Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:13, курсовая работа
Актуальность проблемы совершения преступлений группой лиц определяется тремя факторами:
− во-первых, имеющей место тенденцией роста общего количества групповых преступлений. Так, анализируя криминогенную ситуацию в Беларуси по данным статистики МВД усматривается, что немалую долю в ней представляет групповая, а в ее рамках наиболее опасная - организованная преступность. Групповая преступность - весьма распространенное явление. Из года в год группой совершается значительная часть всех преступлений;
− во-вторых, стремлением законодателя в общей степени дифференцировать ответственность за преступную групповую деятельность;
− в-третьих, отсутствие в теории криминологии и уголовного права единого подхода к вопросу о формах и видах преступлений совершенных группой лиц.
Однако помимо принятия соответствующего специального законодательства необходимо еще и обеспечить эффективный механизм его применения, а также постоянно реализовывать программу действенных предупредительных мер.
В построение антикоррупционной системы любого государства должны входить такие меры: 1) принятие специального законодательства в сфере борьбы с коррупцией; 2) введение обязательной криминологической (антикоррупционной) экспертизы всех принимаемых законов и подзаконных актов, с возложением ее производства на высококвалифицированных юристов, экономистов и других специалистов; 3) содействие гласности и открытости решений, принимаемых лицами, имеющими публичный статус; 4) соблюдение принципа индивидуальной ответственности за исполнение принятых решений; 5) введение принципа «одного окна» при работе с населением с целью уменьшения числа бюрократических инстанций и сокращения тем самым коррупционных возможностей их работников и др.
Все вышеприведенные меры являются универсальными, и, по нашему мнению, их комплексное осуществление способно в любом государстве превратить коррупцию из приносящей высокие доходы и не сопряженную с большим риском деятельность в приносящее низкие доходы и сопряженное с большим риском занятие.
В последние годы наблюдается процесс мировой трансформации преступности, глобализации ее организованных проявлений, когда она стала представлять серьезную угрозу не только безопасности отдельных государств, но и для человечества в целом. Реальным подтверждением этому феномену послужила серия грандиозных по последствиям террористических актов в США и других государствах, когда мировое сообщество после событий 11 сентября 2001 года было вынуждено объединяться перед лицом возникшей угрозы и использовать все законные средства и способы борьбы с нею.
Важнейшее событие в плане противодействия преступности на мировом уровне состоялось в конце 2000 года. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности. Следует заметить, что 3 мая 2003 года эта Конвенция была ратифицирована Республикой Беларусь. Данный документ подводит солидную правовую базу под борьбу с вышеназванным симбиозом. В нем определены признаки организованной преступной группы, транснациональной преступности, содержаться конкретные предложения по криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе, отмывания доходов от преступлений, коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия. Конвенция регулирует также широкий круг вопросов, связанных с экстрадицией преступников, защитой свидетелей и потерпевших, международным сотрудничеством правоохранительных органов и др.
Обращает на себя внимание ключевое понятие Конвенции – «организованная преступная группа». Последняя означает «структурно оформленную группу в составе трех и более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду». Из приведенного определения видно, что оно расходиться с определением организованной группы в ст. 18 УК Республики Беларусь. Последний в качестве признаков организованной группы указывает на наличие как минимум двух лиц; предварительную объединенность; управляемость; устойчивость; нацеленность на преступную деятельность.
На очереди – приведение в соответствии с положениями настоящей Конвенции норм национального законодательства, а также принятие их к руководству в практической правоохранительной деятельности.
Одним из наиболее действенных средств правовой борьбы с организованной преступностью является криминализация основных ее проявлений. Жесткое уголовное законодательство, устанавливающее серьезное наказание за организованную преступную деятельность, – один из необходимых факторов, без которого борьба с этим явлением наверняка будет неэффективной.
Введение в действие УК Республики Беларусь 1999 года в целом, в сфере соучастия в преступлении, было отмечено тенденцией серьезного ужесточения уголовного закона. Так, согласно ч. 9 ст. 16 УК Республики Беларусь соучастники несут повышенную ответственность, если преступление совершено группой лиц, непосредственно принявших участие в его совершении (соисполнительство), либо организованной группой, либо преступной организацией. Участники организованной группы и преступной организации признаются исполнителями независимо от их роли в совершенных преступлениях. В ст. ст. 18 и 19 УК Республики Беларусь даны определения организованной группы, преступной организации. Совершение преступления организованной группой в качестве квалифицирующего признака введено во многие статьи Особенной части УК. Введена уголовная ответственность за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235 УК Республики Беларусь), дифференцирована уголовная ответственность за бандитизм (ст. 286 УК Республики Беларусь), и, наконец, получила законодательное закрепление норма об уголовной ответственности за создание преступной организации либо участие в ней (ст. 285 УК Республики Беларусь).
Можно долго теоретизировать о криминологических признаках группы, действующей по предварительному сговору, организованной группы, преступной организации. Однако законодатель обязан дать четкие дефиниции этих явлений, коль скоро он связывает с ними наступление уголовно-правовых последствий различной тяжести, а не отдавать определение признаков этих явлений на усмотрение правоприменительных органов.
В уголовном праве закреплен незыблемый принцип ответственности за вину, т.е. когда виновный ясно осознает все объективные обстоятельства содеянного. Содержание понятий «организованная группа», «преступная организация» сугубо субъективно. В конечном итоге оно зависит от личного или группового понимания проблемы, путях и способах ее разрешения теми, кто предлагает эти понятия в качестве законодательных новаций. Оно абсолютно не ведомо лицу, которое на основании этих определений привлекается к уголовной ответственности. Если лицо совершает какое-либо преступление по предварительному сговору с группой лиц, то оно более чем достаточно осознает факт совместного объединения усилий для достижения конкретных целей. Названное лицо будет отчетливо осознавать свою принадлежность к общественной организации, политическому или религиозному движению и т.п., которые обладают понятными всем объективными признаками. Но оно никогда не осознает, какова структурная разница между той самой организованной группой и преступной организацией [26, с.35].
