Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретических, методологических и методических основ формирования и управления стратегией торговой деятельности в условиях рыночных отношений. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
анализа закономерностей формирования и развития инфраструктуры товарных рынков;
выявления основных функций, закономерностей и тенденций развития логистических систем в торговой сфере;
установления системной функции торговой деятельности в системе рыночной инфраструктуры;
системного анализа и оценки условий использования логистического подхода при формировании торгово-посреднических структур;
разработки методологических основ стратегического регулирования торговой деятельности в регионе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1. Работа транспортно - логистических предприятий в России………….…5
1.2. Зарубежный опыт логистических компаний…….………..………….…...11
1.3 Научные подходы…………………………..………………………………..15
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
2.1 Товароснабжения на предприятиях торговли……………………………..21
2.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы логистики….32
2.3 Оценка социально-экономической эффективности………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…42
При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.
1. Аналитическая часть включает первичные данные о состоянии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментом профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.
2. Расчетная часть содержит
расчеты грузооборота (в тоннах),
интенсивности грузопотока, оптимальных
размеров поставки, частоты и
маршрутов завоза, необходимого
количества транспортных
3. Технологическая часть
предусматривает подготовку
4. Организационная часть
определяет формы и методы
управления процессом
Разработка плана мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения объема грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом веса тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.
Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ, который основывается на принципе Парето. Последний, в свою очередь, гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.
Данное правило может быть применено к различным социально-экономическим явлениям и бизнес-процессам. Например: 80% работы выполняется за 20% времени; 80% прибыли компании обеспечивают 20% клиентов; 80% площадей склада занимают 20% товарных запасов; 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов; 80% проблем вызвано 20% дефектов и т.д.
В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.
В рамках анализа ассортимента данное правило говорит о том, что 20% товаров обеспечивают 80% товарооборота магазина.
Метод ABC-анализа позволит определить те 20% товаров, которые являются приоритетными для магазина. По сути, данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Традиционно весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:
1) товары группы А — наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;
2) товары группы В — товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;
3) товары группы С — наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов.
Традиционно ABC-анализ проводится в три этапа.
Этап 1. Определение объекта анализа и параметров его оценки.
В качестве объекта анализа могут выступать:
товарные группы;
товарные категории;
товарные позиции;
поставщики.
Критериями оценки могут служить:
объем продаж (в натуральном и денежном выражении);
доход;
прибыль;
оборачиваемость;
товарные запасы и т.д.
Этап 2. Составление списка объектов анализа по убыванию значения выбранного параметра.
Этап 3. Определение групп А, В и С, для чего необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом и распределить в соответствии с полученными значениями объекты анализа по группам.
Рассмотрим ABC-анализ по товарным группам
Этап 1. В рамках данного анализа объектом исследования выступают товарные категории, в числе которых:
молочная продукция;
хлебобулочные изделия;
кондитерские изделия;
алкогольная продукция;
фрукты и овощи;
мясо, колбаса;
соки, воды.
Для проведения анализа необходимо систематизировать информацию о товарообороте каждой товарной группы за определенный период (месяц, квартал, год). После этого необходимо рассчитать долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина (табл.).
Этап 2. Отсортировать товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.
Этап 3. Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С
Таблица 1
Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2013 г.
Название товарной группы |
Товарооборот (январь — март 2013 г.), тыс. руб. |
Доля товарной группы, % |
Молочная продукция |
230 |
22,8 |
Хлебобулочные изделия |
180 |
17,8 |
Кондитерские изделия |
120 |
11,9 |
Алкогольная продукция |
140 |
13,9 |
Фрукты и овощи |
80 |
7,9 |
Мясо и колбасы |
160 |
15,8 |
Соки, воды |
100 |
9,9 |
Итого |
1010 |
100 |
Таблица 2
ABC-анализ ассортимента магазина
Название товарной группы |
Доля в товарообороте в порядке убывания, % |
Доля в товарообороте накопительным итогом, % |
Группа |
Молочная продукция |
22,8 |
22,8 |
А |
Хлебобулочные изделия |
17,8 |
40,6 |
А |
Мясо и колбасы |
15,8 |
56,4 |
А |
Алкогольная продукция |
13,9 |
70,3 |
В |
Кондитерские изделия |
11,9 |
82,2 |
В |
Соки, воды |
9,9 |
92,1 |
С |
Фрукты и овощи |
7,9 |
100 |
С |
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, хлебобулочные изделия и мясо, колбасы, которые относятся к группе А. Товарные группы — соки, воды и фрукты, овощи, относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Однако ABC-анализ по товарным группам дает только поверхностное представление о структуре ассортимента магазина. Для более детального и глубокого анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных категорий, так как он является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.
Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в магазине.
XYZ-анализ также
предполагает разделение
При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.
Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа на примере магазина по продаже продуктов питания.
В качестве объекта исследования выступают следующие товарные группы:
молочная продукция;
хлебобулочные изделия;
мясо и колбасы;
кондитерские изделия;
алкогольная продукция;
фрукты, овощи;
соки, воды.
Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены в табл.
Таблица 3
ABC-анализ
Товарная группа |
Доля в товарообороте в порядке убывания, % |
Доля в товарообороте накопительным итогом, % |
Группа |
Мясо, колбаса |
26,4 |
26,4 |
А |
Молочная продукция |
23,6 |
50,0 |
А |
Алкогольная продукция |
15,2 |
65,2 |
В |
Хлебобулочные изделия |
10,1 |
75,3 |
В |
Фрукты, овощи |
9,7 |
85,0 |
В |
Соки, воды |
7,8 |
92,8 |
С |
Кондитерские изделия |
7,2 |
100 |
С |
Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в табл. К классу X относятся товары, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55%.
К классу У относятся товары, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30%.
К классу Z относятся товары, для которых нельзя выявить какой-либо закономерности потребления. По этой причине прогнозирование их расхода невозможно (они составляют 15%) общей номенклатуры).
Таблица 4
XYZ-анализ
Товарная группа |
Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % |
Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % |
Группа |
Мясо, колбасы |
27,5 |
27,5 |
X |
Алкогольная продукция |
22,5 |
50,0 |
X |
Молочная продукция |
14,2 |
64,2 |
Y |
Хлебобулочные изделия |
11,0 |
75,2 |
Y |
Соки, воды |
9,8 |
85,0 |
Y |
Фрукты, овощи |
7,6 |
92,6 |
Z |
Кондитерские изделия |
7,4 |
100 |
Z |
Этап 3. Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-). Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в табл.
Таблица 5
ABC- и XYZ-анализ
АХ Мясо, колбасы |
AY Молочная продукция |
AZ |
ВХ Алкогольная продукция |
BY Хлебобулочные изделия |
BZ Фрукты, овощи |
СХ |
CY Соки, воды |
CZ Кондитерские изделия |
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.
Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY — группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.
К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.
Наконец, к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства магазина.
2.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы логистики
Содержание управления логистическим предприятием, как и любым другим объектом управления, раскрывается во взаимосвязанной совокупности выполняемых функций управления, являющихся операциями управленческого процесса.
Функции управления, определение их состава являются основами установления организационной структуры, разработки технологического процесса управления. Общая функция управления является частью управленческого цикла (характеризуется повторением вида деятельности), направлена на каждый объект управления и определяет функциональное разделение и специализацию управленческого труда. Наиболее обоснованным является следующий типовой состав операций управленческого цикла: планирование, организация, координация, контроль и мотивация.
В связи с тем, что объектом управления является логистическое предприятие ООО «Элемент Трейд», функции управления тесно связаны с его непосредственным видом деятельности, т.е. предоставлением транспортных услуг. На предприятии должны реализовываться следующие функции управления: перспективное и текущее планирование транспортного процесса; экономический анализ во всех областях его деятельности; четкая и правильная организация работ с соблюдением техники безопасности, своевременный ремонт и технический осмотр парка автотранспортных средств; рационализация транспортного процесса, технического осмотра и текущего ремонта подвижного состава; координация работы как внутри предприятия, так и между АТП, грузоотправителями и грузополучателями;