Белкин среди элементов механизма
преступления назвал следующие: субъект
преступления; отношения субъекта преступления
к своим действиям, их последствиям и соучастникам;
предмет посягательства; способ преступления
(как система детерминированных действий);
преступный результат; обстановка преступления
(место, время я др.); поведение и действия
ляп, оказавшихся случайными участниками
события; обстоятельства, способствующие
или препятствующие преступной деятельности;
связи и отношения между действиями (способом
преступления) и преступным результатом,
между участниками события и т.п.
32.
Понятие, виды, значение криминальной
мотивации.
Под мотивом обычно понимается
внутреннее побуждение к тому или
иному поступку. Его часто рассматривают
как непосредственную причину преступления.
Изучение мотива отвечает на вопрос, почему
человек поступает так или
иначе.
Иногда говорят, что
в жизни встречаются безмотивные
поступки и преступления (например,
убийство, причинение вреда здоровью,
хулиганство и др.). Это ошибка.
Никакое умышленное преступление
не может быть совершено без
того или иного мотива. В упомянутых
случаях мотив преступления просто
не был установлен. И это иногда
действительно нелегко сделать.
Нередко мотивы преступления
скрываются или намеренно искажаются,
а бывают и неосознанные самим
преступником мотивы его поведения,
которое он подчас не в состоянии
объяснить.
Мотивы преступлений
разнообразны. Есть множество различных
классификаций преступных мотивов.
Нам представляется наиболее
удачной классификация, которую
предложил В.В. Лунеев. Этот автор
выделил следующие шесть групп
мотивов: 1) политические; 2) корыстные;
3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические;
5) легкомысленно-безответственные
и 6) трусливо-малодушные.
Формируя мотив своего
будущего противоправного поступка,
субъект делает первый шаг
к встрече с Уголовным кодексом.
Надо заметить, что сам по себе
мотив как внутреннее побуждение
не является чем-то преступным;
он становится таковым, лишь
когда выступает элементом субъективной
стороны запрещенного уголовным
законом деяния. Но не забудем
о том, что он вместе с
тем является первым звеном
всей причинной цепочки, которая
лежит в основе механизма преступного
поведения.
Как же возникает
этот мотив? Ему предшествуют
такие психические элементы человеческой
личности, как потребности, влечения,
эмоции, интересы, ценностные ориентации.
Главную роль в формировании
мотивов преступного поведения
играют потребности субъекта. Потребности
человека отражают его зависимость
от внешнего мира, нужду в чем-либо.
Классифицируя различные потребности,
можно выделить шесть основных
групп: 1) материальные потребности;
2) потребность в безопасности; 3)
потребность в социальном общении
(уважении, признании, одобрении); 4)
сексуальные потребности; 5) потребность
в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.
Понятно, что источником
преступного поведения может
быть не всякая потребность.
В большинстве случаев источником
мотивации преступного поведения
являются потребности материальные,
потребности в социальном общении
(самоутверждение) и сексуальная
потребность. Следует заметить, что
каждый вид потребности может
иметь разную степень интенсивности
и разную направленность. Например,
в материальных потребностях
различают четыре разновидности:
а) потребности жизненно необходимые,
без удовлетворения которых человек
может погибнуть; б) потребности
нормальной интенсивности, характерные
для данного общества или его
преобладающей части; в) гипертрофированные
(завышенные) потребности, удовлетворения
которых для всех граждан общество
пока не обеспечивает; г) извращенные
потребности, противоречащие интересам
общества и развитию личности
(алкоголь, наркотики и т.п.). Материальные
потребности вызывают корыстную
мотивацию поступков.
Однако корыстные мотивы
порождаются и гипертрофированными
(завышенными) и извращенными
потребностями. Стремление к «большим
деньгам», сверхдоходам ведет к
крупным хищениям, финансовым махинациям,
нарушению налогового, таможенного
законодательства, а то и к
заказным убийствам. Пьянство, употребление
наркотиков порождают не только
агрессивную, но и корыстную
мотивацию.
Потребности социального
характера (самоутверждение, сохранение
или повышение престижа или
статуса, превосходство над окружающими)
ведут к формированию мотивов
агрессивного характера (ненависть,
месть, обида, ревность и др
Потребности, интересы,
влечения, эмоции, ценностные ориентации
— это внутренние компоненты
личности, под действием которых
формируется мотив преступления.
Но есть еще и внешний фактор
— конкретная жизненная ситуация,
в которой готовится и совершается
преступление.
33
.Условия формирования негативных
свойств личности и их роль
в механизме преступного поведения.
Огромную роль в нравственном
формировании личности играет непосредственное
участие лица в общественном производстве,
влияние на него трудового коллектива.
Негативные обстоятельства,
наблюдаемые в трудовых коллективах,
отрицательно влияющие на нравственное
формирование и поведение работников:
- – плохая организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей. Подобные факты снижают заинтересованность работников в их труде, формируют безразличие к своему предприятию, его деятельности и задачам, ослабляют чувство коллективизма и, напротив, способствуют развитию индивидуалистических взглядов и настроений;
- – слабый контроль и учет материальных ценностей, плохая их охрана, нарушения финансовой дисциплины;
- – недостаточное внимание администрации и общественных организаций к условиям производственной деятельности работников, к повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности и облегчению их труда;
- – нарушение принципа оплаты по труду, формально-бюрократическое отношение к работникам, к их материально-бытовым нуждам и духовным запросам; грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества; семейственность и т.д.;
- – недостатки в подборе кадров; назначение на руководящие и материально ответственные должности лиц с антиобщественной ориентацией, насаждающих свои взгляды и мораль среди неустойчивых членов коллектива, распо<span class="List_0020Paragraph__C