История происхождения термина «логистика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении подходов к определению логистики, постановке ее задач, а также ознакомлении с принципами и инструментами концепции «бережливого производства», особенностями применения знаний логистики на текстильном предприятии.
Цель предполагает выполнение следующих задач:
- изучение литературы по теме;
- обработка, обобщение и анализ полученной информации;
- формулирование выводов и практических рекомендаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ 6
1.1 История происхождения термина «логистика» 6
1.2 Подходы к определению логистики 12
1.3 Парадигмы логистики 15
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ 19
2.1 Глобальные и локальные задачи логистики 19
2.2 Классификация логистики 23
2.3 Бережливое производство – новый инструмент логистики 25
3 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ НА ТЕКСТИЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 31
3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия 31
текстильной промышленности 31
3.2 Внедрение бережливого производства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ: все лишние движения, которые приходится делать сотрудникам в процессе работы: поиски того, что нужно, необходимость тянуться за инструментами, деталями и т.п. или заниматься их укладкой.

ДЕФЕКТЫ: производство дефектных  деталей и исправление дефектов. Ремонт, переделка, отходы, замена продукции и её проверка ведут к потере времени и ресурсов.

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ: потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых некогда выслушать.

На отечественных предприятиях доля потерь в потоке создания ценности зачастую превышает 99%, на Тойоте считают, что этот показатель равен 30% и не довольны этим.

Другим важным принципом  является Kaizen – непрерывное улучшение всего потока создания ценности или отдельных его участков с целью увеличения доли действий, создающих ценность. Важное внимание уделяется даже самым небольшим изменениям к лучшему, т.к. при условии их массовости и непрерывности возникает синергетический эффект. Основной чертой Kaizen является вовлеченность большинства сотрудников.

Одной из основных идей непрерывных улучшений, высказанных Г. Тагути, является то, что не существует оптимума между потерями от «не качества» и затратами на улучшение, который мог бы послужить критерием принятия решения об улучшениях. Постоянное улучшение в долгосрочной перспективе всегда экономически оправдано.

Таким образом, если бережливое производство – идеальное состояние  организации, то Kaizen – способ его  достижения.

Реализация перечисленных  принципов подкреплена инструментами  бережливого производства, ниже приведу краткое описание основных:

