Характеристика мультимодальных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Требуется дать характеристику:
1) отдельных видов транспорта в составе мировой транспортной системы;
2) состояния путей сообщения, технических средств и численности работников разных видов транспорта Российской Федерации (РФ);
3) состава и динамики перевозок грузов по видам транспорта РФ;
4) состава и динамики перевалки грузов в речных портах РФ.
Исходные данные: материалы государственной и ведомственной статистики.

Файлы: 1 файл

мультимодальные. работа №1.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

 

 

 

Кафедра: Управление работой флота

Дисциплина: Мультимодальные перевозки

 

 

 

Задание №1

Характеристика мультимодальных перевозок

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: ст. гр.ОП-52

Вагнер А.А.     

                                                                Проверил: Субботин Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

Задание №1. Характеристика мультимодальных перевозок.

Требуется дать характеристику:

1) отдельных  видов транспорта в составе  мировой транспортной системы;

2) состояния путей сообщения, технических средств и численности работников разных видов транспорта Российской Федерации (РФ);

3) состава и динамики перевозок грузов по видам транспорта РФ;

4) состава и динамики перевалки грузов в речных портах РФ.

Исходные данные: материалы государственной и ведомственной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика отдельных видов транспорта в составе мировой транспортной системы

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажирооборот, густота транспортной инфраструктуры и многие другие.   

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

1.1.Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики. Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

1.2.Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн. км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %).

1.3.Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе. В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью. В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт, но в последние годы роль автомобилей растет.

1.4.Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой - Западная Европа около 4,5 тыс. км.

1.5.Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика путей сообщения, технических средств и численности работников разных видов транспорта в РФ.

Формирование транспортного комплекса России началось ещё в XVII веке. К концу XIX века бурное развитие получили рыночные отношения, «локомотивом» которых стал развивающийся железнодорожный транспорт. В 1861 году в России было 4,0 тыс. км железных дорог, в 1913 году уже 70,0 тыс.км. Общая протяжённость внутренних водных путей, по которым осуществлялось судоходство, составляло 53,0 тыс. км. В 1861 году доля ВВТ на перевозках - 85%, в 1880 году по мере развития ж.д. транспорта доля ВВТ составляла уже менее 20%.

В СССР в условиях плановой экономики и централизованного управления транспортом была создана единая транспортная система в составе всех видов транспорта. На транспортных предприятиях было занято 13,0 млн. человек. Но теория комплексного развития транспорта была реализована далеко не полностью. К концу XX века на транспорте скопилось немало проблем. Слабым оставалось взаимодействие транспортных отраслей и производства. К настоящему времени единая транспортная система бывшего СССР потеряла свою территориальную, административную и экономическую целостность. В акционерной собственности находится 90 % предприятий речного транспорта, 70% -морского, 30%- воздушного,45%- автомобильного, 5% -железнодорожного транспорта. Возникло громадное число частных транспортных предприятий.

В сфере транспорта в РФ в последние годы проводилась модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития. Кассовое исполнение бюджетного финансирования в сфере транспорта за первое полугодие 2013 года составило 205,1 млрд руб., т. е. 25,9% от финансирования в целом за 2013 год. На реализацию комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в январе-июне 2013 года было потрачено 289,8 млн руб. (4,9% от общего финансирования на 2013 год).

По данным Минтранс РФ протяженность путей сообщения транспортной системы по состоянию на начало 2012 года составляла 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 38 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс. км дорог с твердым покрытием), 101 тыс. км внутренних водных путей, 2,5 тыс. км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс. км троллейбусных линий, 639 тыс. км воздушных трасс, из которых более 468 тыс. км являются международными. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта в 2012 году перевозилось 58,6 млн пассажиров и 29,3 млн тонн грузов.

Грузооборот транспорта РФ

По данным ФСГС по итогам 2012 года грузооборот железнодорожного транспорта в РФ составил 2 222 млрд т-км, что на 94 млрд т-км больше, чем в 2011 году. В целом с 2009 года данный показатель увеличился на 19,14%. По прогнозам компании AnalyticResearchGroup в течение 2013—2018 годов грузооборот железнодорожного транспорта будет увеличиваться и к 2018 году составит 2 276 млрд т-км.

