ста минимальных заработных плат
и т.п. Декларация подается как перед вступлением
на должность, так и в течение 3 лет после
увольнения с нее. Должностным лицам прямо
запрещено принимать подарки стоимостью
свыше 2 минимальных заработных плат. Сведения
о доходах должностных лиц определенной
категории подлежат ежегодной публикации
в официальных изданиях.