Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:33, курс лекций
Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания в области криминологии необходимы не только сотрудникам органов внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции, другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.
Криминология в своем
развитии прошла непростой путь, особенно
труден он был в нашей стране:
от полного отвержения, объявления
лженаукой до признания в качестве
теоретической основы как для
законотворчества, так и для практики
борьбы с преступностью. Лженаукой
криминология объявлялась прежде всего
потому, что говорила о наличии
причин преступности в «самом совершенном»
обществе. В течение длительного
времени это квалифицировалось
как клевета на социализм. В то
же время давно известно, что ни
в природе, ни в обществе беспричинных
явлений не бывает. Все дело заключалось
в том, что преступность, ее состояние,
формы и методы борьбы с нею
стали разменной монетой для
политиков и идеологов, пытавшихся
доказать наличие преимуществ
Однако, несмотря на разгром,
которому подверглась криминология
в конце 1920-х – начале 1930-х гг.,
позднее, в 1960-е гг., появилась насущная
потребность в изучении преступности.
Ученые, прежде всего специалисты
в области уголовного права, стали
обращаться к проблеме причин преступности
уже в 1950-х гг., а в 1963 г. был создан
Всесоюзный институт по изучению причин
и разработке мер предупреждения
преступности (ныне Институт проблем
укрепления законности и правопорядка
Генеральной прокуратуры
Что же касается российских
правоведов, то они, в основном придерживаясь
консервативных воззрений, в настоящее
время незначительно изменили свои
взгляды на предмет изучаемой
дисциплины. В ряде учебников его
основными составляющими
1. Преступность (ее сущность
и закономерности). Криминология
изучает преступность как
2. Личность преступника.
Она изучается как система
социально-демографических,
Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия личность преступника можно определить как лицо, совершившее преступление. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь.[2] Таким образом, в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указанном выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.
В целом данные о личностных
свойствах применительно к
3. Детерминанты преступности.
Причинное объяснение, неизменно
актуальное для
4. Предупреждение, или профилактика,
преступности. По своей сути предупреждение
преступности – это
Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по следующим параметрам: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и др.
Все рассмотренные основные
составляющие, или элементы, предмета
криминологии, во-первых, органично
взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются
не только этой наукой. Например, преступность
может привлекать внимание социологов
при исследовании ими социальных
отклонений; проблема личности преступника
имеет наряду с криминологическим
криминалистический, оперативно-розыскной
и другие аспекты; вопросы, связанные
с предупреждением преступности
путем назначения и исполнения наказания,
изучаются в уголовном и
1. Криминология изучает
преступность и связанные с
нею явления как социально-
2. Специфика криминологического
познания состоит в том, что
в нем делается выраженный
акцент на причинном
3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.
4. Криминология принимает
участие в разработке не
Некоторые отечественные
ученые дополняют предмет криминологии
историей криминологической науки,
организацией и методикой изучения
преступности, криминологическим
Криминология в современном
ее состоянии – это
• преступность;
• личность преступника;
• причины и условия преступности (детерминанты);
• предупреждение (профилактику) преступности.
Тема 4
Методы криминологических исследований. Цели, задачи и функции криминологии
Методологическую основу криминологических исследований составляют три группы методов: общенаучные методы; методы и приемы, заимствуемые криминологией из таких наук, как социология, психология, психиатрия, биология, физиология и другие; собственно криминологические методы, или инструменты.
К первой группе методов относятся следующие:
• от абстрактного к конкретному;
• гипотеза;
• системно-структурный анализ;
• сравнение;
• динамический и статистический методы.
Также из общенаучных методов познания в криминологии используются абстрагирование, моделирование, анализ, синтез и др.
В группу методов, заимствуемых
криминологией из других наук, входят
статистический метод, интервью, анкетный
метод, тестирование, социометрия, наблюдение,
экспертная оценка, эксперимент, документальный
метод и др. Остановимся подробнее
на статистическом методе, который
позволяет представить в
* всестороннюю характеристику
состояния преступности в
* закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;
* состав преступников
по социально-демографическим
* наиболее характерные,
устойчивые и закономерные
* необходимый материал, который
может служить основой для
выявления причин и условий,
способствующих росту
* данные, характеризующие
уголовно-правовые, административные
меры воздействия, применяемые
к преступникам, с целью их
оптимизации и повышения
Вместе с тем статистический метод сегодня не получил должного развития. Причин для этого несколько, наиболее важные из них следующие.
1. В научной литературе
преобладает причинно-
2. Отсутствует база
3. Существует дефицит
компьютеров и соответствующих
программных продуктов,
Наконец, третью группу методов криминологических исследований составляют собственно криминологические методы, или инструменты, выбор которых определяется кругом изучаемых конкретных проблем. Таких методов три:
• статистика;
• типология (или изучение отдельного случая);
• комбинация этих двух методов.
Цели криминологических
исследований. Российские ученые отмечают
существенную разницу в подходах
к типологизации или изучению
отдельного случая между отечественной
практикой и практикой своих
западных коллег. По мнению наших ученых,
на Западе уделяется слишком большое
внимание именно изучению отдельного
случая, в то время как конечными
целями криминологических исследований
являются объяснение того или иного
негативного явления и
Из перечисленных выше целей криминологии можно вывести и ее задачи, а именно:
* получение достоверных
сведений обо всем том, что
составляет предмет
* научное объяснение и
прогнозирование
* получение существенной
информации о причинах
* определение общей политики
развития науки, т. е. анализ
имеющихся наработок,
* внедрение в практику
результатов теоретических
* изучение и использование
международного опыта борьбы
с преступностью. Здесь важное
место должно быть уделено
анализу международно-правовых