Полномочия президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Ввиду изложенных аспектов важности должности Президента, тема данной контрольной работы представляется актуальной на сегодняшний день. Исследование данного вопроса с точки зрения науки конституционного права представляет сегодня большой интерес. Целью данной работы является исследование конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации и изучение его основных полномочий. В качестве источников для исследования будут использованы, в первую очередь, нормативные акты, в которых определяется статус и полномочия Президента России в различных сферах общественных отношений. Это Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ.

Содержание работы

Введение 3
Конституционно-правовой статус Президента России 5
Функциональные полномочия главы государства 11
Основания и порядок прекращения полномочий
Президента России 17
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по конституционному праву.docx

— 57.42 Кб (Скачать файл)
  1. Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебными властями.

Осуществление государственной  власти президентом подразумевает и сотрудничество и взаимодействие с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.19

Президент располагает совокупностью  полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Глава государства назначает  выборы Государственной Думы.20

Также, в Конституции 1993 года главе государства предоставлено право роспуска Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. 21Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условия государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течении трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).22

Так, у Президента есть ряд  полномочий, которые дают ему право участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания, а именно, глава государства обладает правом законодательной инициативы,  а именно, вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы.23

Так, Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. Так же глава государства имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путем использования право вето.24

Ежегодно глава государства обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, что является одной из черт воздействия и регулирования политики и власти в стране

Взаимодействие Президента с судебной властью заключается в участии формирования органов судебной власти, которые осуществляются совместно с Советом Федерации. Так, на основании п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российского Федерации, а также вносить предложения об освобождении его от должности.25

  1. Полномочия в области безопасности и обороны.

Безопасность страны – это защищенность интересов личности граждан, общества в целом и государства от внутренних и внешних угроз. Так, основными объектами безопасности считаются права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения и поддержания безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент в данной сфере осуществляет свои полномочия, рассмотренные п. «ж» ст. 83 Конституции, то есть Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности.

К компетенции Президента относится утверждение военной  доктрины России, которая является частью общей компетенции безопасности. По Конституции Президент назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной  практикой Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. 26

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственно  ее угрозы глава государства вводит на территории России или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. 27

Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, то есть при условии возникновения внутренних причин угрозы государству, гражданам и обществу в целом (экологические катастрофы, природные бедствия, массовые беспорядки) только Президентом принимается решение о введении чрезвычайного положения.

  1. Полномочия в области внешней политики и международных отношениях.

Основные полномочия Президента в сфере внешней политики отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации. Основное отражено в п. «а» этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.28 Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранные государствах и международных организациях.29

Также, на основании ст.86 Конституции Российской Федерации Президент осуществляет такие права как; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. 30Верительная грамота является документом, свидетельствующим о том, что лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

  1. Иные полномочия Президента.

Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит  к компетенции главы государства  и ряд других полномочий.

Одно из них заключено в п. «в»ст. 84 Конституции РФ – решение о назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться как форма участия Президента в законодательной деятельности.

К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства  Российской Федерации и предоставления политического убежища. К компетенции  главы государства отнесены вопросы  приема, выхода и восстановления в  гражданстве Российской Федерации.

На основании п. «б»  ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.

В п. «п» ст. 89 Конституции  предусмотрено, что Президент осуществляет помилование. Актом помилования  является решение главы государства  о смягчении наказания или  полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим  ходатайством. 31

 

 

 

 

 

 

    1. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России

Конституция России предусматривает  основания для прекращения полномочий Президента.

Так, основанием прекращения полномочий главы государства является истечение срока, на который он был избран, согласно ч.1 ст. 81Конституции этот срок равен шести годам. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.32

На основании Конституции  предусматриваются и основания досрочного прекращения его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2ст. 92 Конституции, насчитывается три:

- отставка президента;

- неспособность по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия;

- отрешение Президента  от должности.33

Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция России не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает  мотивы принятия такого решения, не указывает  орган, к которому должно быть обращено заявление от отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки. 34

Также предусматривается процесс прекращения полномочий Президента на основании стойкой неспособности по состоянию здоровья, то есть о невозможности осуществлять свои полномочия. В нормативных актах Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует.

В отличии от двух названных  оснований прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его  от должности прописан в конституции  Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности  выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения  Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей головной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.35

Так, Конституцией РФ предусматриваются такие понятия как «государственная измена» и «тяжкое преступление», данные понятия более полно раскрываются в Уголовном кодексе РФ. Так, под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иной оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации.36

Процедура отрешения Президента от должности реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Президента в  совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Порядок выдвижения обвинения регулируется Конституцией Российской Федерации  и главой 22 регламента Государственной  Думы. Инициатором возбуждения вопроса  об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов Государственной Думы. С учетом того, что общая численность этой палаты Парламента – 450 человек, состав инициативной группы должен быть не менее 150 депутатов. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении государственной процедуры отрешения Государственная Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Согласно ч. 2 ст. 177 Регламента Государственной Думы специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании.37

Основной задачей комиссии является полное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Комиссия должна иметь право требовать от государственных органов документы, запрашивать объяснения. Получать другую нужную ей информацию.

Подготовительной комиссией  специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции Российской Федерации  для продолжения процедуры отрешения  Президента заключении комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать  о наличии оснований для отрешения. В противном случае представление  отрешения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой  может быть принято решение о  выдвижении обвинении Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение, согласно ст. 180 Регламента Государственной Думы, принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов. Конституция точно не устанавливает, о каком числе депутатов идет речь: конституционно установленном или реально избранном. Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации, речь идет об общем числе депутатов, которые должны быть избранны. Придерживаясь такого толкования, можно сделать вывод, что для принятия названного выше решения необходимо не менее 300 голосов.

Выдвинутое Государственной  Думой обвинение, согласно ч.1 ст. 93 Конституции России, должно быть направлено в Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения Президента от должности.

Если Верховный Суд  должен дать заключение о существе выдвинутого Государственной Думой  обвинения, то Конституционный Суд  – о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким  образом, объектом анализа Конституционного Суда является деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 Конституции Российской Федерации дает основания утверждать, что при выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а так же при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения, действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

Информация о работе Полномочия президента