Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:33, курс лекций
Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания в области криминологии необходимы не только сотрудникам органов внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции, другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.
4. Причины и условия
преступности можно различать
и по направленности, механизму
их действия. Одни из них детерминируют
неблагоприятное нравственное
Первая группа детерминант
больше связана с причинами
5. Причины и условия преступности классифицируются также с точки зрения их временной и пространственной распространенности. Здесь различают:
• причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);
• причины и условия, действующие на всей территории государства, в отдельных его регионах и специфических зонах (республиках, портовых городах, курортных зонах, прилегающих к государственной границе, и др.), а также имеющие местный, локальный характер.
Тема 7
Причины индивидуального преступного поведения
Анализ причин и условий конкретного преступления, индивидуального преступного поведения подчинен непосредственно практическим задачам предупреждения и выявления преступности. Причины и условия конкретного преступления, индивидуальные обстоятельства его совершения могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее, поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.
Социально-психологические
явления – взгляды, традиции, привычки
– часто называют субъективными
детерминантами преступности, а все
то, что находится вне индивида
и влияет на его психологию, –
объективными ее детерминантами. Это
криминологическая
С этой точки зрения субъективными
причинами и условиями
Мотивации преступного поведения.
Предпосылкой поведения человека, источником
его деятельности является потребность.
Нуждаясь в определенных условиях,
человек стремится к устранению
появившегося дефицита. Возникающая
потребность вызывает мотивационное
возбуждение соответствующих
Мотивация – это обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.[3]
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула обусловлена не только его объективными качествами, но и мотивационным состоянием организма (утолив голод, организм не станет реагировать даже на самую вкусную пищу).
Обусловленные потребностью
мотивационные состояния
Осуществление деятельности
контролируется путем сравнения
достигнутых промежуточных и
итоговых результатов с тем, что
было заранее запрограммировано. Удовлетворение
потребности снимает
В человеческой жизнедеятельности
сама внешняя обстановка может актуализировать
различные потребности. Так, в преступно-опасной
ситуации один человек руководствуется
только органической потребностью самосохранения,
у другого доминирует потребность
выполнения гражданского долга, у третьего
– потребность проявить удаль
в схватке, отличиться и т. д. Все
формы и способы сознательного
поведения человека определяются его
отношениями к различным
Виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом, возникающая на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различаются следующие виды установок.
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвоночника к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
3. Социально-перцептивная
установка – стереотипы
4. Когнитивно-познавательная
установка (например, предубеждение
следователя в отношении
Мотивационное состояние
человека является психическим отражением
условий, необходимых для
Интерес – избирательное
отношение к предметам и
В соответствии с потребностями интересы подразделяются по следующим основаниям:
• по содержанию (материальные и духовные);
• по широте (ограниченные и разносторонние);
• по устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Различаются также непосредственные
и косвенные интересы (так, например,
проявленный продавцом к
Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание – это мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но ситуация удовлетворения может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.
Разновидностью стремления
является страсть – стойкое
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а при навязчивом тяготении к определенной группе объектов – влечениями.[6]
Как таковых преступных мотивов
не бывает. Человек несет ответственность
за общественно опасное
С точки зрения нравственно-психологической
свобода воли преступника определяется
степенью отклонения социальных установок
личности от положительных стереотипов.
Чем более лицо заражено антиобщественными
взглядами и привычками, тем выше
его способность избрать
Нравственный и
Сильная или слабая воля
может относиться как к морально
воспитанному, так и к аморальному
лицу. Поэтому субъект с «
В заключение необходимо отметить, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней свободой (так называемой свободой воли).
Тема 8
Личность преступника
Вопрос о личности преступника является одной из наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем. Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Так, можно сказать, что преступление и преступник являются теми составляющими организма преступности, изучение и познание которых способно дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.
Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника можно определить как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Кроме того, такое понятие личности преступника имеет формальный оттенок,[7] поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присущи та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.
Данное положение относится к лицам, совершившим не только злостное, но и так называемое случайное преступление, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включаются и лица, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь.[8] Иначе говоря, в предмет криминологии входит личность правонарушителя, понимаемая в указанном выше смысле и включающая не только собственно лиц, совершивших преступление, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.
В целом данные о личностных свойствах применительно и к субъектам всех преступлений, и к отдельным их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.
Объектом криминологического изучения личности преступника являются:
• отдельные лица, совершающие преступления;
• различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты);
• различные криминологические типы преступников.
Задача криминологии при
изучении личности преступника –
вычленить круг тех характеристик,
которые позволяют выявить