Теория социальной
дезорганизации
Французский социолог Эмиль
Дюркгейм в конце XIX в. выдвинул теорию социальной
дезорганизации, смысл которой состоял
в том, что преступность порождается разрушением
социальных связей между людьми, которое,
в свою очередь, вызывается либо кризисными
явлениями, либо слишком внезапными (пусть
и позитивными) социальными преобразованиями.
В этих условиях нарушаются привычные
нормы поведения, возникает состояние
аномии (т. е. отсутствия норм, безразличия
к требованиям права и морали), господствует
принцип «все дозволено». Объяснение,
которое дает этот автор, подтверждается
рядом исторических примеров (в том числе
российских), однако оно недостаточно
для ответа на вопрос о причинах преступлений
в иные периоды жизни общества.
Другое, пожалуй, более полное
объяснение причин преступности в рамках
социологической школы в XX в. дал американец
Роберт Мертон. Его основной тезис состоял
в том, что жизненные цели, которые современное
общество ставит перед человеком, не соответствуют
тем средствам их достижения, которыми
этот человек располагает. Иначе говоря,
далеко не каждый может стать богатым,
влиятельным, знаменитым, как об этом вещают
СМИ (Мертон имел в виду прежде всего США).
В результате наступает разочарование,
неверие в себя, аномия, о которой писал
Э. Дюркгейм, и как следствие — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.
Как видно на примерах современной капитализирующейся
России, это объяснение весьма близко
к истине.
Теория «дифференциальной
ассоциации»
Другая теория причин преступности,
получившая известное распространение
в XX в., также принадлежала американцу
— Э. Сатерленду. Автор назвал ее теорией «дифференциальной
ассоциации». По сути дела, она была
развитием идей французского психолога
и криминолога Г. Тарда о подражании как
основе человеческого общения.
По мнению Сатерленда, преступному
поведению предшествует восприятие субкультуры
преступников — их взглядов, привычек,
умений. Необходимой предпосылкой для
этого является неформальное общение
с преступной средой. Так как будущий преступник
выбирает для себя именно эту, а не другую
среду, Сатерленд использовал слово «дифференциация»,
а поскольку речь идет о связи — слово
«ассоциация». Это сложное наименование
теории Сатерленда было бы, наверное, проще
заменить другим: обучение преступному
поведению в антиобщественной среде.
Наблюдения Э. Сатерленда, несомненно,
правильны; особенно это касается несовершеннолетних
преступников, которые именно таким образом
начинают свой криминальный путь. Вместе
с тем видно, что теория Сатерленда не
может претендовать на всестороннее объяснение
преступности и ее причин; речь в данном
случае идет лишь об одном из внутренних
социально-психологических механизмов.
Теория социального
детерминизма
Позиция социального детерминизма в
криминологии влечет чрезвычайно важные
выводы. И первый из них заключается в
том, что, не изменив социальных условий,
вызывающих к жизни преступления, тщетно
было бы пытаться радикально повлиять
на преступность. Если основанием преступности
служат объективные (т. е. не зависящие
от воли людей) факторы, то преступность
отныне перестает казаться всего лишь
порождением эгоистических устремлений
некоторых людей. Такое представление
о преступности возникает стихийно и является
чрезвычайно устойчивым. Действительно,
кажется очевидным, что совершают преступления
те, кто хочет их совершить (свободная
воля). Хочет совершить преступление тот,
кто эгоистичен, испорчен, невоспитан.
Достаточно уговорить этих людей (или
запугать их) — и преступления уменьшатся,
преступность исчезнет.
Если же не все в поведении людей
зависит от их намерений, желаний (от их
воли), если их поступками движут и объективные
факторы, тогда ни жестокие наказания,
ни самое совершенное уголовное законодательство,
ни самая идеальная машина юстиции сами
по себе радикально повлиять на преступность
не в силах.
Вопрос 25 Понятие
причин индивидуального преступного поведения
Причины и условия конкретного
преступления – это типичные для преступников
особенности формирования личности, ее
социального и психологического статуса,
деятельности и комплекса объективно
существующих внешних обстоятельств,
в которых она функционирует.
Существует следующая классификация
причин и условий конкретного преступного
поведения:
- среда, формирующая дисгармонию
или деформацию потребностей, интересов,
ценностных ориентаций личности,
которые становятся основой криминогенной
мотивации;
- сама криминогенная
мотивация;
- ситуации, в которых
находится личность в процессе,
жизнедеятельности и непосредственно
в процессе совершения преступления
и которые способствуют возникновению
и реализации криминогенной мотивации
в поведении (условие, способствующие
конкретному преступлению);
- психофизиологические
и психологические особенности
личности, усиливающие ее чувствительность
криминогенным влиянием извне
и стимулирующие превращение
их во внутреннюю позицию.
Вопросы 30, 31,32 Понятие,методы,сроки, виды
крим.прогнозирования, пронозирование
инд. прест поведения
- отношение к труду;
- дисциплина;
- отношение к работе в самодеятельных
организациях осужденных;
- отношение к обучению;
- наличие специальности или отношение
к учебе на профессионально-технических
курсах;
- наличие семьи и характер связи с ней;
- наличие родственников и отношение к
ним;
- отношение к совершенному преступлению,
приговору суда;
- количество судимостей;
- тяжесть совершенного преступления;
- срок наказания по приговору суда и фактически
отбытый срок лишения свободы;
- наличие связи до осуждения с лицами,
ведущими антиобщественный образ жизни;
- место жительства (город, район, село);
- место работы после освобождения;
- продолжение учебы после отбытия наказания;
различного рода социально полезные
связи.
МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ |
|
|
|
Экстраполяция — распространение установленных
в прошлом тенденций на будущее путем ввгравнивания
динамического ряда или нахождения линии, отстоящей от
точек реальных значений конкретного
явления за все годы наблюдения на минимальную
сумму квадратов расстояния |
|
|
Моделирование—исследование характеристик,
связей и закономерностей какого-либо явления
процесса или системы на основе замещения
их условными образами (моделями). Исследование
продолжается на модели и на основании
полученных данных делается прогноз |
|
|
Метод экспертных оценок — комплекс логических приемов
и математико-статистических процедур,
направленных на получение от специалистов
(экспертов) информации о будущем состоянии
объекта исследования, а также на ее анализ
и обобщение с целью принятия обоснованного
решения |
Вопрос 33 Криминологическое планирование
Криминологическое
планирование (программирование) представляет собой целенаправленный
процесс по выработке плана, в котором
на основе целей и задач борьбы с преступностью
намечаются пути и средства решения их
решения, нормативного, информационного
организационного,методического и ресурсного
обеспечения на определенный временной
период.
Виды криминологического
планирования:
по уровню и масштабу: федеральное,
региональное, местное, на отдельном объекте;
по органу власти, утверждающему
план (программу);
по составу участников и их
роли: комплексное, межведомственное,
ведомственное;
по направленности: территориальное
или отраслевое;
по предмету: охватывающее борьбу
с преступностью в целом и по видам либо
только борьбу с отдельными видами преступлений; по срокам: долгосрочное,
среднесрочное, краткосрочное.
Вопрос 34 Предупреждение преступности
Предупреждение преступности
– многоуровневая система мер и осуществляющих
их субъектов, направленная на:
1) выявление и устранение
либо ослабление и нейтрализацию
причин преступности, отдельных
ее видов, а также способствующих
им условий;
2) выявление и устранение
ситуаций на определенных территориях
или в определенной среде, непосредственно
мотивирующих или провоцирующих
совершение преступлений;
3) выявление в структуре
населения групп повышенного
криминального риска и снижения
этого риска;
4) выявление лиц, поведение
которых указывает на реальную
возможность совершения преступлений,
и оказание на них сдерживающего
и корректирующего воздействия,
а в случае необходимости –
и на их ближайшее окружение.
При классификации
предупредительных мер по такому основанию,
как уровень профилактической деятельности,
выделяют предупредительные меры:
1) в общесоциальном
направлении;
2) в специальнокриминологическом
направлении.
При
классификации предупредительных мер
по масштабу предупредительной деятельности
различают названные мероприятия в рамках: 1)всего
общества;
2) отдельных социальных
групп или определенного круга лиц;
3) индивидуальной
профилактики.
В
зависимости от территории деятельности
по предупреждению преступлений различают:
1) общегосударственные;
2) региональные;
3) местные;
4) локальные предупредительные
меры. Предупредительные
мероприятия подразделяются в зависимости
от характера воздействия на отношения:
1) хозяйственно-экономические;
2) собственно экономические;
3) социально-политические;
4) идеологические;
5) организационно-управленческие;
6) технические;
7) правовые.
Вопрос 35 Субъекты, осуществляющие предупредительную
деятельность
Формы предупреждения преступлений заключаются
в осуществлении соответствующей деятельности
различными субъектами:
1) ведущая роль
в деле по устранению негативных процессов
и явлений, отрицательно влияющих на состояние
преступности, а также на формирование
личности в нравственном плане, принадлежит
непосредственно трудовым коллективам
и общественности. Это объясняется тем,
что большую часть своего времени человек
находится на работе, в коллективе и его
общественных организациях;
2) органы государственной
власти в деле по предупреждению преступлений
играют роль координаторов и определяют
основное направление данной деятельности.
Посредством нормотворчества (издания
федеральных законов, законов, подзаконных
актов и иных нормативных правовых актов)
устанавливается компетенция других субъектов
предупредительной и профилактической
работы; принимаются различные программы
и планы по предупреждению преступлений
и т. д.;
3) местные органы
власти в соответствии с законом обязаны
обеспечивать соблюдение законности и
надлежащего правопорядка на своей территории.
При этом данная деятельность должна проводиться
в рамках, установленных законодательством
федерального уровня и законами субъектов
РФ;
4) основной объем
работы по предупреждению, предотвращению
и пресечению преступлений возлагается,
конечно же, на правоохранительные органы
(прокуратуру, суд, милицию и т. д.);
5) органы юстиции
при осуществлении своей деятельности
призваны обеспечивать организацию работы
по правовому воспитанию населения. Названная
деятельность должна проводиться в непосредственном
взаимодействии со всеми правоохранительными
и другими органами.
Указанными субъектами
проводятся и специальные мероприятия
по предупреждению и предотвращению правонарушений
и преступлений различногохарактера при
осуществлении ими своей хозяйственной
деятельности, обеспечивающие охрану
государственной, муниципальной, коллективной,
индивидуальной и других видов собственности.