Грузооборот автомобильного транспорта в РФ по итогам 2012 года по данным ФСГС составил 249 млрд т-км, что на 26 млрд т-км больше, чем в 2011 году. В целом с 2009 года данный показатель увеличился на 38,33%. По прогнозам компании AnalyticResearchGroup в течение 2013—2018 годов грузооборот автомобильного транспорта будет расти и к 2018 году составит 274 млрд т-км.

По итогам 2012 года грузооборот воздушного транспорта в РФ по данным ФСГС составил 5,1 млрд т-км, что на 0,1 млрд т-км больше, чем в 2011 году. В целом с 2009 года данный показатель увеличился на 41,67%. По прогнозам компании AnalyticResearchGroup в течение 2013—2018 годов грузооборот воздушного транспорта будет увеличиваться и к 2018 году составит 7,5 млрд т-км.

По данным ФСГС грузооборот водного транспорта в РФ по итогам 2012 года составил 126 млрд т-км, что на 11 млрд т-км меньше, чем в 2011 году. В целом с 2010 года данный показатель уменьшился на 18,2%. По прогнозам компании AnalyticResearchGroup в течение 2013—2018 годов грузооборот водного транспорта будет снижаться и к 2018 году составит 107 млрд т-км.

По итогам 2012 года по данным ФСГС грузооборот трубопроводного транспорта в РФ составил 2 453 млрд т-км, что на 31 млрд т-км больше, чем в 2011 году. В целом с 2009 года данный показатель увеличился на 9,22%. По прогнозам компании AnalyticResearchGroup в течение 2013—2018 годов грузооборот трубопроводного транспорта будет медленно снижаться и к 2018 году составит 2 393 млрд т-км.

 

Всего на крупных и средних транспортных предприятиях РФ занято 3,6млн. человек, в т.ч. на железнодорожном транспорте - 1471 тыс. чел., на автомобильном общего пользования - 1100 тыс. чел., на воздушном - 230 тыс. чел., на трубопроводном - 170 тыс. чел., на внутреннем водном - 130 тыс. чел., на морском - 100 тыс. чел.

В последние десятилетия наметилась общероссийская тенденция старения флота. Причиной тому стал общий спад экономики государства и, как следствие, сокращение грузоперевозок и прибыли перевозчиков. Техническое состояние речного флота судоходных компаний России в целом схоже, так как используются суда, оставшиеся со времен Советского Союза. Фактически парк не обновлялся с 90-х годов прошлого века. Статистика такова, что 40% флота построено более 30-ти лет назад, 40% имеет возраст от 20 до 30-ти лет, около 20% работает 10-20 лет.

Парк грузовых вагонов приписки Российской Федерации составил 1007,4 тыс. единиц. Из них инвентарные вагоны насчитывали 392 тыс. плюс 59,6 тыс. из парка ОАО «Первая грузовая компания», которые пока еще находились в пользовании ОАО «РЖД». Собственные, или приватные, вагоны составляли 555,7 тыс. единиц, из них 384,4 тыс. принадлежали сторонним организациям, а 171,3 тыс., или 31%, – дочерним и зависимым обществам ОАО «РЖД».

Сегодня гражданская авиация ежегодно увеличивает объемы авиаперевозок в среднем на 10%. Одна из основных проблем гражданской авиации - состояние парка воздушных судов. Эксплуатируемая техника не соответствует ни экономическим, ни техническим требованиям сегодняшнего дня. Парк гражданской авиации России является одним из самых устаревших среди развитых стран мира. Ежегодно из его состава выбывают в среднем 115 самолетов, а пополнение новой техникой ничтожно мало. С начала 1990-х годов, более чем за 15 лет, российская авиационная промышленность выпустила всего 36 воздушных судов 1 - 3-го классов. Российские авиационные предприятия работают в условиях крайне низкой загрузки производственных мощностей - по оптимистическим оценкам, около 30%. При таких объемах производства окупить даже простое воспроизводство своей технической базы для предприятий крайне сложно. За последние десять лет в страну было ввезено из-за рубежа 166 бывших в употреблении самолетов. Они составляют уже около 10% эксплуатируемых воздушных судов страны и выполняют до 30% всех пассажирских авиаперевозок. К концу этого года, по прогнозам специалистов, объем пассажирских перевозок на воздушных судах иностранного производства превысит 60%.

Информация о работе Характеристика мультимодальных перевозок