Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении подходов к определению логистики, постановке ее задач, а также ознакомлении с принципами и инструментами концепции «бережливого производства», особенностями применения знаний логистики на текстильном предприятии.
Цель предполагает выполнение следующих задач:
- изучение литературы по теме;
- обработка, обобщение и анализ полученной информации;
- формулирование выводов и практических рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ 6
1.1 История происхождения термина «логистика» 6
1.2 Подходы к определению логистики 12
1.3 Парадигмы логистики 15
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ 19
2.1 Глобальные и локальные задачи логистики 19
2.2 Классификация логистики 23
2.3 Бережливое производство – новый инструмент логистики 25
3 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ НА ТЕКСТИЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 31
3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия 31
текстильной промышленности 31
3.2 Внедрение бережливого производства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ: все лишние движения, которые приходится делать сотрудникам в процессе работы: поиски того, что нужно, необходимость тянуться за инструментами, деталями и т.п. или заниматься их укладкой.
ДЕФЕКТЫ: производство дефектных деталей и исправление дефектов. Ремонт, переделка, отходы, замена продукции и её проверка ведут к потере времени и ресурсов.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ: потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых некогда выслушать.
На отечественных предприятиях доля потерь в потоке создания ценности зачастую превышает 99%, на Тойоте считают, что этот показатель равен 30% и не довольны этим.
Другим важным принципом является Kaizen – непрерывное улучшение всего потока создания ценности или отдельных его участков с целью увеличения доли действий, создающих ценность. Важное внимание уделяется даже самым небольшим изменениям к лучшему, т.к. при условии их массовости и непрерывности возникает синергетический эффект. Основной чертой Kaizen является вовлеченность большинства сотрудников.
Одной из основных идей непрерывных улучшений, высказанных Г. Тагути, является то, что не существует оптимума между потерями от «не качества» и затратами на улучшение, который мог бы послужить критерием принятия решения об улучшениях. Постоянное улучшение в долгосрочной перспективе всегда экономически оправдано.
Таким образом, если бережливое производство – идеальное состояние организации, то Kaizen – способ его достижения.
Реализация перечисленных
принципов подкреплена
3 Специфика логистики на текстильном предприятии
3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия
текстильной промышленности
В зависимости от отраслевой специализации промышленных компаний существуют логистические системы машиностроительных предприятий, металлургических заводов, строительных предприятий, предприятий химической промышленности и мн. др. Рассмотрим логистическую систему предприятий легкой промышленности.
Логистическая система предприятия легкой промышленности должна обеспечивать получение информации: о материалах, о размещении материалов на складах, об изготовлении изделий, о готовых изделиях, о реализации изделий, о компаниях, взаимодействующих с производством, о документообороте производства.
На листе декомпозиции А0 (Приложение А) представлена логистическая система управления предприятием легкой промышленности. Основу экномической эффективности «закупочной логистики» (А1) составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам с учетом логистических расходов и сроков поставок.
Входящим процессом является необходимый заказ материальных ресурсов на изготовление изделия. Законы РФ, ГОСТ и ОСТ - это управление всей логистической системой. Механизмом является персонал предприятия, занимающийся логистикой. Блок «складская логистика» (А2) соединен дугой «реализация потребности производства востребованным сырьем». Дуга «маршрут закупа» соединена с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «складская логистика» (А2) предусматривает движение и хранение материальных потоков в специально обустроенных местах для содержания запасов, существующих на всех стадиях жизненного цикла продукции начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Имеются дуги выходящего процесса «производственная документация по запуску» с блоком «производственная логистика» (А3), «маршрут движения материальных потоков по складу» с блоком «информационная логистика» (А6) и дуга входящего процесса из блока «производственная логистика» (А3) - «производственная документация» с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «производственная логистика» (А3) рассматривает упорядочение движения материальных потоков на стадии производства продукции. Выходящим процессом является дуга «производственная документация по выпуску» с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «маркетинговая логистика» направлен на физическое распределение продукции от производства к потребителю, при этом путь товародвижения контролируется предприятием.
Выходящим процессом являются дуги «маршрут сбыта» с блоком «информационная логистика» (А6) и «информационные потоки сбыта» к блоку «коммерческая логистика» (А5). Блок « коммерческая логистика» (А5) - это интегрированная совместная деятельность различных компаний и организаций по эффективному продвижению товаров и услуг по всей цепи «производитель - оптовая торговля - розничная торговля - конечный потребитель». Имеет выход - маршруты взаимодействия компаний с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «информационная логистика» (А6) отвечает за потоки информации внутри компании, такие, как производственная, конструкторско-технологическая информация, управление охраной труда, управление персоналом, управление системой менеджмента качества и документооборотом предприятия. Выходящим процессом является дуга «пакет маршрутизации всех информационных потоков», что позволяет скоординировать работу предприятия легкой промышленности.
