Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа
Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………
ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
5) Председателю Верховного
Суда Республики Беларусь или
Председателю Высшего
6) должностному лицу (органу), утвердившему списки народных заседателей, – в отношении народного заседателя;
7) Генеральному прокурору
Республики Беларусь – в
После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, в порядке, установленном УПК, применение меры пресечения, за исключением заключения под стражу или иного лишения личной свободы, производство следственных действий в отношении такого лица осуществляются в порядке, предусмотренном УПК.
В случае, если уголовное дело в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурорского работника не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, производство следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, может осуществляться только с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности. Личный обыск в отношении данных лиц не допускается, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.
2.3 Несменяемость
судей. Приостановление и
Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.
Несменяемость судей:
- Несменяемость судей
состоит в том, что судья,
однажды назначенный или
Несменяемость судей является, таким образом, необходимым спутником разделения властей; без неё нет независимости судебной власти от исполнительной и законодательной. Без независимости нет правосудия; становясь исполнителем чужих приказаний, судья перестает проявлять свое суждение, т. е. творить суд; постановка решения против убеждения лишает судью нравственного права называться судьей.
В судебных процессах бывают прямо или косвенно заинтересованы лица властные или близкие к носителям власти; беспристрастие, требуемое от судьи, может быть достигнуто лишь если он защищен от собственного малодушия, от боязни мщения. Правда, процессы, где власть склонна влиять на совесть судьи, составляют исключение; но одной возможности давления достаточно, чтобы уронить престиж судьи и доверие к нему, и тем самым оттолкнуть от судейской деятельности людей с сильным и независимым характером.
Несменяемость судей
оправдывается только интересами правосудия;
смысл ее исчезает, когда судья
потерял физическую или нравственную
способность творить
Так, тяжкая и
продолжительная болезнь судьи,
Полномочия судьи
Полномочия судьи
Полномочия судьи
отставки;
подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;
достижения предельного
истечения срока его полномочий;
отказа от принесения присяги;
прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;
занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
вступления в законную силу обвинительного приговора;
вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;
признания судьи в
установленном порядке
смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.
Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда Республики Беларусь о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением внесения представления о прекращении полномочий, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.
Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:
отставки судьи;
подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;
достижения предельного возраста пребывания на государственной службе;
истечения срока его полномочий;
отказа от принесения присяги;
прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;
занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей;
систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года);
грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
вступления в законную силу обвинительного приговора;
вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;
признания судьи в
установленном порядке
смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.
Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
При наличии оснований, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.
При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.
Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.
Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь.
В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей.
3.1 Материальное и социальное обеспечение судей
Судьи имеют право на внеочередную установку квартирного телефона.
Вопросы заработной платы судей, предоставления им трудового отпуска, гарантий в связи с ликвидацией суда, сокращением численности или штата, предоставления служебных жилых помещений, выплаты выходного и иных единовременных пособий, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и иные меры материального и социального обеспечения судей регулируются законодательными актами Республики Беларусь.
Материальное и социальное
обеспечение судей военных
3.2 АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ.
Задачей аттестации судьи является объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их при осуществлении правосудия.
Аттестация подразделяется на очередную и внеочередную.
Очередная аттестация проводится:
в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы;
при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе;
в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.
Внеочередная аттестация проводится:
при назначении судьи на должность на новый срок;
при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда;