История происхождения термина «логистика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении подходов к определению логистики, постановке ее задач, а также ознакомлении с принципами и инструментами концепции «бережливого производства», особенностями применения знаний логистики на текстильном предприятии.
Цель предполагает выполнение следующих задач:
- изучение литературы по теме;
- обработка, обобщение и анализ полученной информации;
- формулирование выводов и практических рекомендаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ 6
1.1 История происхождения термина «логистика» 6
1.2 Подходы к определению логистики 12
1.3 Парадигмы логистики 15
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ 19
2.1 Глобальные и локальные задачи логистики 19
2.2 Классификация логистики 23
2.3 Бережливое производство – новый инструмент логистики 25
3 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ НА ТЕКСТИЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 31
3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия 31
текстильной промышленности 31
3.2 Внедрение бережливого производства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

- физическое распределение;

- материальный менеджмент;

- логистический инжиниринг;

- логистический менеджмент;

- менеджмент логистической цепи;

- тотальное распределение;

- управление материалами;

- рохрематика;

- логистика цепи поставок,

- интегрированная дистрибьюция и др.

Необходимо отметить использование термина «физическое распределение», который вплоть до середины 70-х гг. был наиболее употребительным на Западе синонимом современного понятия логистики, а в настоящее время обозначает одну из комплексных функций интегрированной логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

В предыдущем разделе было определено, что в 70-е гг. XX в. логистика сформировалась как экономическая наука, а к 90-м гг. сфера ее применения значительно расширилась. В первую очередь это связано с развитием методов управления материальными и сопутствующими потоками.

В связи с глубоким проникновением логистики во все  сферы хозяйственной деятельности в научной литературе стало встречаться достаточно большое количество трактовок понятия «логистика». В качестве примера приведу некоторые из них.

Логистика - наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управлении ими в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Это определение логистики  представлено в достаточно широком, с экономической точки зрения, смысле. В узком смысле логистику определяют следующим образом.

Логистика - наука о планировании и контроле материальных и нематериальных операций, совершаемых в процессах: доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, передачи, хранения и обработки соответствующей информации, а также об управлении этими процессами.

В логистике как научной  дисциплине принято выделять следующие  разделы:

- информационная логистика;

- закупочная (снабженческая) логистика;

- логистика производственных процессов (производственная логистика);

- сбытовая (распределительная) логистика;

- логистика запасов;

- логистика складирования (складская логистика);

- транспортная логистика.

Представленные выше определения трактуют логистику  как науку. Однако встречаются и другие трактовки, в которых логистика рассматривается с точки зрения управленческих, экономических и оперативно-финансовых аспектов. Так, сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Многие исследователи, в том числе французские, отдают предпочтение экономическому аспекту, определяя логистику следующим образом: логистика - совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

Существуют также определения  логистики, где, как было сказано  выше, подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег).

В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого  потенциала в решении задач логистики: логистика - это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Таким образом, суть логистики - создание некоего конвейера (бизнес-процесса), упорядочивающего всю работу организации, а не отдельных ее частей. Многие консалтинговые компании, специализирующиеся на работе с российскими предприятиями, отмечают, что часто клиенты, заказывая постановку логистики и отвечая на вопрос, что именно они хотят, начинают с закупок и реализации, переходят на денежные потоки, оборачиваемость средств и заканчивают чуть ли не налоговой схемой.

С формальной точки зрения это путаница в разделах менеджмента, но по существу заказчики правы: их интересует организация в целом и происходящие в ней процессы. А значение термина «логистика» как раз и есть организация процесса. Описываемое этим термином явление появилось тогда, когда простейшая модель организации (руководитель определяет, кто и что должен делать) была дополнена правилами: «когда» и «в какой последовательности». То есть логистика есть организация процессов разного типа и всех их вместе взятых.

В завершение об определениях логистики остановимся на определении, которое наиболее полно отражает на сегодняшний день то, чем занимается данная наука.

Логистика - интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т. п.).

1.3 Парадигмы логистики

 

Парадигмы логистики  тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. К ним относятся:

- аналитическая;

- технологическая (информационная);

- маркетинговая;

- интегральная.

Вокруг этих фундаментальных  парадигм на Западе сконцентрировались научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.

Аналитическая парадигма  представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.

Технологическая парадигма  появилась в 1960-х гг. и тесно  связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой - синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой  технологической парадигмы является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных логистических задач. При этом автоматизация всего процесса управления материальным потоком не является целью внутри данной парадигмы. Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP (Manufacturing Requirements/Resource Planning) / DRP (Distribution Requirements/Resource Planning), применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Однако логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и  до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Синтезируемая логистическая  система должна реализовать стратегическую цель фирмы - стратегию конкуренции на рынке сбыта готовой продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию и т. п. Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства, управление персоналом и качеством продукции, маркетинг и т. п.), а математическую основу составляют в основном теория вероятностей, математическая статистика и т. п. Необходимо отметить, что модели, использующие в качестве основы маркетинговую парадигму, являются достаточно абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений. Примером использования маркетинговой парадигмы за рубежом является LRP-система (Logistics Requirements Planning) - система контроля входных, внутренних и выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных объединений и макрологистических структур. Система известна также под названием «Supply Chain Management System» (система управления логистической цепью).

Сегодня многие хозяйственные  организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:

- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

- новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

- радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time - точно в срок), TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.

На интегральной парадигме  базировалось создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистических систем и звеньев на микро - и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.

Интегральная парадигма  успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.).

 

2 Цели и задачи логистики

2.1 Глобальные и локальные задачи логистики

 

Главная цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:

1)   концепция общих затрат;

2)   концепция предотвращения подоптимизации;

3)   концепция финансовых обменов.

Концепция общих затрат. В данной концепции функция логистики  рассматривается в целом, а не каждая в отдельности. К этой системе относят следующие функции: перевозка продукции, создание запасов, оптимизация размещения запасов и контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочные и разгрузочные работы; обслуживание информационных потоков и т.п. Сутью концепции общих затрат является, что все затраты рассматриваются как осуществляемые операции именно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя. В сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым – уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами. 

Концепция предотвращения подоптимизации. Подоптимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов. 

Информация о работе История происхождения термина «логистика»