  1. 5S – система организации рабочего пространства, отвечающего следующим условиям: безопасность, минимизация потерь, удобство для работников, возможность мгновенного визуального контроля состояния рабочего пространства (все ли на месте, ясность расположения нужных предметов, правила выполнения работы). 5S включает следующие шаги: сортируй, сложи по местам, содержи в чистоте, стандартизируй, соблюдай и улучшай установленные правила.
  2. Комплексное обслуживание оборудования (Total Productive Maintenance). Основная идея заключается в обслуживании оборудования с момента выбора станка и вовлечении всего персонала в обслуживание оборудования с целью максимизировать эффективность его использования. Преимуществом такого подхода является непрерывный контроль за состоянием и эффективностью оборудования в процессе его эксплуатации, своевременное оповещение о неисправностях и их устранение.
  3. Быстрая переналадка (SMED). Является необходимым условием устранения перепроизводства, потерь времени, излишних запасов. Достигается за счет заблаговременного выполнения операций, которые могут быть выполнены до остановки оборудования (внешняя переналадка). Следующим шагом является выявление возможностей выполнять больше операций до остановки станка (заблаговременный нагрев оснастки, установка сменного инструмента в дублирующую оснастку и т.п.). Рационализация внутренней переналадки, т.е. действий, выполняемых после остановки оборудования (унификация креплений, применение механизаций и т.п.). Исключение регулировок.
  4. Всеобщее управление качеством (TQM) – контроль качества и предотвращение дефектов с участием всего персонала, создание условий для выявления дефектов на каждом из этапов производства.
  5. Выравнивание производства – выполнение операций в соответствии с временем такта - отношением доступного для производства времени к объёму потребительского спроса (теоретическое время производства единицы продукции, заказанное потребителем). Достигается путем совмещения операций (если их цикл меньше времени такта) или увеличением мощностей в «узких местах» (не только за счет дополнительных ресурсов, но и за счет устранения существующих потерь).
  6. Карта потока создания ценности – простая схема, изображающая каждый этап движения потоков материалов и информации, необходимых для того, чтобы выполнить заказ потребителя.
  7. Стандартизация всех операций в потоке создания ценности. Стандарт - это наилучший, наипростейший и безопасный способ достижения и сохранения определённого уровня качества. Стандарты обеспечивают передачу опыта, минимизацию изменчивости процессов, являются базой для контроля и поддержания достигнутых улучшений.
  8. Визуализация. Обязательным условием выполнения стандартов является их знание. Учитывая тот факт, что стандартизации подлежит практически все, начиная от места расположения инструмента и проходов в рабочей зоне до процессов масштаба всего предприятия, можно утверждать, что запоминание всех стандартов становится невозможным. В связи с этим важное внимание уделяется визуализации стандартов, ведь известно, что 83% информации человек получает через зрение. Кроме того, наглядное представление информации позволяет оперативно контролировать ситуацию, выявлять и своевременно устранять проблемы.
  9. Техника решения проблем и предотвращения ошибок. Одной из основ бережливого производства является стремление к предотвращению возникновения проблем, а не к устранению их последствий. Почему на любом предприятии с завидным постоянством возникают различные проблемы, причем многие из них повторяются многократно? В большинстве случаев причина в регулярной борьбе с симптомами проблемы, а не с причинами ее возникновения. Конечно, далеко не всегда получается с первого раза выявить и устранить все потенциальные причины проблемы, но поэтому и важны непрерывные улучшения, пусть даже не большие, но шаг за шагом проводимые изменения. Техника решения проблем и предотвращения ошибок основана на «колесе совершенствования Шухарта-Деминга»: планирование мероприятий по совершенствованию, реализация намеченных мероприятий, проверка результатов и стандартизация полученного результата при достижении поставленных на этапе планирования целей. Выявление и устранение коренных причин возникновения проблем позволяет предотвратить возникновение ошибок в будущем.
  10. «Вытягивающая» система производства. Любая работа должна выполняться исключительно в том объеме и к тому моменту времени, когда ее результат будет востребован. Для промышленного предприятия это означает производство в точном соответствии с запросами потребителя. Этот принцип распространяется как на внешних потребителей, так и на внутренних. Ввиду высокой степени изменчивости спроса и отсутствия во многих случаях возможности эту изменчивость нивелировать создаются так называемые супермаркеты – управляемые склады, пополняемые в случае изъятия из них продукции. «Вытягивающая» система производства базируется на управлении производством на основе карточек канбан.
  11. Важной является организация работы межфункциональных команд, обеспечивающая более эффективное решение любых задач (от организации рабочего пространства до определения стратегии развития). Такой подход, в отличие от «закрытой» работы в функциональных подразделениях, позволяет значительно улучшить коммуникацию, исключить из процесса потери, связанные с недостатком информации, недопониманием, конфликтами целей и т.п.

 

3 Специфика логистики на текстильном предприятии

 

3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия

текстильной промышленности

 

В зависимости от отраслевой специализации промышленных компаний существуют логистические системы машиностроительных предприятий, металлургических заводов, строительных предприятий, предприятий химической промышленности и мн. др. Рассмотрим логистическую систему предприятий легкой промышленности.

Логистическая система предприятия легкой промышленности должна обеспечивать получение информации: о материалах, о размещении материалов на складах, об изготовлении изделий, о готовых изделиях, о реализации изделий, о компаниях, взаимодействующих с производством, о документообороте производства.