Таким образом, за нормами действующего права, направленного против организованной преступности, стоит понимание этого общественного феномена как некоторой совокупности определенных объектов преступной среды (организованные группы, преступные организации и их участники) и проявлений их противоправной деятельности. Одной из важных причин возникновения сложившегося комплекса проблем в практической работе против организованной преступности стали размытость в нормах права контуров субъекта организованной преступности и одновременно большое число статей в УК Республики Беларусь, содержащих такой квалифицирующий признак как совершение преступления организованной группой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, значение института соучастия во многом определяется тем, что он, отражая в законодательстве феномен групповой преступности (в том числе организованной), является средством борьбы с ней.
Рассмотрение вопросов групповой преступности с позиций криминологии дает возможность не только глубже проникнуть в сущность этой формы совершения преступления, выявить стороны ее проявления, но и наметить ряд взаимосвязанных, последовательно и поэтапно осуществляемых мер, которые можно было бы использовать для ее эффективного предупреждения и искоренения.
Один из главных выводов, который можно сделать на основе комплексного подхода к рассмотрению проблем групповой преступности, заключается в том, что формы соучастия определяются особенностями структуры преступных группировок и системой взаимоотношений между элементами этой структуры. Установление конкретной формы соучастия позволяет дать оценку характера и степени общественной опасности совместной преступной деятельности в целом.
Основанием выделение различных видов групповой преступности является степень согласованности действий соучастников. Чем больше степень согласованности действий соучастников, тем опаснее данная совместная преступная деятельность. Именно согласованность определяет в конечном итоге эффективность объединенных усилий (больший вред, наименьшие потери времени, большее влияние на потерпевших и т.п.). Степень согласованности соучастников зависит от сговора и его содержания.
В ходе проведенного исследования, нами были выделены и подробно рассмотрены четыре вида групповой преступности: сложное соучастие или соучастие с различными видами соучастников – ст. 16 УК Республики Беларусь; простое соучастие или преступная группа (соисполнительство) – ст. 17 УК Республики Беларусь; организованная группа – ст. 18 УК Республики Беларусь; преступная организация – ст. 19 УК Республики Беларусь. Среди указанных видов наиболее опасными являются организованная группа и преступная организация, т.к. именно с ними связывают организованную преступность – наиболее опасную форму преступности.
Анализ действующего законодательства, судебной практики, а также теоретических построений криминалистов дает основание для вывода о неполноте правовых норм, закрепляющих различные формы соучастия, противоречивости судебной практики и ее выходе иногда за пределы, очерченные законом, и, наконец, отсутствии единства взглядов по этим вопросам, что нередко порождает неоднозначное истолкование закона.
Сложившаяся ситуация во многом определяется тем, что в уголовном законодательстве Республики Беларусь отсутствуют достаточно четкие критерии разграничения различных видов групповой преступности. Кроме того, в статьях УК Республики Беларусь, устанавливающих ответственность за организованную преступную деятельность, содержится значительное количество оценочных категорий, что не лучшим образом отражается на их практическом применении. Более того, с этим связана имеющая место в практике противодействия организованной преступности деформация, выражающаяся в переносе акцентов с субъектов организованной преступной деятельности на ее проявления.
На наш взгляд, для решения указанных проблем следует принимать меры, направленные как на дальнейшее совершенствование законодательных норм, регламентирующих уголовно-правовую борьбу с организованной преступностью, так и на повышение эффективности правоприменительной деятельности, обеспечение условий правильного применения норм законодательства, строгого соблюдения законности.
Очевидно, что дальнейшего совершенствования требуют нормы, закрепляющие различные виды групповой преступности. Необходимо определить четкие критерии разграничения различных форм соучастия и выработать единый подход к уголовно-правовой оценке такого явления, как организованная преступность. Кроме того, законодательная база по ограничению организованной преступности должна складываться из нормативных актов, направленных отдельно против насильственной организованной преступности, экономической организованной преступности, коррупции с учетом присущих им особенностей.
Необходимо отметить, что помимо принятия соответствующего законодательства предусматривающего систему мер по выявлению и пресечению организованной преступной деятельности, необходимо еще и обеспечить эффективный механизм его применения, а также постоянно реализовывать программу действенных предупредительных мер.
Следует также учитывать, что вследствие самого характера и сложности организованной преступности для ее предупреждения требуется принимать комплекс различных мер (правовых, социально-экономических, практических информационных). Но нельзя, конечно, с уверенностью заявлять, что благодаря принятию адекватных мер, выработке необходимых законов, направленных на борьбу с организованной преступностью, внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, данное явление будет быстро изжито, что ему придет конец. Одно несомненно: благодаря принятию комплекса мер, направленных на борьбу с организованной преступностью, мы сможем лучше наладить контроль за ситуацией, эффективнее упреждать наиболее опасные для общества и его граждан негативные проявления, существенно сузить сферу криминальной активности организованных групп и преступных организаций, более надежно обеспечить реальную защиту прав и законных интересов граждан и государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты:
1. Конвенция ООН против
Нормативные правовые акты:
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 1997.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З : в ред. от 12.07.2013 // Консультант плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
4. О борьбе с организованной преступностью : Закон Республики Беларусь от 27.06.2007, N 244-З : в ред. от 12.12.2013 // Консультант плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
5. Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы: Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2002 г. № 500 // Консультант плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
6. О применении судами