Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:13, реферат
Располагая системой морских портов на Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях и обеспечивающими эффективное использование нашего воздушного пространства для международных и, прежде всего, транзитных перевозок, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках пассажиров и грузов во всех видах сообщений.
Введение.
Положение России в XXI веке и становление
ее как одного из ведущих центров
многополярного мира должно опираться
на устойчивое экономическое развитие,
основанное на дальнейшей структурной
перестройке экономики и
Проводя внешнеэкономическую политику, направленную на расширение взаимовыгодного сотрудничества с государствами всех континентов земного шара, обладая огромным ресурсным потенциалом, Россия является одним из крупнейших участников мирового товарообмена.
Глобализация экономики и
Располагая системой морских портов
на Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском,
Северном и Дальневосточном бассейнах,
развитыми сетями железных дорог
и внутренних судоходных путей, протяженной
сетью автомобильных дорог, комплексом
международных аэропортов, воздушными
трассами, проходящими над территорией
страны в широтном и меридиональном
направлениях и обеспечивающими
эффективное использование
Для более полного использования
преимуществ географического
Основные грузопотоки
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.
Несбалансированное и
Пять субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог, 40 тыс. населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения не осваиваются 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов. Различия между отдельными субъектами Российской Федерации по плотности дорог с твердым покрытием в расчете на 1000 кв.км достигают 450 раз.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 процентов увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 процента, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог, составляют 3 процента валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.
Сегодня доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла 29 процентов (14 тыс.км), а в пределах Московского транспортного узла - более 60 процентов. Около 50 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок, снижению безопасности движения.
В настоящее время транзит через территорию Российской Федерации составляет менее 1 процента товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5-7 процентов ее транзитного потенциала. Реализация транзитного потенциала Российской Федерации возможна только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях "Запад - Восток" (с использованием Транссиба), "Север - Юг" (побережье Балтийского моря - Персидский залив) и Северного морского пути. Увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов. Для решения этих задач Российская Федерация имеет минимальный запас времени с учетом того, что иностранными государствами инициируется ряд крупных проектов, предусматривающих осуществление евроазиатских экономических связей в обход территории Российской Федерации. Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике страны и ее политическим интересам.
Износ основных производственных фондов
транспорта по отдельным группам
достиг 55-70 процентов. Действующие финансово-
Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны, по сути, с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:
В настоящее время имеются 2 альтернативных варианта решения указанной системной проблемы:
первый вариант предусматривает разработку федеральных целевых программ развития отдельных видов транспорта, направленных на решение главным образом отраслевых проблем;
второй вариант предусматривает активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку единой федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", направленной на решение проблемы в целом.
Анализ вариантов решения
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели.
Целями Программы, направленными
на создание транспортных условий для
инновационного развития Российской Федерации
и повышения качества жизни ее граждан,
являются:
Цели Программы являются составной частью общенациональной системы целей, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития страны.
Достижение цели по развитию современной
и эффективной транспортной инфраструктуры
предусматривает решение задач
по увеличению пропускной способности
участков железнодорожной сети, формированию
направлений железнодорожной
Развитие современной и
Доступность транспортных услуг относится
к числу важнейших параметров, определяющих
качество жизни населения и уровень развития
экономики. Достижение цели по обеспечению
доступности услуг транспортного комплекса
для населения предусматривает решение
задач по строительству железнодорожных
линий для организации скоростного и высокоскоростного
пассажирского движения и обновлению
парка пассажирских вагонов, формированию
единой автодорожной сети круглогодичной
доступности, обеспечению роста перевозок
морским транспортом грузов и пассажиров
на социально значимых маршрутах, развития
региональных сетей аэропортов, обеспечивающих
связность опорной аэропортовой сети.
Развитие современного магистрального
пассажирского транспорта, включающего
гражданскую авиацию и систему
высокоскоростного и