Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретических, методологических и методических основ формирования и управления стратегией торговой деятельности в условиях рыночных отношений. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
анализа закономерностей формирования и развития инфраструктуры товарных рынков;
выявления основных функций, закономерностей и тенденций развития логистических систем в торговой сфере;
установления системной функции торговой деятельности в системе рыночной инфраструктуры;
системного анализа и оценки условий использования логистического подхода при формировании торгово-посреднических структур;
разработки методологических основ стратегического регулирования торговой деятельности в регионе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1. Работа транспортно - логистических предприятий в России………….…5
1.2. Зарубежный опыт логистических компаний…….………..………….…...11
1.3 Научные подходы…………………………..………………………………..15
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
2.1 Товароснабжения на предприятиях торговли……………………………..21
2.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы логистики….32
2.3 Оценка социально-экономической эффективности………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
- вопросы безопасности.
С точки зрения государственного или муниципального управления, логистика - это система стратегического управления трудовыми, материальными, денежными и информационными потоками при закупках, снабжении, перевозке, хранении и сервисе материалов, запчастей и готовых продуктов. Важной её задачей считается обоснование и формирование эффективных организационных способов и методов управления товарами. В государствах, имеющих развитую рыночную экономику, сложились давние и обоснованные взгляды на данное явление, на важность его для экономики. Если маркетинг рассматривают, как систему взглядов, а также способов решения стратегических или прикладных задач в бизнес процессах, то логистику - как своеобразный рыночный механизм для предприятий разных форм собственности. Нельзя недооценивать ее значение для муниципальных и государственных уровней власти, как способа управления народным хозяйством.
По данным исследований Всемирного Банка, Российская Федерация значительно улучшила свои позиции в списке, определяющем уровень развития логистики. В нашей стране, особенно в Сибирском регионе, быстро растет спрос на услуги, которые предоставляют логистические компании. Одна из тенденций на рынке логистики это то, что многие предприятия вынуждены искать логистические компании для повышения эффективности своей работы. Оказание подобных услуг – характерная примета времени. Без эффективного продвижения товаров на рынок компания обречена на забвение. В условиях жесткой конкуренции несоблюдение сроков поставок может привести к потере клиентской базы.
Особенно важна быстрая доставка продукции до потребителя для организаций, занимающихся выпуском скоропортящихся продуктов. Только надежные логистические компании способны решить задачу скорейшей доставки больших партий товаров на большие расстояния. Без таких компаний производители не в состоянии вести успешную экономическую деятельность. Кроме того, наличие логистических услуг на рынке позволяет многим компаниям отказаться от содержания в своем штате полноценной логистической службы, что дает возможность сокращать затраты на управление.
Вывод: В ближайшее время можно ожидать на рынке логистических услуг России следующие тенденции: Ожидается значительное расширение спектра предлагаемых логистических услуг, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями; Растет компетенция российских логистических операторов при обслуживании клиентов в области оптимизации уровня запасов, интеграции компьютерных систем и совместного управления издержками; Рост спроса на логистические услуги в дальнейшем будет усугублять разрыв между ведущими логистическими операторами и отсталыми в технологическом отношении компаниями; Следует ожидать значительного расширения спектра предлагаемых логистических услуг на российском рынке, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями; Основные секторы активно развивающегося рынка логистических услуг России – это сектор перевозок и экспедирования грузов различными видами транспорта; сектор складских услуг; сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок - поле деятельности ЗРL-провайдеров; сектор сопроводительных услуг.
Особенности российского рынка логистических услуг: Рынок находится в фазе активного роста и развития. Рынок недостаточно открыт, то есть, параметры деятельности логистических компаний закрыты для общего доступа. Имеется большое количество молодых, недавно образованных компаний, с малым опытом работы. Рынок логистических услуг в России расширяется от центра страны в регионы. Комплекс предлагаемых логистических услуг отличается многофункциональностью. Российские логистические компании обслуживают международные и национальные рынки. Наблюдается объединение логистических компаний между собой.
Российский рынок логистических услуг отличается фрагментарностью. Наиболее динамично в нашей стране сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видам транспорта. Сложным комплексным логистическим услугам, например, интеграция и управление цепями поставок от производителя к конечному потребителю, наши провайдеры уделяют значительно меньше внимания. Но тенденция увеличения к предоставлению более сложных услуг все же наблюдается.
1.2 Зарубежный опыт логистических компаний.