При исследовании логистических систем предприятия легкой промышленности возникает необходимость автоматизации закупочной, складской, производственной, маркетинговой, коммерческой и информационной логистики. Производство является одной из основных сфер логистики, занимающей центральное место на предприятии легкой промышленности. Логистическая система способствует точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях (экспериментальный цех, подготовительный цех, раскройный цех, пошивочный цех, склад материалов и готовой продукции), а также отражает организацию управления материальными и информационными потоками. Для расчета производственной логистики материалов и полуфабрикатов необходимо расставить оборудование в модуле так, как оно расположено в реальном цехе.
Организационные операции вносятся в базу данных в соответствии со схемой разделения труда. Каждое рабочее место подписывается автоматически при выборе оборудования.
Четкая взаимосвязь рабочих мест, наличие возвратов, дальних передач деталей, помогают рационально распределить организационные операции для обеспечения кратчайшего пути движения полуфабрикатов, а за счет простоя оборудования существует возможность производить другое изделие.
При расчетах производственной логистики выявляются такие моменты производственного цикла, которые дают возможность повысить производительность за счет простоя оборудования, сокращения маршрута полуфабриката в цехе и др.
3.2
Внедрение бережливого
Рассмотрев основные инструменты бережливого производства можно заметить простоту большинства из них. Вся сложность заключается в необходимости применения этих инструментов всем персоналом предприятия.
В процессе непрерывного совершенствования руководители устанавливают цели, инициируют изменения, обеспечивают их ресурсами и поддерживают соблюдение стандартов. Рядовые сотрудники выполняют стандартизированную работу и проявляют инициативу по совершенствованию работы, поддерживаемую системой подачи предложений и кружками качества, кроме того, сами управляют ситуацией на своем участке работы.
Все это невозможно без особой ментальности сотрудников предприятия, под которой следует понимать устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, поддерживающие приверженность упомянутым выше принципам.
Рассматривая опыт бережливого производства не только в России, но и во всем мире, можно убедиться в том, что именно ментальность является основным препятствием. Катастрофическое снижение уровня кадрового потенциала промышленности, утрата престижа рабочих профессий и работы на заводах в принципе, низкий уровень менеджмента, сопротивление переменам - все это приводит к серьезным затруднениям в реализации простейших инструментов, таких как 5S, TPM и SMED, являющихся базой для более глубоких изменений. До недавнего времени эта проблема усугублялась доступностью большого количества дешевых ресурсов и верой в неизменность такого положения дел в будущем – не было ни потребности, ни желания что-либо менять.
Решение этой проблемы в рамках отдельного предприятия, существующего в тесной взаимосвязи с внешней средой, затруднительно и не всегда возможно. Можно утверждать, что это проблема государственного масштаба и в полном объеме может быть решена лишь при поддержке со стороны государства, элементом социально-экономической политики которого давно могло бы стать формирование бережливого мышления.
В то же время, опыт отечественных предприятий показывает эффективность бережливого производства даже при проведении локальных улучшений, не связанных с изменением корпоративной культуры (правда в этом случае очень велик риск возврата к исходному состоянию и потери полученных результатов). Вот лишь несколько примеров:
- уменьшение уровня дефектности в 5 раз за 3 месяца (в результате применения техники решения проблем);
- высвобождение 50% производственных площадей в результате анализа и трансформации производственного участка;
-сокращение времени переналадки на 50% за счет рациональной организации рабочего пространства;
- сокращение количества оформляемых в процессе документов в 4 раза;
- сокращение количества простоев участка по причине поломок на 12 часов в месяц при внедрении системы комплексного обслуживания оборудования.
Существуют примеры, когда при условии принятия закрытой кадровой политики в течение пяти-семи лет на отдельном предприятии формируется бережливая культура, позволяющая в полном объеме реализовать все преимущества бережливых технологий.
Эти примеры показывают, что даже при наличии упомянутых выше проблем, бережливое производство открывает перед предприятием большие возможности по повышению эффективности и укреплению позиций на рынке и является наиболее перспективной моделью организации бизнеса.
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и все возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно в России оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
Информация о работе История происхождения термина «логистика»