Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении подходов к определению логистики, постановке ее задач, а также ознакомлении с принципами и инструментами концепции «бережливого производства», особенностями применения знаний логистики на текстильном предприятии.
Цель предполагает выполнение следующих задач:
- изучение литературы по теме;
- обработка, обобщение и анализ полученной информации;
- формулирование выводов и практических рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ 6
1.1 История происхождения термина «логистика» 6
1.2 Подходы к определению логистики 12
1.3 Парадигмы логистики 15
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ 19
2.1 Глобальные и локальные задачи логистики 19
2.2 Классификация логистики 23
2.3 Бережливое производство – новый инструмент логистики 25
3 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ НА ТЕКСТИЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 31
3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия 31
текстильной промышленности 31
3.2 Внедрение бережливого производства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
- физическое распределение;
- материальный менеджмент;
- логистический инжиниринг;
- логистический менеджмент;
- менеджмент логистической цепи;
- тотальное распределение;
- управление материалами;
- рохрематика;
- логистика цепи поставок,
- интегрированная дистрибьюция и др.
Необходимо отметить использование термина «физическое распределение», который вплоть до середины 70-х гг. был наиболее употребительным на Западе синонимом современного понятия логистики, а в настоящее время обозначает одну из комплексных функций интегрированной логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».
В предыдущем разделе было определено, что в 70-е гг. XX в. логистика сформировалась как экономическая наука, а к 90-м гг. сфера ее применения значительно расширилась. В первую очередь это связано с развитием методов управления материальными и сопутствующими потоками.
В связи с глубоким проникновением логистики во все сферы хозяйственной деятельности в научной литературе стало встречаться достаточно большое количество трактовок понятия «логистика». В качестве примера приведу некоторые из них.
Логистика - наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управлении ими в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
Это определение логистики представлено в достаточно широком, с экономической точки зрения, смысле. В узком смысле логистику определяют следующим образом.
Логистика - наука о планировании и контроле материальных и нематериальных операций, совершаемых в процессах: доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, передачи, хранения и обработки соответствующей информации, а также об управлении этими процессами.
В логистике как научной дисциплине принято выделять следующие разделы:
- информационная логистика;
- закупочная (снабженческая) логистика;
- логистика производственных процессов (производственная логистика);
- сбытовая (распределительная) логистика;
- логистика запасов;
- логистика складирования (складская логистика);
- транспортная логистика.
Представленные выше определения трактуют логистику как науку. Однако встречаются и другие трактовки, в которых логистика рассматривается с точки зрения управленческих, экономических и оперативно-финансовых аспектов. Так, сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Многие исследователи, в том числе французские, отдают предпочтение экономическому аспекту, определяя логистику следующим образом: логистика - совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Существуют также определения логистики, где, как было сказано выше, подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег).
В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого потенциала в решении задач логистики: логистика - это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
Таким образом, суть логистики - создание некоего конвейера (бизнес-процесса), упорядочивающего всю работу организации, а не отдельных ее частей. Многие консалтинговые компании, специализирующиеся на работе с российскими предприятиями, отмечают, что часто клиенты, заказывая постановку логистики и отвечая на вопрос, что именно они хотят, начинают с закупок и реализации, переходят на денежные потоки, оборачиваемость средств и заканчивают чуть ли не налоговой схемой.
С формальной точки зрения это путаница в разделах менеджмента, но по существу заказчики правы: их интересует организация в целом и происходящие в ней процессы. А значение термина «логистика» как раз и есть организация процесса. Описываемое этим термином явление появилось тогда, когда простейшая модель организации (руководитель определяет, кто и что должен делать) была дополнена правилами: «когда» и «в какой последовательности». То есть логистика есть организация процессов разного типа и всех их вместе взятых.
В завершение об определениях логистики остановимся на определении, которое наиболее полно отражает на сегодняшний день то, чем занимается данная наука.
Логистика - интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т. п.).
Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. К ним относятся:
- аналитическая;
- технологическая (информационная);
- маркетинговая;
- интегральная.
Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.
Технологическая парадигма
появилась в 1960-х гг. и тесно
связана с бурным развитием информационно-
Теоретической основой
технологической парадигмы
С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.
Синтезируемая логистическая
система должна реализовать стратегическую цель фирмы - стратегию конкуренции
на рынке сбыта готовой продукции, что
требует решения таких маркетинговых
задач, как изучение рынка, определение
позиций фирмы на рынке, прогнозирование
спроса на продукцию и т. п. Научной базой
данной парадигмы являются в основном
экономические и социальные дисциплины
(экономика и организация производства,
управление персоналом и качеством продукции,
маркетинг и т. п.), а математическую основу
составляют в основном теория вероятностей,
математическая статистика и т. п. Необходимо
отметить, что модели, использующие в качестве
основы маркетинговую парадигму, являются
достаточно абстрактными, имеют большую
размерность, многие переменные носят
качественный характер, что затрудняет
получение простых аналитических решений.
Примером использования маркетинговой
парадигмы за рубежом является LRP-система
(Logistics Requirements Planning) - система контроля
входных, внутренних и выходных материальных
потоков на уровне фирмы, территориально-
Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:
- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
- новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;
- радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.
Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time - точно в срок), TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.
На интегральной парадигме базировалось создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистических систем и звеньев на микро - и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.
Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.).
Главная цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:
1) концепция общих затрат;
2) концепция предотвращения подоптимизации;
3) концепция финансовых обменов.
Концепция общих затрат. В данной концепции функция логистики рассматривается в целом, а не каждая в отдельности. К этой системе относят следующие функции: перевозка продукции, создание запасов, оптимизация размещения запасов и контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочные и разгрузочные работы; обслуживание информационных потоков и т.п. Сутью концепции общих затрат является, что все затраты рассматриваются как осуществляемые операции именно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя. В сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым – уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.
Концепция предотвращения подоптимизации. Подоптимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов.
Информация о работе История происхождения термина «логистика»