Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, система и задачи криминологии.
Место криминологии в системе наук, ее взаимосвязь с правовыми, общественными и естественными науками.
История криминологии.

Файлы: 1 файл

kriminologia-1.docx

— 178.68 Кб (Скачать файл)

3 сфера  – досуговое общение.

*объединение по интересам

*по месту жительству

Группы подразделяются: группы с антиобщественной направленностью, антисоциальным поведением и преступные группы.  В группах существует своя культура, которая называется субкультурой.

Особое значение имеют  неформальные молодежные объединения.

4 сфера  – СМИ.

Информация, содержащаяся в  СМИ часто романтизирует жизнь  преступника. Приводит к бездуховности  и падению нравственности. 

 

23. Структура личности преступника.

 

Криминологическая характеристика – это совокупность (система) социально-демографических, социально-ролевых и нравственно-психологических  свойств лица, совершившего преступление, которые определяют (выражают) его  индивидуальность.

Структура личности преступника – совокупность социально-значимых свойств лица, совершившего преступление, формирующихся и проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности.

 

Социально-демографические  признаки

Социально-ролевые  признаки

Нравственно-психологические  признаки

Кто он?

 

- Пол

- Возраст

- Образование

- Социальное происхождение

- Место жительства

Как он себя проявляет?

 

- Безработный

- Трудящийся

- Преступник

- Член партии, общественных  движений, объединений

- Глава семьи

- Иждивенец

- Член досуговой группы (неформального объединения)

Почему этот человек  совершает преступление?

 

- Уровень интеллекта

- Особенности волевых  процессов

- Психические аномалии

- Система ценностей

- Мотивация

- Интересы

- Потребности


 

 

24. Проблемы соотношения социального  и биологического в личности  преступника.

 

Человек – это биосоциальное  существо.

На протяжении всей жизни, влияние биологических и социальных факторов проявляются по-разному.

Ученые предлагают выделить 3 блока:

1 этап – развитие человеческого организма.

Определенную роль играют:

  • Генетические наследственные факторы
  • Экологические факторы (влияние экологической окружающей среды)
  • Индивидуальные, которые испытывают на себе влияние предыдущих двух

Социальный фактор здесь  не очень ярко выражен.

2 этап – процесс социализации, т.е. формирования личности.

Приобретение свойств  и качеств, которые помогают жить человеку. Процесс формирования личности складывается из следующего:

- наделение личности общественными  свойствами

- выбор жизненных путей

- установление социальных  связей

- формирование самосознания  и социальной ориентации

- вхождение в социальную  среду и приспособление к ней

- определение своего места  в обществе.

Значительную роль на данном этапе играют пол и возраст, наличие  психических и физических аномалий, которые могут серьезно повлиять на социализацию и привести к деформации.

3 этап – формирование  преступного умысла и его реализация.

Здесь влияют конкретные жизненные  ситуации, т.е. ситуация, которая предшествует совершению преступления и существовавшая во время его осуществления.

Ситуация может способствовать формированию мотива. Среди биологических  факторов имеют важное значение: усталость, болезнь, состояние опьянения.

 

25. Классификация (типология) преступников.

 

Классификация – это разновидность  личности, группировки по различным  основаниям.  В основе классификации  лежит один какой-то признак (например, возраст, по признаку единократного  совершения преступления или нет).

Классификация осуществляется с помощью группировки и типологии.

Под группировкой понимают распределение статистической совокупности на определенные группы, категории  с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков.

Наибольшее распространение  получили группировки, основанные на:

  • Демографических данных (пол, возраст)
  • Некоторых социально-экономических критериях (образование, род занятия, факт наличия или отсутствия постоянного места жительства и рода занятий, проживание в городской или сельской местности)
  • Гражданстве
  • Состоянии личности в момент совершения преступности (опьянения, наркотическое возбуждение)
  • Характере преступного поведения (умышленное или неосторожное; первичное или повторное).

Типология – это признаки, объединяющие в группы.

Классификация описывает  эти различия, а типология объясняет. 

Типология – выделяют криминогенный  тип личности, имеющие определенные подвиды:

  1. Последовательно криминогенный тип (характеризуется устойчивой направленностью личности, ярко выраженной антиобщественной направленности). Формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из привычного стиля поведения.
  2. Ситуативно-криминогенный тип (имеются свойства, качества, по которым определяется изменение поведения). Характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, формируется и действует в противоречивой микросреде.
  3. Ситуативный тип (антиобщественных свойств нет, совершение правонарушения). Характеризуется тем, что безнравственные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней личности.

