Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:48, шпаргалка
Понятие, предмет, система и задачи криминологии.
Место криминологии в системе наук, ее взаимосвязь с правовыми, общественными и естественными науками.
История криминологии.
3 сфера – досуговое общение.
*объединение по интересам
*по месту жительству
Группы подразделяются: группы с антиобщественной направленностью, антисоциальным поведением и преступные группы. В группах существует своя культура, которая называется субкультурой.
Особое значение имеют неформальные молодежные объединения.
4 сфера – СМИ.
Информация, содержащаяся в СМИ часто романтизирует жизнь преступника. Приводит к бездуховности и падению нравственности.
23.
Структура личности
Криминологическая характеристика
– это совокупность (система) социально-демографических,
социально-ролевых и
Структура личности преступника – совокупность социально-значимых свойств лица, совершившего преступление, формирующихся и проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности.
Социально-демографические признаки |
Социально-ролевые признаки |
Нравственно-психологические признаки |
Кто он?
- Пол - Возраст - Образование - Социальное происхождение - Место жительства |
Как он себя проявляет?
- Безработный - Трудящийся - Преступник - Член партии, общественных движений, объединений - Глава семьи - Иждивенец - Член досуговой группы (неформального объединения) |
Почему этот человек совершает преступление?
- Уровень интеллекта - Особенности волевых процессов - Психические аномалии - Система ценностей - Мотивация - Интересы - Потребности |
24.
Проблемы соотношения
Человек – это биосоциальное существо.
На протяжении всей жизни,
влияние биологических и
Ученые предлагают выделить 3 блока:
1 этап – развитие человеческого организма.
Определенную роль играют:
Социальный фактор здесь не очень ярко выражен.
2 этап – процесс социализации, т.е. формирования личности.
Приобретение свойств и качеств, которые помогают жить человеку. Процесс формирования личности складывается из следующего:
- наделение личности
- выбор жизненных путей
- установление социальных связей
- формирование самосознания и социальной ориентации
- вхождение в социальную среду и приспособление к ней
- определение своего места в обществе.
Значительную роль на данном этапе играют пол и возраст, наличие психических и физических аномалий, которые могут серьезно повлиять на социализацию и привести к деформации.
3 этап – формирование
преступного умысла и его
Здесь влияют конкретные жизненные ситуации, т.е. ситуация, которая предшествует совершению преступления и существовавшая во время его осуществления.
Ситуация может способствовать формированию мотива. Среди биологических факторов имеют важное значение: усталость, болезнь, состояние опьянения.
25.
Классификация (типология)
Классификация – это разновидность личности, группировки по различным основаниям. В основе классификации лежит один какой-то признак (например, возраст, по признаку единократного совершения преступления или нет).
Классификация осуществляется
с помощью группировки и
Под группировкой понимают распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков.
Наибольшее распространение получили группировки, основанные на:
Типология – это признаки, объединяющие в группы.
Классификация описывает эти различия, а типология объясняет.
Типология – выделяют криминогенный тип личности, имеющие определенные подвиды:
В основу построения модели типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности мотивационной сферы. Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются:
- негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам;
- корыстные и
- индивидуалистически-
- легкомысленно-
26.
Преступность лиц с
В последние годы увеличились такие преступления.
Психические аномалии – это психические расстройства, не достигшие психогенного (психотического) уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут привести к отклоняющимся формам поведения.
Результат таких аномалий:
~ изменяется порог чувствительности
~ изменяется эмоциональная устойчивость
~ склонность к агрессии
Наличие психических аномалий приводит к тому, что человек не может отдавать отчет своим действиям в полной мере и руководить ими.
В научной литературе называют уменьшенную, ограниченную и пограничную вменяемость.
К психическим аномалиям следует отнести:
- психозы, психопатии
- поражение центральной нервной системы
- черепно-мозговые травмы
- последствия алкоголизма
- олигофрения, дебильность.
27.
Понятие причин и условий
Причины преступности – это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, провоцируют, воспроизводят преступность как свое следствие.
Условия – это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупность деяний, нарушающих уголовный закон).
Исследование причин преступности
раскрывает природу этого социально-
Причины и условия преступности связываются с:
Существуют разные подходы к понятию причин и условий преступности.
Условный, многофакторный подход.
Причины – это совокупность обстоятельств и фактов, которые влияют на преступность.
Традиционный подход.
Причины: внешнее влияние, активные силы, которые порождают преступность (психические и физические).
Традиционно-диалектический подход.
Причины: социально-психологические, включающие элементы экономической, политической, бытовой психологии на разных уровнях сознания.
Интеракционистский подход.
Взаимодействие объективных и субъективных факторов (влияния среды и личности).
28.
Классификация криминогенных
Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности на уровне:
*всего общества (макроуровень).
На общесоциальном уровне
*отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни. На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.
*отдельного индивида. На
индивидуальном уровне речь
2. Классификация по их содержанию.
~ политические
~ экономические
~ идеологические
~ социально-психологические
~ организационно-управленческие
3.Психологическая классификация.
Субъективные детерминанты
(социально-психологические
Субъективные детерминанты зависят от деятельности людей, являются результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений.
Объективные детерминанты существуют независимо от воли и сознания людей (исторический уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы).
Одни их причин и условий
детерминируют неблагоприятные
нравственные формирования личности (недостатки
семейного, школьного, армейского воспитания,
отрицательное влияние
Первая группа детерминантов
связана с причинами