Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

5) Председателю Верховного  Суда Республики Беларусь или  Председателю Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь, в соответствующую  квалификационную коллегию судей  и Министерство юстиции Республики  Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов;

 

6) должностному лицу (органу), утвердившему списки народных  заседателей, – в отношении народного заседателя;

 

7) Генеральному прокурору  Республики Беларусь – в отношении  прокурорского работника.

 

После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, в порядке, установленном УПК, применение меры пресечения, за исключением заключения под стражу или иного лишения личной свободы, производство следственных действий в отношении такого лица осуществляются в порядке, предусмотренном УПК.

В случае, если уголовное  дело в отношении лица, должность  которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурорского работника не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, производство следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, может осуществляться только с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности. Личный обыск в отношении данных лиц не допускается, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Несменяемость  судей. Приостановление и прекращение  полномочий судей.

  • Несменяемость судей

Судья не может быть переведен  на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке  и по основаниям, установленным настоящим  Кодексом.

Несменяемость судей:

 

- Несменяемость судей  состоит в том, что судья,  однажды назначенный или избранный,  занимает свой пост доколе  указано в законе и не может  быть ни смещен против воли, ни перемещен или переведен  в другую местность, хотя бы  на равную должность, если он сам об этом не просит. При назначении исполнительной властью несменяемость судьи обыкновенно равносильна пожизненному сохранению должности; когда он избран на срок, несменяемость гарантирует пребывание его судьей до момента окончания срока службы. Несменяемость должна гарантировать судью и от произвольных колебаний законодательства, которое может упразднить должность, занимаемую судьей, и тем косвенно сместить его.

Несменяемость судей  является, таким образом, необходимым  спутником разделения властей; без неё нет независимости судебной власти от исполнительной и законодательной. Без независимости нет правосудия; становясь исполнителем чужих приказаний, судья перестает проявлять свое суждение, т. е. творить суд; постановка решения против убеждения лишает судью нравственного права называться судьей.

В судебных процессах  бывают прямо или косвенно заинтересованы лица властные или близкие к носителям  власти; беспристрастие, требуемое  от судьи, может быть достигнуто лишь если он защищен от собственного малодушия, от боязни мщения. Правда, процессы, где власть склонна влиять на совесть судьи, составляют исключение; но одной возможности давления достаточно, чтобы уронить престиж судьи и доверие к нему, и тем самым оттолкнуть от судейской деятельности людей с сильным и независимым характером.

Несменяемость судей  оправдывается только интересами правосудия; смысл ее исчезает, когда судья  потерял физическую или нравственную способность творить правосудие. Степень гарантии судейской Несменяемости  зависит от того, как констатируется утрата этой способности.

 Так, тяжкая и  продолжительная болезнь судьи,  связанная с фактическим прекращением  его деятельности, должна влечь  за собой его увольнение. Больше  разнообразия в законодательствах  относительно порядка констатирования нравственной неспособности. Все они сходятся в том, что доказанное приговором уголовного суда совершение позорящего преступления общего свойства или тяжкого служебного проступка должно влечь за собой увольнение судьи;

 

  • Приостановление и возобновление полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливаются Президентом Республики Беларусь в  случае возбуждения в отношении  судьи уголовного дела, привлечения  судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания  для приостановления полномочий судьи.

 

 

  • Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть прекращены в случае:

отставки;

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания в должности судьи  Конституционного Суда Республики Беларусь;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства  или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность  либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, несовместимой  с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной  службой;

грубого нарушения должностных  обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной  службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании  судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в  установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно  отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в  том числе на основании личного  письменного заявления судьи  об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда Республики Беларусь о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением внесения представления о прекращении полномочий, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

 

Полномочия  судей общих и хозяйственных  судов могут быть прекращены в  случае:

отставки судьи;

подачи им заявления  об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания на государственной службе;

истечения срока его  полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства  Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных  с государственной службой;

отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией  суда либо сокращением численности  судей;

систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года);

грубого нарушения должностных  обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной  службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании  судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в  установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно  отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных  судов (кроме председателей и  судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) осуществляется Президентом  Республики Беларусь, в том числе  по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При наличии оснований, прекращение полномочий председателей  и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Процедуру досрочного прекращения  полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов  Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей  судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Решение о прекращении  полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение одного месяца со дня  вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь.

В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Элементы правового  статуса судей.

3.1  Материальное  и социальное обеспечение судей

Судьи имеют право  на внеочередную установку квартирного  телефона.

Вопросы заработной платы судей, предоставления им трудового отпуска, гарантий в связи с ликвидацией суда, сокращением численности или штата, предоставления служебных жилых помещений, выплаты выходного и иных единовременных пособий, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и иные меры материального и социального обеспечения судей регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Материальное и социальное обеспечение судей военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь для военнослужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3.2 АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ  КЛАССЫ СУДЕЙ

  • Аттестация судей.

Задачей аттестации судьи  является объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их при осуществлении правосудия.

Аттестация подразделяется на очередную и внеочередную.

 

Очередная аттестация проводится:

в отношении судей, впервые  назначенных на должность судьи  и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы;

при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе;

в отношении судей, назначенных  на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.

 

Внеочередная  аттестация проводится:

при назначении судьи  на должность на новый срок;

при назначении судьи  на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда;

Информация о работе Правовой статус судей