В основу построения модели типологии личности преступника  положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности  мотивационной сферы.  Главными типологическими  признаками антисоциальной направленности личности являются:

- негативно-пренебрежительное  отношение к личности человека  и ее важнейшим благам;

- корыстные и частнособственнические  взгляды; 

- индивидуалистически-анархические  отношения к различным общепринятым  ценностям и социальным установкам;

- легкомысленно-безответственное  отношение к своим обязанностям.

 

26. Преступность лиц с психическими  аномалиями.

 

В последние годы увеличились  такие преступления.

Психические аномалии – это психические расстройства, не достигшие психогенного (психотического) уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут привести к отклоняющимся формам поведения.

Результат таких аномалий:

~ изменяется порог чувствительности

~ изменяется эмоциональная устойчивость

~ склонность к агрессии

Наличие психических аномалий приводит к тому, что человек не может отдавать отчет своим действиям  в полной мере и руководить ими.

В научной литературе называют уменьшенную, ограниченную и пограничную  вменяемость.

К психическим  аномалиям следует отнести:

- психозы, психопатии

-  поражение центральной  нервной системы

- черепно-мозговые травмы

- последствия алкоголизма

- олигофрения, дебильность.

 

27. Понятие причин и условий преступности.

 

Причины преступности – это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, провоцируют, воспроизводят преступность как свое следствие.

Условия – это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупность деяний, нарушающих уголовный закон).

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного  явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование  преступности, от чего зависит существование  преступности, что способствует ее сохранению, а что этому противодействует.

Причины и условия преступности связываются с:

  • Социальной, интеллектуальной и моральной неоднородностью общества, которое ведет к противоречиям людей.

Существуют разные подходы к понятию причин и условий преступности.

Условный, многофакторный подход.

Причины – это совокупность обстоятельств и фактов, которые  влияют на преступность.

Традиционный  подход.

Причины: внешнее влияние, активные силы, которые порождают  преступность (психические и физические).

Традиционно-диалектический подход.

Причины: социально-психологические, включающие элементы экономической, политической, бытовой психологии на разных уровнях  сознания.

Интеракционистский  подход.

Взаимодействие объективных  и субъективных факторов (влияния  среды и личности).

 

28. Классификация криминогенных детерминант.

 

  1. По уровню действия (субординации). Различают несколько видов уровневого подхода. Первый из них выявляет причины и условия:
  • Преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющихся в совокупности общественно опасных действий – преступления;
  • Различных групп (видов, критерий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные; насильственные и корыстные).
  • Отдельных видов преступлений (убийства, хулиганство)

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление  причин и условий преступности на уровне:

*всего общества (макроуровень). На общесоциальном уровне выявляются  наиболее общие причины и условия,  с которыми связано само существование  преступности.

*отдельных его социальных  групп и сфер общественной  жизни. На уровне социальных  групп фиксируются причины и  условия, характерные для этих  групп и коллективов.

*отдельного индивида. На  индивидуальном уровне речь идет  о причинах и условиях конкретного  преступления, совершенного отдельным  лицом. Здесь много индивидуального,  субъективного и ситуативного, а  порой и случайного (особенности  личности, ее индивидуальный жизненный  опыт, связи, знакомства).

2. Классификация по их содержанию.

~ политические

~ экономические

~ идеологические

~ социально-психологические

~ организационно-управленческие

3.Психологическая классификация.

Субъективные детерминанты (социально-психологические явления  – взгляды, традиции, привычки), а  объективные (все, что находится  вне индивида и влияет на его психологию).

Субъективные детерминанты зависят от деятельности людей, являются результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений.

Объективные детерминанты существуют независимо от воли и сознания людей (исторический уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и  иные явления природы).

  1. Классификация по направленности, механизму действия.

Одни их причин и условий  детерминируют неблагоприятные  нравственные формирования личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения), другие связаны с внешними по отношению  к индивиду условиями и ситуациями.

Первая группа детерминантов  связана с причинами преступности, вторая содержит по преимуществу условия  совершения преступлений.

  1. Классификация по временной и пространственной распространенности. Различают:
  • Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами и событиями)
  • Причины и условия, действующие на всей территории государства, в отдельные его регионах и специфических зонах (республиках, курортных зонах, прилегающих к государственной границе), а также имеющие местный, локальный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"