Рецидивная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 22:37, магистерская работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный криминологический анализ рецидивной преступности как многогранного социально-правового явления, а также выработка предложений по повышению эффективности ее предупреждения.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования ставились следующие задачи:
– изучить и дать исторический обзор нормативных актов, выявить истоки возникновения в русском законодательстве понятий «повторение преступлений» и «рецидив», проследить этапы развития этих понятий, исследовать теоретическую и практическую значимость существующих классификаций рецидива преступлений и предложить собственную;
– сформулировать на базе обобщения определений понятия «рецидив преступлений», существующих в теории криминологии и уголовного права, дать авторский вариант определения рецидива преступлений; сформулировать криминологическое понятие современной рецидивной преступности;

Содержание работы

Введение
1 Эволюция института рецидива в уголовном законодательстве России
1.1 История развития института рецидива в дореволюционном российском уголовном законодательстве
1.2 История развития института рецидива в уголовном законодательстве советского периода
2 Институт рецидива в современном уголовном законодательстве России
2.1 Понятие и общая характеристика института рецидива в уголовном законодательстве
2.2 Назначение наказания при рецидиве преступлений
2.3 Совершенствование института рецидива в уголовном законодательстве
3. Криминологическая характеристика рецидивной преступности и особенности предупреждения
3.1 Криминологическое понятие рецидивной преступности
3.2 Сравнительно-криминологический анализ рецидивной преступности в России и Нижегородской области
3.3 Криминологическая характеристика личности преступника рецидивиста
3.4 Причины рецидивной преступности и особенности ее предупреждения
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МД рецидивная преступность.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность постпенитенциарной профилактики определяется результативностью деятельности учреждений, призванных ресоциализировать и адаптировать к условиям свободной жизнедеятельности лиц, отбывших лишение свободы.

Основными субъектами специальной постпенитенциарной профилактики рецидива являются органы социальной защиты населения, уголовно-исполнительные инспекции, органы внутренних дел; в органах местного самоуправления – комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии; общественные и религиозные учреждения: попечительские и родительские советы, персональные шефы и попечители, внебюджетные фонды поддержки осужденных и др.

Поскольку многие из освобожденных из мест лишения свободы нуждаются в материальной и бытовой помощи, в решении проблем трудоустройства, резко обострившихся в современных условиях безработицы, настоятельно требуется строительство домов-интернатов для пожилых и инвалидов, домов временного пребывания («ночлежек»).

Расширяется сеть специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с правонарушающим поведением. Должны быть разработаны и реализованы меры по обеспечению социальной защиты ранее судимых несовершеннолетних и лиц молодого возраста. Ставится вопрос о создании государственных гарантий их трудовой занятости независимо от состояния рынка труда в стране.

Проблема отсутствия жилья у осужденных в настоящее время является наиболее сложной, так как свободного муниципального жилья практически нет. При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении.

При высокой степени вероятности рецидива со стороны лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, за ними устанавливается административный надзор органами внутренних дел. Цель административного надзора – предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Административный надзор не является видом или продолжением наказания, он относится к числу профилактических мер, осуществляемых принудительно. К лицам, в отношении которых установлен административный контроль, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) после определенного времени; запрещения пребывания в определенных пунктах района, города; запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города; явки в милицию для регистрации от 1 до 4 раз в месяц. Перечисленные ограничения применяются индивидуально, и при их избрании учитывается характер ранее совершенных преступлений, образ жизни, семейное положение, место работы и другие обстоятельства.

Лица, находящиеся под административным надзором, обязаны: являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора; уведомлять работников полиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; при выезде по личным делам с разрешения органов внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток следует зарегистрироваться в местном органе внутренних дел; соблюдать установленные в отношении его ограничения.

Таким образом, предупреждение рецидивной преступности - важный участок деятельности правоохранительных органов требующий дальнейшей теоретической разработки, что также свидетельствует об актуальности диссертационного исследования. Правоохранительные органы осуществляют предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач, при этом они влияют на формирование правосознания путем криминологической и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятие уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Эти обстоятельства предлагают необходимость систематического участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо. В своей работе по предупреждению и пересечению рецидивной преступности правоохранительные органы должны опираться на результаты научного исследования ее причин, особенностей личности преступников-рецидивистов и мотивации их преступного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Предпринятая в настоящем исследовании разработка научно обоснованных рекомендаций о предупреждении рецидивной преступности позволила сформулировать следующие основные выводы, имеющие значение как для познания особенностей собственно рецидивной преступности на современном этапе, так и для определения содержания и перспектив развития правовых мер ее предупреждении.