Стандартизацией терминологии логистики за рубежом в настоящее время занимается ряд иностранных организаций, который можно разделить на две части:
1) профессиональные
2) организации, косвенно связанные с логистикой.
Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association – ELA) была создана 21 сентября 1984 года в Швейцарии одиннадцатью логистическими организациями из семи стран Европы.1 Решение компаний объединиться в единую ассоциацию было принято неслучайно: логистика к середине 80-х годов была признана одним из ключевых факторов конкурентного преимущества коммерческой деятельности, а европейские фирмы испытывали жесткую конкуренцию со стороны компаний США и Японии.
За последние 20 лет ELA стала авторитетной и всемирно признанной площадкой обмена опытом между примерно 100 тысячами европейскими логистами профессионалами. Сегодня в ЕLА входят 30 национальных логистических ассоциаций из Центральной и Восточной Европы, в том числе и Национальная логистическая ассоциация России.
ELA занимается обучением логистов, разработкой общеевропейских стандартов по логистике, присуждением квалификации логиста-
профессионала, организацией конференций и семинаров для обмена знаниями и опытом логистов из разных стран Европы. ELA постоянно ведет работу по стандартизации терминологии логистики на всех европейских языках, в основе которой лежит английская терминология логистики. ELA отражает результаты этой деятельности в словаре терминов логистики. Словарь постоянно обновляется и дополнятся новыми терминами, идет работа по уточнению и корректировке дефиниций.
Второй зарубежный крупнейший
центр стандартизации терминологии логистики
находится в США. Совет профессионалов
в области управления цепями поставок
(the Council of Supply Chain Management Professionals) был основан
в январе 1963 года и первоначально назывался
Национальным советом управления физическим
распределением (the National Council of Physical
Distribution Management (NCPDM).5 Совет был создан консультантами,
менеджерами и преподавателями, когда
стало ясно, что управление на транспорте,
складирование и управление запасами
скоро объединятся в единую дисциплину
- логистику. К 1985 году расширяющаяся область
применения логистики вынудила Национальный
совет управления физическим распределением
поменять свое название на Совет логистического
менеджмента. В 2004 году Совет принял решение
называться Советом профессионалов в
области управления цепями поставок (the
Council of Supply Chain Management Professionals). На сегодняшний
день Совет профессионалов в области управления
цепями поставок является крупнейшей
в мире организацией, объединяющей около
10 тысяч логистических организаций, желающих
делиться своими образовательными и практическими
разработками и исследованиями.
Совет по цепям поставок (The Supply-Chain Council) был основан в 1996 году Pittiglio Rabin Todd & McGrath (PRTM) и AMR Research и первоначально включал 69 добровольных компаний-членов. В настоящее время Совет по цепям поставок включает около 1000 корпоративных членов и имеет представительства в Северной Америке, Европе (в том числе Совет по цепям поставок России, Китае, Японии, Австралии и Новой Зеландии, Юго-Восточной Азии, Бразилии и Южной Африке. Ведутся работы по открытию представительств Совета по цепям поставок в Индии и Южной Америке.
Национальные Советы по цепям поставок образовываются с целью распространения стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса различных стран. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики.
Так как модель цепи поставок (SCOR-модель) определяет не только общую концепцию цепей поставок, систему измерений и оценок логистической функции, но и стандартную терминологию, Совет по цепям поставок участвует в составлении «The American Production and Inventory Control Society’s Diction-ary»,11 содержащим основные термины логистики.
В отличие от двух ранее упомянутых организаций, проводящих работу по стандартизации терминологии логистики (Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок), «The American Production and Inventory Control Society’s Dictionary» не посвящено полностью терминам логистики, а охватывает широкий перечень понятий операционного менеджмента.
Организации, косвенно связанные с логистикой помимо вышеупомянутых крупнейших логистических ассоциаций Европейская логистическая ассоциация, Совет профессионалов в области управления цепями поставок и Совет по цепям поставок, имеется несколько организаций, косвенно связанных с логистикой. К ним можно отнести, например:
- Ассоциацию операционного менеджмента (The Association for Opera-tions Management - APICS) (США),
- компания Информейшн Аксес (Information Access.net, Inc.),
- консорциум CAM-I и др.
Ассоциация операционного менеджмента (The Association for Operations Management - APICS)
Ассоциация операционного менеджмента (The Association for Operations Management - APICS) (США) – лидер в области операционного менеджмента, который, по мнению американских ученых, включает в себя производство, управление запасами, управление цепью поставок, управление материалами, закупками и логистикой.