На листе декомпозиции А0 (Приложение А) представлена логистическая система управления предприятием легкой промышленности. Основу экномической эффективности «закупочной логистики» (А1) составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам с учетом логистических расходов и сроков поставок.

Входящим процессом является необходимый заказ материальных ресурсов на изготовление изделия. Законы РФ, ГОСТ и ОСТ - это управление всей логистической системой. Механизмом является персонал предприятия, занимающийся логистикой. Блок «складская логистика» (А2) соединен дугой «реализация потребности производства востребованным сырьем». Дуга «маршрут закупа» соединена с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «складская логистика» (А2) предусматривает движение и хранение материальных потоков в специально обустроенных местах для содержания запасов, существующих на всех стадиях жизненного цикла продукции начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Имеются дуги выходящего процесса «производственная документация по запуску» с блоком «производственная логистика» (А3), «маршрут движения материальных потоков по складу» с блоком «информационная логистика» (А6) и дуга входящего процесса из блока «производственная логистика» (А3) - «производственная документация» с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «производственная логистика» (А3) рассматривает упорядочение движения материальных потоков на стадии производства продукции. Выходящим процессом является дуга «производственная документация по выпуску» с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «маркетинговая логистика» направлен на физическое распределение продукции от производства к потребителю, при этом путь товародвижения контролируется предприятием.

Выходящим процессом являются дуги «маршрут сбыта» с блоком «информационная логистика» (А6) и «информационные потоки сбыта» к блоку «коммерческая логистика» (А5). Блок « коммерческая логистика» (А5) - это интегрированная совместная деятельность различных компаний и организаций по эффективному продвижению товаров и услуг по всей цепи «производитель - оптовая торговля - розничная торговля - конечный потребитель». Имеет выход - маршруты взаимодействия компаний с блоком «информационная логистика» (А6). Блок «информационная логистика» (А6) отвечает за потоки информации внутри компании, такие, как производственная, конструкторско-технологическая информация, управление охраной труда, управление персоналом, управление системой менеджмента качества и документооборотом предприятия. Выходящим процессом является дуга «пакет маршрутизации всех информационных потоков», что позволяет скоординировать работу предприятия легкой промышленности.

При исследовании логистических  систем предприятия легкой промышленности возникает необходимость автоматизации закупочной, складской, производственной, маркетинговой, коммерческой и информационной логистики. Производство является одной из основных сфер логистики, занимающей центральное место на предприятии легкой промышленности. Логистическая система способствует точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях (экспериментальный цех, подготовительный цех, раскройный цех, пошивочный цех, склад материалов и готовой продукции), а также отражает организацию управления материальными и информационными потоками. Для расчета производственной логистики материалов и полуфабрикатов необходимо расставить оборудование в модуле так, как оно расположено в реальном цехе.

Организационные операции вносятся в базу данных в соответствии со схемой разделения труда. Каждое рабочее место подписывается автоматически при выборе оборудования.

Четкая взаимосвязь  рабочих мест, наличие возвратов, дальних передач деталей, помогают рационально распределить организационные операции для обеспечения кратчайшего пути движения полуфабрикатов, а за счет простоя оборудования существует возможность производить другое изделие.

При расчетах производственной логистики выявляются такие моменты производственного цикла, которые дают возможность повысить производительность за счет простоя оборудования, сокращения маршрута полуфабриката в цехе и др.

 

 

 

 

 

3.2 Внедрение бережливого производства

 

Рассмотрев основные инструменты бережливого производства можно заметить простоту большинства из них. Вся сложность заключается в необходимости применения этих инструментов всем персоналом предприятия.

В процессе непрерывного совершенствования руководители устанавливают цели, инициируют изменения, обеспечивают их ресурсами и поддерживают соблюдение стандартов. Рядовые сотрудники выполняют стандартизированную работу и проявляют инициативу по совершенствованию работы, поддерживаемую системой подачи предложений и кружками качества, кроме того, сами управляют ситуацией на своем участке работы.