1. Основные тенденции развития  рецидивной преступности сегодня  сводятся к следующему: фактический  рост, искусственное (за счет закона) облегчение структуры, увеличение кратности и интенсивности рецидива, ярко выраженный корыстный характер, тесные связи с организованной, профессиональной и маргинальной преступностью. Описанные особенности в совокупности определяют повышенный уровень общественной опасности рецидивной преступности, объясняют специфику и механизм проявления ее социальных последствий.

2. Социальные последствия рецидивной преступности могут быть представлены, с одной стороны, как сумма последствий рецидивных преступлений, связанных с их непосредственным объектом, а с другой стороны - как последствия непосредственно увеличения количества совершаемых одним лицом преступлений; в каждом из этих случаев, следуя криминологической традиции, справедливо выделение экономических и собственно социальных последствий.

3. Экономические последствия рецидивной преступности складываются преимущественно из убытков, связанных, с функционированием системы уголовной юстиции по первому преступлению, и экономических издержек, которые будет испытывать общество в связи с необходимостью преследования лица за второе преступление; социальные последствия рецидивной преступности образуются, влиянием, рецидивного преступления на личность преступника (углубление отрицательных нравственно-психологических качеств и социальной неадаптированности личности) и на общество в целом (распространение криминальной субкультуры, падение авторитета правоохранительных органов. Социальные последствия рецидивной преступности, взятые в совокупности, обладают значительным криминогенным потенциалом и являются составной частью механизма самодетерминации преступности.

4: Система криминогенных детерминант рецидивной преступности включает в себя: особенности личности преступника; недостатки в профилактической деятельности органов следствия (дознания) и суда в части реагирования, на первое из совершенных рецидивистом преступлений; недостатки в воспитательной и профилактической деятельности органов и учреждений исполнения наказания; недостатки в постпенитенциарной предупредительной деятельности субъектов профилактики преступности. В качестве основных, продуцирующих рецидивное преступление, факторов выступают именно особенности личности преступника, обстоятельства внешнего по отношению к ней порядка, которые обуславливают сохранение и развитие негативных свойств этой личности, а также факторы, препятствующие эффективной постпенитенциарной адаптации и реинтеграции осужденных.

5. Действующее уголовное законодательство необоснованно отказалось от концепции «рецидивист как свойство личности преступника». В связи с чем; предлагаем: вернуться к концепции рецидивиста, поскольку рецидив свидетельствует об увеличении уровня общественной опасности личности преступника, а не совершенного им преступления; признавать рецидивистом лицо, которое совершает умышленное преступление, кроме преступления небольшой тяжести, имея судимость за ранее совершенное умышленное преступление, кроме преступления небольшой тяжести, после отбытия хотя бы части наказания за это преступление, при условии если совершаемые преступления, предусмотрены одной статьей или частью статьи Особенной части УК РФ; предоставить суду право признания (непризнания) лица рецидивистом; провести классификацию рецидивистов в уголовно-исполнительном законодательстве в зависимости от степени их общественной опасности, которая должна определяться опасностью и количеством совершаемых преступлений; установить единый подход к определению минимального срока наказания для рецидивистов различных групп; установить правило, согласно которому статус рецидивиста является составной частью состояния судимости лица, признанного рецидивистом и- аннулируется одновременно с погашением (снятием) судимости.

6. Уголовное наказание обладает весьма скромными возможностями в части предупреждения рецидивной преступности и исправления преступников, что подтверждается и состоянием рецидивной преступности, и теми негативными тенденциями, которые выявлены в ее характеристике, и «ценой», которую вынуждено платить общество за исправление преступников и предупреждение рецидивной преступности. Мало способствует наказание и восстановлению социальной справедливости. Законодательно установленное повышение минимальной планки уголовного наказания для рецидивистов призвано удовлетворить лишь абстрактное чувство справедливости: чем больше и чаще лицо совершает преступление, тем больше должно быть назначаемое ему уголовное наказание. В силу чего следует поддержать, с одной стороны, гуманизацию правил назначения наказания при рецидиве преступлений, что вполне соответствует криминологическим представлениям о низком превентивном и исправительном потенциале уголовного наказания в отношении рецидивистов, а с другой стороны, установление факультативной возможности повышения минимального предела наказания- при рецидиве, что отвечает потребностям восстановления социальной справедливости при многократной преступной деятельности.

