Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа
Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………
ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
ГЛАВА 2. Основные положения
правового статуса судей ………………………………………………………………………………
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………
ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей.
Квалификационные классы судей…
3.2. Материальное и
социальное обеспечение судей ………………………………………………………………………………
ГЛАВА 4. Дисциплинарная
ответственность судей………………………
ГЛАВА 5. Осуществление
правосудия в суде Клецкого района
и Республике Беларусь…………………………………………………..…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).
Раздел 4 Конституции
предоставляет право
Носителем судебной власти, является судья, главное действующее лицо любой судебной системы.
Именно он единолично
или в составе судей коллегиаль
Поскольку судья
облечен высокой и почетной
обязанностью от имени
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.
В советский период многие десятилетия правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало не престижное, приниженное положение суда и соответственно судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи в обычного заурядного государственного служащего.
Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового государства и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам.
Что касается Беларуси, то до 29 июня 2006 года судебная власть действовала опираясь на основной источник: Закон «О судоустройстве и статусе судей», а также на целый ряд декретов, указов, постановлений (всего 12 актов).
Результатом совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность судебной системы и судей, стало принятие 29 июня 2006 г. Кодекса о судоустройстве и статусе судей.
Данный Кодекс явился первым в истории республики кодифицированным актом, максимально полно и детально регламентировавшим все основные вопросы функционирования общих и хозяйственных судов, Конституционного Суда РБ, а также статуса судей.
Отличительной чертой Кодекса стало то, что в нем уделяется повышенное внимание вопросам подготовки судей, ведь, как известно, судья, по долгу службы призванный вершить судьбы людей, просто обязан быть высококвалифицированным специалистом, досконально разбирающимся в предмете своей деятельности. Так, например, Кодексом по сравнению с предшествующими ему актами законодательства ужесточены требования к кандидатам на должности судей общих и хозяйственных судов. Согласно ст.94 Кодекса стаж работы по специальности для занятия должности судьи должен составлять не менее 3 лет (ранее в соответствии с Законом было другое требование - не менее 2 лет). Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет (ранее требовался стаж не менее 3 лет).
В Кодексе в отличие от ранее разрозненных норм ст.99 комплексно решаются вопросы назначения на должности судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, сохранены все основные институты существующей судебной системы, проверенные временем и доказавшие свою эффективность на практике. Так, например, система общих и хозяйственных судов Республики Беларусь в целом в Кодексе не претерпела каких-либо изменений.
ГЛАВА 1. Правовой статус судей.
1.1. Понятие правового
статуса судей и основные
Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/953).
Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/976) и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 69, 1/6402).
Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.
Правосудие – это
форма государственной
В основе организации деятельности судов лежат принципы правосудия. Они определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов, но и организацию самого процесса осуществления правосудия. Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Республики Беларусь.
Важнейшими конституционными
принципами правосудия в
1) Осуществление правосудия только судом (ст. 109).
2) Осуществление правосудия
в точном соответствии с
3) Положение о порядке назначения судей (ст.111).
4) Право граждан на судебную защиту (ст.60 ).
5) Равенство граждан перед судом и законом (ст.22 ).
6) Независимость судей и подчинение их только закону (ст.110).
7) Коллегиальность рассмотрения
дел и единоличное
8) Открытое разбирательство дел во всех судах (ст.114).
9) Равенство сторон и состязательность процесса (ст.115 ).
10) Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст.62).
11) Презумпция невиновности (ст.26).
12) Всестороннее, полное
и объективное исследование
Одним из важнейших
принципов правосудия в
Несменяемость судей – это конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, что не исключает смещения в порядке особой процедуры (с согласия квалификационной коллегии судей) тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью. Открытость (гласность) судебного разбирательства – это конституционный принцип правосудия, означающий, что при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представители средств массовой информации. Закрытые судебные заседания допускаются в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Состязательность и равноправие сторон – это конституционный принцип правосудия, означающий, что стороны процесса обладают равными правами для обоснования своих выводов и для оспаривания утверждений противной стороны, при этом суд как орган разрешения спора должен быть отделен от функции обвинения, не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств.
Судебная власть
принадлежит только судам - государственным
органам, образуемым в
Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.
Обособленность судебной
власти означает, что суды образуют
систему государственных
Правовой статус судей за рубежом
Судья — должностное лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.
В различных юрисдикциях полномочия судей и требования к ним различаются. В континентальном гражданском праве, где проводится расследование преступлений, судьи обычно имеют специальную подготовку, дополнительную к высшему юридическому образованию, и судебная практика является для них первичной; дело рассматривается коллегией судей, возглавляемой председательствующим. В некоторых странах по ряду уголовных дел требуется суд присяжных, но гражданские дела рассматриваются только судьями. Иногда судьи имеют полномочия следователей, во всяком случае, они не обязаны ограничиваться только представленными в ходе заседания доказательствами. Имеется система апелляционных судов, высший из которых называется Верховный суд; обычно Верховные суды заседают не в полном составе, а в специальных коллегиях. В ряде континентальных правовых систем имеется также Конституционный суд, который принимает решение о конституционности законов или подзаконных актов и может их отменять.