Ассоциация была основана в 1957 году с целью объединить компании и специалистов, стремящихся повышать свою квалификацию, делиться знаниями и опытом, и на данный момент включает в себя около 60 тысяч членов из более 20 тысяч компаний.
С 1963 года APICS издает словарь, включающий в себя терминологию логистики. Последнее 11-е издание 2005 года содержит более 3500 терминов в области менеджмента. Данный словарь считается наиболее авторитетным изданием в области операционного менеджмента.
Компания Информейшн Аксес (Information Access.net, Inc. - IAI) основана в 1977 году13 с целью обеспечения развития программного обеспечения систем управления пищевой промышленности. К 1995 году IAI стала лидером отрасли. С 1996 года IAI стала развивать электронный бизнес и информационное обеспечение, предоставляя услуги компаниям, связанным с упаковкой товаров. За два года работы количество клиентов IAI увеличилось более чем в 6 раз и стало составлять 75 компаний. В 1998 году был создан альянс с Sterling Commerce, спектр услуг был расширен и стал включать управление запасами поставщиков. Количество клиентов возросло до 160. В 1999 году IAI компания начала предоставлять услуги электронного бизнеса с высоким уровнем интеграции менеджмента. Количество клиентов возросло до 1200.В настоящее время компания стремиться стать лидером развития цепей поставок электронного бизнеса (eB2B) управления заказами.
Зарубежные компании создали высокоразвитые логистические системы, связанные с закупками, снабжением, информацией, транспортом, то есть с управлением товарными потоками, и анализ их богатого опыта необходим для российских компаний. Логистические системы решают проблемы управления материальными и информационными потоками, способствуют четкому взаимодействию внутренней и внешней среды компании, рациональному распределению грузов, планированию и продвижению товаропотоков. И это определяет актуальность темы. Весьма актуальным представляется изучение этих логистических функций под углом зрения транспортной составляющей логистической инфраструктуры. Транспортировка является ключевой функцией в логистической цепочке, обеспечивающей продвижение продукции через разные стадии производства вплоть до конечно потребителя. Поэтому актуальным является; анализ функций, организационных принципов транспортировки, сравнение ' технических, сервисных и экономических характеристик основных видов транспорта, типов транспортного внедрения, роли перевозчиков. Развитие рыночных отношений в России настоятельно требует обобщения зарубежных достижений в различных сферах и, в частности, в области транспортных логистических систем.
1.3 Научные подходы
Методологической основой сквозного планирования потоковыми процессами является системный подход. Он представляет собой комплексное изучение явлений, ситуации или объектов как единого целого с позиций системного анализа. Системный подход можно характеризовать как совокупность определенных принципов, соблюдение которых позволяет целенаправленно ориентировать теоретические исследования и практическую деятельность
В процессе создания логистических систем необходимо руководствоваться следующими положениями системного похода:
Широкое применение в логистике нашел макроподход, при котором система рассматривается как единое целое. В этом случае внутренняя структура и взаимосвязи в отдельных хоз. объединениях и процессах не принимаются во внимание. Изучаются лишь подходы и входы в целостную структуру системы, а также процессы протекающие в логистической среде на общеструктурном уровне.
Микроподход позволяет исследовать внутреннюю структуру и внутренние связи между его элементами.
Детерминированность системы предполагает полную предсказуемость результатов логистических процессов. Логистическая система отработана до такой степени, что отрицательное влияние воздействующих факторов на конечные результаты сведено до минимума за счет высокой адаптивности.
Стохастический или вероятностный подход означает, что под влиянием внешних и внутренних факторов и случайных воздействий конечные ожидаемые результаты могут принимать неустойчивый характер.
Статический подход помогает исследовать логистические проблемы по состоянию на определенный момент времени.
Динамический подход означает изучение логистических систем, подсистем и их взаимосвязей в развитии, в непрерывном движении под влиянием действующих тенденций во внешней и внутренней среде.
Функциональный подход использует понятия: процесс функционирования системы и закон функционирования системы.
Процесс или режим функционирования логистической системы показывает изменения в ее состоянии, которые выражаются изменением любой величины, характеризующей эту систему. В качестве закона функционирования выступает совокупность правил и определенная последовательность действий. Зная законы функционирования логистические системы, их исходное состояние и задавая конечные результаты в процессе планирования и управления разрабатываются модели и прогнозы их дальнейшего развития.