7. Обязательной составляющей системы профилактики рецидива преступлений должна стать система административного надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание. В виде того, что содержанием надзора является ограничение прав и свобод лица, он должен налагаться только судом и только на основании Федерального Закона. Вместе с тем, принятию соответствующего Закона должно предшествовать изменение подходов к уголовно-правовому определению понятия и содержания судимости, с тем, чтобы в УК РФ было предусмотрено все возможное содержание судимости. Для чего предлагаем: 1) в ч. 1 ст. 86 УК РФ последнее предложение исключить; 2) ввести в ст. 86 УК РФ часть 1.1 следующего содержания: «Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Лица, имеющие судимость, отбывшие наказание или освобожденные от его отбывания по основаниям, установленным настоящим Кодексом, могут быть ограничены в правах на основании- и в пределах, установленным федеральным законом Российской Федерации, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности личности, общества, государства и предупреждения преступлений».

8. Важной компонентой системы профилактики рецидивной преступности является оказание социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание. Право на социальную помощь и социальное обслуживание, являясь конституционным по своему происхождению, в полной мере принадлежит лицам, отбывшим уголовное наказание. Их статус не создает им дополнительных преференций в этой сфере. Любая социальная помощь лицам, отбывшим наказание, должна строиться не по линии предоставления им дополнительных прямых льгот, а по принципу стимулирования общественно полезной, правомерной практики, осуществляемой субъектами экономической, социальной и иной деятельности в направлении оказания помощи осужденным.

На основании полученных выводов вносятся следующие предложения.

А) В целях повышения; эффективности предупреждения рассматриваемого вида преступлений необходимо в полной мере реализовать превентивный, потенциал уголовного закона. Необходимой предпосылкой повышения эффективности предупреждения современной рецидивной преступности является:

- разработка и принятие проектов  федеральных законов «О профилактике преступлений», «Об административном надзоре», «О мерах по социальной реабилитации осужденных»;

- установление уголовной ответственности  за злостное нарушение правил административного надзора;

- разработка и реализация государственной  программы по реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, включающую решение проблемы трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, законодательное установление квоты для приема на работу таких лиц и т.д.

- реализация комплекса мер по  организации должного взаимодействия  между подразделениями ОВД и Минюста России, обмена информацией, формированием общего банка данных, разработки совместных мероприятий по профилактике рецидивной преступности и т.п.

- внедрение в практику современных  технических средств контроля  за подучетным контингентом (электронные браслеты и т.п.).

Б) Профилактика рецидивной преступности и лиц, образующих криминальную среду - это система государственных, социальных и общественных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий рецидивной преступности с целью удержания их на минимальном уровне.

Основная роль в профилактике рецидивной преступности и лиц, совокупность которых образует криминальную среду должна принадлежать правоохранительным органам и уголовно-исполнительной системе, осуществляющим общую и пенитенциарную профилактику, сопряженную с большими трудностями, так как в настоящее время служба участковых уполномоченных милиции лишена инструмента контроля каковым был административный надзор, а пенитенциарная система страны поставлена в жесткие условия самовыживания.

В) Профилактика рецидивной преступности в исправительных учреждениях должна включать в себя комплекс мероприятий: строгое размещение осужденных в соответствии со степенью деформации их личности; режимный контроль за общением осужденных с целью недопущения создания групп с антиобщественной направленностью вокруг злостных преступников; профилактические воздействия в отношении осужденных, намеревающихся вновь совершить преступление; проведение мероприятий по развенчанию криминальных «авторитетов»; своевременное применение уголовно-правовых мер в отношении осужденных, совершивших новое, рецидивное преступление; изменение условий содержания осужденных в зависимости от поведения и порядок применения прогрессивной системы отбывания наказания и др.

Информация о работе Рецидивная преступность