Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:51, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся понятия обязательств по перевозке грузов автомобильным транспортом и выявление проблем при этом возникающих. Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: -определение понятия договора перевозки грузов;
- рассмотрение видов договоров перевозки грузов; - раскрытие основания заключения договора, его исполнения и возникающих при этом проблем; - анализ элементов обязательства по перевозке, а также прав и обязанностей сторон;
- рассмотрение порядка прекращения договора; - определение ответственности сторон.
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей это просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза. [15.ст.162]
Заключение
Рассмотрев общие положения договора
перевозки грузов, а так же изучив различные
виды данного договора, необходимо сделать
ряд выводов:
- договор перевозки грузов является достаточно
важным хозяйственным договором, и именно
благодаря нему мы можем говорить об осуществлении
связи между промышленностью, сельским
хозяйством и торговлей;
- сторонами в договоре перевозки грузов
являются транспортные организации - перевозчик
и грузоотправитель;
- договор перевозки грузов государственных
и общественных организаций – плановый,
так как он заключается на основании плана,
обязательного для обеих сторон;
- как перевозчик, так и грузоотправитель
имеют права и обязанности и несут ответственность
за их невыполнение либо ненадлежащее
выполнение, следовательно, договор перевозки
двусторонний;
- договор перевозки грузов считается
заключенным с момента сдачи груза транспортной
организации и отметки на перевозочном
документе, сделанной перевозчиком то
есть является реальным.
Сегодня договорные обязательства регулируются
как Гражданским кодексом РФ, так и иными
нормативными актами. Но вся проблема
заключается в несовершенстве нашей законодательной
базы. Не секрет, что порой договорные
обязательства просто не выполняются
в силу тех или иных причин. В таких случаях,
хотя на бумаге и предусмотрена ответственность,
она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения
закона. Практически во всех случаях его
можно обойти, а это влечёт, в свою очередь,
нарушение налаженных хозяйственных связей
между поставщиками и потребителями той
или иной продукции, несоблюдение правил
перевозки грузов и т. п.
Договор перевозки грузов и его законодательная
основа призваны обеспечить строго регламентированные
правила перевозки грузов, в связи с чем
требуется его неукоснительное выполнение
требований закона. Чего в достаточно
большом количестве случаев не происходит.
Сплошь и рядом мы можем видеть примеры
неисполнения обязательств по договору
перевозки. Здесь я даже не говорю об утрате
или повреждении груза, что может быть
и следствием непреодолимой силы. В основном
я хочу заострить внимание на неисполнении
обязательств по перевозке, таких как
нарушение различных сроков предусмотренных
договором, предоставлении неисправного
транспортного средства, неисполнение
обязательств по оплате и др. Считаю что
в целях предупреждения и пресечения подобных
нарушений необходимо прежде всего ужесточить
ответственность то есть в первую очередь
увеличить штрафные санкции и размер неустоек,
далее можно говорить о возмещении упущенной
выгоды и увеличении имущественной ответственности.
Предлагаю внести изменения в ст. 793, 794
и 796 ГК РФ следующего характера:
- оставить определение размера неустойки
на усмотрение сторон, но установить при
этом минимальный процентный размер от
суммы договора либо стоимости груза.
И изложить ст. 793 ГК РФ в следующей редакции:
Статья 793. Ответственность за нарушение
обязательств по перевозке
1. В случае неисполнения либо ненадлежащего
исполнения обязательств по перевозке
стороны несут ответственность, установленную
настоящим Кодексом, транспортными уставами
и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Соглашения транспортных организаций
с пассажирами и грузовладельцами об ограничении
или устранении установленной законом
ответственности перевозчика недействительны,
за исключением случаев, когда возможность
таких соглашений при перевозках груза
предусмотрена транспортными уставами
и кодексами. 3. Размер неустойки выплачиваемой
за нарушение обязательств по перевозке
устанавливают соглашением стороны, но
не менее 15% от суммы договора либо стоимости
груза. Подобная материально - финансовая
стимуляция обеспечит должный подход
грузоотправителем и грузополучателем
к выполнению обязательств по перевозке.
Список источников литературы
I. Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 01.02.2009 – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. – 537с.
2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета, N 85-86, 01-05.05.1999
3. Транспортный устав железных дорог РФ от.08.01.1998 № 2-ФЗ // Российская газета № 9 17.01.1998
4. Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 N 12 (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995)
5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Российская газета, № 50-51, 13.03.2001
6. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Российская газета, № 59-60, 26.03.1997
7. Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 27 «Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» // Российская газета, N 28, 13.02.2004
8. О естественных монополиях: Закон РФ от 17 августа 1995 г. // Сборник Законодательства РФ. 1995. №34. Ст. 3426.
9. О федеральном железнодорожном транспорте: Закон РФ от 25 августа 1995 г. // Сборник Законодательства РФ. 1995. №5. Ст. 3505
II. Судебная практика:
10. Постановление пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Сборник постановлений пленума ВАС РФ, Адвокатская палата Челябинской области, Челябинск: 2007г. – 109с.
III. Литература:
11. Васильева В. В. Договор перевозки: юридические аспекты, учебное пособие, ГросМедиа Ферлаг, 2008 – 224с.
12. Витрянский В. В. Договор перевозки, учебное пособие, Статут, 2001. – 526с.
13. Гражданское право в 2т, Т 2-2 под ред. Суханова Е.А Учебник 2005 2-е изд. – М.: Издательство Проспект, 2005. С. 222.
14. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций (Отв. ред. О.Н. Садиков). - М.: Юристъ, 2004 – 142с.
15. Гражданское право. Уч. пос. / под ред. Гатин А.М. Приор-Издат. 2009 -384с