Все это невозможно без  особой ментальности сотрудников предприятия, под которой следует понимать устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, поддерживающие приверженность упомянутым выше принципам.

Рассматривая опыт бережливого  производства не только в России, но и во всем мире, можно убедиться в том, что именно ментальность является основным препятствием. Катастрофическое снижение уровня кадрового потенциала промышленности, утрата престижа рабочих профессий и работы на заводах в принципе, низкий уровень менеджмента, сопротивление переменам - все это приводит к серьезным затруднениям в реализации простейших инструментов, таких как 5S, TPM и SMED, являющихся базой для более глубоких изменений. До недавнего времени эта проблема усугублялась доступностью большого количества дешевых ресурсов и верой в неизменность такого положения дел в будущем – не было ни потребности, ни желания что-либо менять.

Решение этой проблемы в  рамках отдельного предприятия, существующего в тесной взаимосвязи с внешней средой, затруднительно и не всегда возможно. Можно утверждать, что это проблема государственного масштаба и в полном объеме может быть решена лишь при поддержке со стороны государства, элементом социально-экономической политики которого давно могло бы стать формирование бережливого мышления.

В то же время, опыт отечественных  предприятий показывает эффективность бережливого производства даже при проведении локальных улучшений, не связанных с изменением корпоративной культуры (правда в этом случае очень велик риск возврата к исходному состоянию и потери полученных результатов). Вот лишь несколько примеров:

- уменьшение уровня дефектности в 5 раз за 3 месяца (в результате применения техники решения проблем);

- высвобождение 50% производственных площадей в результате анализа и трансформации производственного участка;

-сокращение времени переналадки на 50% за счет рациональной организации рабочего пространства;

- сокращение количества оформляемых в процессе документов в 4 раза;

- сокращение количества простоев участка по причине поломок на 12 часов в месяц при внедрении системы комплексного обслуживания оборудования.

Существуют примеры, когда  при условии принятия закрытой кадровой политики в течение пяти-семи лет на отдельном предприятии формируется бережливая культура, позволяющая в полном объеме реализовать все преимущества бережливых технологий.

Эти примеры показывают, что даже при наличии упомянутых выше проблем, бережливое производство открывает перед предприятием большие возможности по повышению эффективности и укреплению позиций на рынке и является наиболее перспективной моделью организации бизнеса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объектом изучения новой  научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и все возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области  логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода  -  органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода  - сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными  потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно в России оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

 

 

Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Mark Graban. Lean Hospitals: Improving Quality, Patient Safety, and Employee Satisfaction (англ.). – 280с.
  2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 79 с.
  3. Аникин Б.А. Логистика. Ответы.- М.: Экзамен, 2007. – 224с.
  4. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. – 480с.
  5. Гаджинский А. М. Логистика.- М.: «Дашков и К°», 2010.- 484с.
  6. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. — М.: «Альпина Паблишер», 2007. –360с.
  7. Логистика: Основы. Стратегия. Практика. / Практическая энциклопедия «Для всех, кто руководит». Под науч. ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Изд. ЗАО «МЦФЭР», 2007. – 672с.
  8. Неруш Ю.М. Логистика.- учебник, 4-е издание. – М.: ТК Велби, 2011. – 520с.
  9. Поиск в Интернете // http: kaizen.ru
  10. Поиск в Интернете // http: leanerinfo.ru
  11. Поиск в Интернете // http: learner.ru
  12. Поиск в Интернете // http: logistics.ru
  13. Степанов В. И. Логистика: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 488с.
  14. Стерлигова А.Н. Теоретико-методологические основы уровневой интеграции деятельности компании в условиях сетевой конкуренции. – М.: МГОУ, 2008. – 365с.
  15. Ясухиро Монден. Система менеджмента Тойоты. — М.: Издательство ИКСИ, 2007. – 199с.

Информация о работе История происхождения термина «логистика»