Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 17:10, контрольная работа
Требуется дать характеристику:
1) отдельных видов транспорта в составе мировой транспортной системы;
2) состояния путей сообщения, технических средств и численности работников разных видов транспорта Российской Федерации (РФ);
3) состава и динамики перевозок грузов по видам транспорта РФ;
4) состава и динамики перевалки грузов в речных портах РФ.
Исходные данные: материалы государственной и ведомственной статистики.
по видам транспорта РФ
Динамика объема перевозок грузов по видам транспорта предприятиями всех отраслей экономики, за период 2008-2012 гг.
Вид транспорта |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г | |||||
млн. т |
% |
млн. т |
% |
млн. т |
% |
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
Все виды транспорта |
2188,7 |
100 |
2103,3 |
100 |
2439,4 |
100 |
2974,9 |
100 |
3221,6 |
100 |
в том числе: |
||||||||||
железнодо-рожный - всего |
269,0 |
12,29 |
248,4 |
11,81 |
267,9 |
10,98 |
279,7 |
9,40 |
290,9 |
9,03 |
автомобильный – всего * |
1721,0 |
78,63 |
1687,5 |
80,23 |
1971,8 |
80,83 |
2475,5 |
83,21 |
2718,1 |
84,37 |
трубопроводный - всего |
195,8 |
8,95 |
162,9 |
7,75 |
194,0 |
7,95 |
214,0 |
7,19 |
207,3 |
6,44 |
речной – всего |
1,2 |
0,05 |
0,9 |
0,04 |
1,1 |
0,05 |
1,1 |
0,04 |
1,3 |
0,04 |
морской – всего |
1,7 |
0,08 |
3,6 |
0,17 |
4,6 |
0,19 |
4,6 |
0,16 |
4,0 |
0,12 |
воздушный - всего |
0,02 |
0,00 |
0,02 |
0,00 |
0,03 |
0,00 |
0,03 |
0,00 |
0,02 |
0,00 |
Динамика грузооборота по видам транспорта предприятиями всех отраслей экономики, за период 2008-2012 гг.
Вид транспорта |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г | |||||
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% |
млрд. ткм |
% | |
Все виды транспорта |
369,7 |
100 |
337,0 |
100 |
385,3 |
100 |
448,8 |
100 |
475,3 |
100 |
в том числе: |
||||||||||
железнодо-рожный - всего |
214,9 |
58,13 |
197,5 |
58,60 |
213,2 |
55,33 |
223,6 |
49,82 |
232,9 |
49,00 |
автомобильный – всего * |
63,5 |
17,18 |
66,3 |
19,67 |
80,3 |
20,84 |
121,1 |
26,98 |
132,3 |
27,84 |
трубопроводный - всего |
90,3 |
24,43 |
71,7 |
21,27 |
88,6 |
22,99 |
100,7 |
22,44 |
107,2 |
22,55 |
речной – всего |
0,06 |
0,02 |
0,06 |
0,02 |
0,08 |
0,02 |
0,08 |
0,02 |
0,06 |
0,01 |
морской – всего |
0,8 |
0,22 |
1,4 |
0,42 |
3,1 |
0,80 |
3,2 |
0,72 |
2,8 |
0,59 |
воздушный - всего |
0,07 |
0,02 |
0,07 |
0,02 |
0,09 |
0,02 |
0,09 |
0,02 |
0,05 |
0,01 |
Перевозки отдельных грузов железнодорожным транспортом, млн. т
Перевозимые грузы |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Каменный уголь |
296,6 |
275,4 |
286,3 |
296,2 |
Кокс |
12,2 |
10,5 |
12,6 |
12,9 |
Нефтяные грузы |
232,1 |
228,0 |
252,7 |
250,0 |
Руда железная и марганцевая |
102,3 |
95,4 |
101,9 |
110,9 |
Руда цветная и серное сырье |
24,8 |
23,4 |
25,4 |
23,8 |
Черные металлы (включая лом) |
103,3 |
81,3 |
93,7 |
93,7 |
Химические и минеральные удобрения |
42,1 |
39,1 |
45,5 |
46,5 |
Строительные грузы |
197,1 |
128,2 |
142,5 |
157,7 |
Цемент |
36,0 |
29,2 |
33,4 |
34,5 |
Лесные грузы |
55,4 |
40,6 |
41,5 |
40,6 |
Зерно и продукты перемола1) |
24,1 |
22,6 |
18,1 |
20,0 |
Комбикорма |
1,4 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Перевозки отдельных грузов водным транспортом
Грузы |
Морской транспорт |
Внутренний водный транспорт |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Лесные грузы |
3,1 |
2,3 |
3,2 |
2,7 |
8,1 |
5,5 |
6,1 |
6,3 | |
Зерно и продукты перемола |
2,1 |
3,4 |
2,6 |
3,1 |
0,9 |
1,1 |
0,7 |
1,2 | |
Уголь каменный, кокс |
6,0 |
6,4 |
6,6 |
6,2 |
1,9 |
2,6 |
2,9 |
3,4 | |
Металлы |
3,8 |
4,6 |
4,0 |
3,2 |
2,0 |
2,6 |
2,4 |
2,4 | |
Руда |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
0,03 |
0,0 | |
Строительные грузы |
0,8 |
1,1 |
1,2 |
0,8 |
113,0 |
59,5 |
63,8 |
83,6 | |
Цемент |
0,9 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,5 | |
Удобрения химические и минеральные |
2,8 |
2,4 |
2,7 |
2,0 |
0,9 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения, как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.
Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, В Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
4.Характеристика состава и динамики перевалки грузов
в речных портах РФ
Современный морской порт — это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Наращивание грузооборота российских портов сопровождается дальнейшим развитием портовой инфраструктуры, предусмотренным несколькими федеральными целевыми программами.
По состоянию на 1 января 2011 г. мощности перегрузочных комплексов в морских портах России оцениваются в 730 млн т в год, в том числе для наливных грузов — 410 млн т и для сухогрузов — 320 млн т.
В морских портах России работают 264 стивидорных компаний. В 2010 г. ими было перегружено 526 млн т грузов, в том числе 211,6 млн т сухих грузов и 314,4 млн т наливных. Нефтеналив, уголь, металлы, минеральные удобрения и контейнерные грузы составляют основу грузооборота российских портов. Около 60% от объемов перевалки приходится на долю нефти и нефтепродуктов.
Положительная динамика
По итогам 2010 г. общий грузооборот портов вырос более чем на 6 % в сравнении с данными за 2009 г. Рост был обусловлен увеличением объемов перевалки угля, минеральных удобрений, лесных грузов, металлолома, грузов в контейнерах. Объем перевалки импортных грузов увеличился на 11,8 млн т, прежде всего за счет увеличения перегрузки грузов в контейнерах. Доля Северо-Западного бассейна — 43 % суммарного грузооборота, в южных портах перерабатывается около 34 % грузов, и около 22 % — на Дальнем Востоке.
Грузооборот морских портов России за 9 месяцев 2011 г. составил 399,0 млн т, увеличившись на 1,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При значительном снижении экспорта нефти (на 6,7 %) и черных металлов (на 14,5 %) рост достигнут за счет роста экспорта угля и импорта грузов в контейнерах. Объем сухогрузов составил 171,8 млн т (+8,4 %), наливных грузов — 227,2 млн т (–3,4 %), экспортных грузов — 303,5 млн т (–0,4 %), импортных грузов — 34,1 млн т (+24,9 %), транзитных грузов — 37,7 млн т (+10,9 %), каботажных грузов — 23,6 млн т (–14,6 %).
Наиболее быстрыми темпами грузооборот растет в Дальневосточных портах (+8 %). Их доля в общем грузообороте на морском транспорте постепенно повышается. Таким образом, на протяжении последних лет операторы морских терминалов демонстрируют стабильный рост объемов переваливаемых грузов. Несмотря на мировой экономический кризис, им удалось обеспечить потребности внешней торговли страны, минимизировать последствия кризисных явлений, сохранить потенциал дальнейшего развития и экономической привлекательности.
В 2011 году ФГУП Росморпорт силами нескольких научно-исследовательских институтов закончил разработку «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года».
Стратегия предполагает рост портовых мощностей до 1,6 млрд.т в 2030 году (рост почти в 2,2 раза).
В 2030 году Северо-Западный бассейн станет основными морскими воротами экспорта российских углеводородов и минеральных удобрений, а также крупнейшим российским морским бассейном по обороту рефрижераторных грузов и грузов в контейнерах.
Грузовая база, тяготеющая к Северо-западному бассейну, оценивается в 330-547 млн.т, в том числе: наливные грузы — 150-240 млн.т, сухие грузы — 180-307 млн.т
Для обеспечения достаточности мощностей предполагается реализовать следующие проекты:
Южный бассейн к 2030 году останется крупнейшим морским бассейном России по объемам грузоперевалки. 95% насыпных, 66% Ро-Ро и 41% генеральных грузов страны планируется переваливать в портах Южного бассейна.
Грузовая база, тяготеющая к бассейну, оценивается в 340-535 млн. тонн, в том числе: наливные грузы — 150-205 млн.т, сухие грузы — 190-330 млн.т.
Для обеспечения достаточности мощностей предполагается реализовать следующие проекты:
Информация о работе Характеристика мультимодальных перевозок