Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении подходов к определению логистики, постановке ее задач, а также ознакомлении с принципами и инструментами концепции «бережливого производства», особенностями применения знаний логистики на текстильном предприятии.
Цель предполагает выполнение следующих задач:
- изучение литературы по теме;
- обработка, обобщение и анализ полученной информации;
- формулирование выводов и практических рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ 6
1.1 История происхождения термина «логистика» 6
1.2 Подходы к определению логистики 12
1.3 Парадигмы логистики 15
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ 19
2.1 Глобальные и локальные задачи логистики 19
2.2 Классификация логистики 23
2.3 Бережливое производство – новый инструмент логистики 25
3 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ НА ТЕКСТИЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 31
3.1 Декомпозиция логистической системы управления предприятия 31
текстильной промышленности 31
3.2 Внедрение бережливого производства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Концепция финансовых обменов. Вследствие замены функций распределения одни затраты увеличиваются, а другие – уменьшаются. Результатом должно быть уменьшение общих затрат.
Как правило, главная цель логистики конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.
Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.
В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.
Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.
К глобальным задачам логистики относятся следующие:
- создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;
- стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;
- достижение высокой системной гибкости;
- постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.
Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления.
При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.
Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:
Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих московских организаций налицо - переход на ночную развозку.
Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:
- осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;
- разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;
- многовариантное прогнозирование развития событий и т.п.;
- стандартизация требований к качеству логических операций;
- выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;
- выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;
- оптимизация технической и технологической структуры организации и т.п.
Приведу пример решения такой общей задачи, как несбалансированность между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы.
Сегодня в некоторых секторах отечественного рынка настала эра подлинной конкуренции, т. е. конкуренции, связанной не только с ценой и качеством товаров, но и с качеством обслуживания. По иронии судьбы именно в этой части традиционная (советская) логистика начисто игнорировала человеческий фактор, оставляя заказчика один на один с трагическим вопросом: «Кто сшил костюмчик?», поэтому сейчас для российских компаний, особенно производственных, актуален элемент управления, который некоторые организации называют менеджером проекта, хотя правильнее было бы называть менеджером заказа. Он курирует отделы, участвующие в выполнении данного заказа, контролирует сроки, качество и, что самое важное, работает с клиентом, уточняя множество нюансов и отвечая за результат (такая схема может работать и в отношениях с поставщиком). Таким образом, найдена сбалансированность между потребностью рынка в качественном обслуживании и возможностями системы, т. е. проведена некоторая структурная реорганизация фирмы.
2.2 Классификация логистики
Классификация логистики (таблица 1) осуществляется в зависимости от пространственного (предприятие, регион, страна), временного, функционального, организационно-хозяйственного и объектообразующего признаков.
Таблица 1 - Классификация логистики
Фактор декомпозиции |
Область логистики |
1 |
2 |
Пространственный |
• Микрологистика • Макрологистика • Металогистика |
Временной |
• Анализ, планирование и организация логистических систем и процессов • Регулирование, реализация и контроль логистических установок • Расчет мощности и производительности логистической системы |
Функциональный |
• Заготовительная логистика • Производственная логистика • Распределительная логистика • Транспортная логистика • Информационная логистика |
Организационно-хозяйственный |
• Логистика предприятия • Строительная логистика • Военно-промышленная логистика • Предпринимательская логистика |
Объектообразующий |
• Единичная логистика • Массовая логистика • Логистика запасных, комплектующих товаров • Логистика персонала |
По производственному признаку различают следующие виды логистики:
1) макрологистику - область применения логистики, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выработки принципа распределения, размещения складских помещений в сфере обслуживания, выбора вида транспорта и транспортных средств, организации транспортировок, выбора маршрута, формирования и выбора движения материального потока, определения пунктов доставки, отгрузки и разгрузки готовой продукции, полуфабрикатов, комплектующих, сырья и материалов;
2) мезологистику - область применения логистики, где осуществляется интеграция нескольких логистических систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;
3) микрологистику - область применения логистических функций, где определяются локальные вопросы в пределах отдельных элементов логистической системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими потоками на внутрифирменном уровне. Микрологистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.
Наиболее представительной является классификация по функциональному признаку:
2.3 Бережливое производство – новый инструмент логистики
В наше время у всех современных, образованных, развивающихся людей, связанных с производством продукции, не сходит с уст понятие «бережливое производство». Что же это такое?
В большинстве источников бережливое производство ошибочно отождествляется с TPS (Toyota production system), Kaizen (непрерывные улучшения) или даже с одним из инструментов 5S и характеризуется как организация деятельности предприятия, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по принципам массового производства, при этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени. То есть все сводится к тому, что бережливое производство представляет собой некоторый набор управленческих инструментов, использование которых приводит к существенному повышению эффективности системы.
Но этот феномен значительно шире. Бережливое производство представляет собой модель организации: систему принципов организации бизнеса, инструментов, поддерживающих реализацию этих принципов и ментальности сотрудников, обеспечивающей наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.
Каковы основные принципы? В первую очередь это борьба с потерями. В терминологии бережливого производства потери (пер. с японского «муда») – это все затраты ресурсов, не приводящие к изменениям, повышающим уровень удовлетворенности потребителя. Кроме того, это перегрузки в работе и нестабильные процессы.
Все действия, выполняемые в организации, представляют собой поток создания ценности - совокупность всех действий, которые требуется совершить для того, чтобы потребности клиента превратить в конечный продукт. Эти действия можно разделить на три категории:
- действия, создающие ценность (то, что приводит к важному для потребителя результату, за который потребитель готов платить);
- действия, не создающие ценность, но неизбежные в силу ряда причин, например, такие, как проверка качества, тестирование продукта, работа охраны и т.п. (муда первого уровня);
- действия, не создающие ценность, которые можно немедленно исключить из процесса (муда второго уровня).
Виды потерь были описаны вице-президентом Тойоты Таити Оно:
ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО: производство продукции или выполнение работы, на которую не поступало заказа. Приводит к преждевременному расходованию всех ресурсов, затрачиваемых в процессе функционирования компании, увеличению операционного цикла, отвлекает ресурсы от других работ и приводит к увеличению объема затрачиваемых ресурсов.
ОЖИДАНИЕ (потери времени): наблюдение за работой автоматического оборудования, ожидание очередной рабочей операции, инструмента, деталей, простои оборудования, ожидание подписи или очереди и т.п.
ЛИШНЯЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ИЛИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ: перемещение материалов, деталей и готовых изделий, документов, инструмента.
ИЗЛИШНЯЯ ОБРАБОТКА: ненужные операции при обработке. Повторная обработка из-за низкого качества инструмента или непродуманного конструктивного решения, которая влечёт за собой лишние движения и ведёт к появлению дефектов. Потери, вызванные завышенными требованиями к качеству, дублирование операций ввиду несогласованности действий различных подразделений.
ИЗБЫТОК ЗАПАСОВ: избыток сырья, НЗП или готовых изделий увеличивает время выполнения заказа, вызывает моральное старение продукции, ведёт к повреждению готовых изделий, затратам на транспортировку и хранение, задержкам. Кроме того, избыток запасов мешает выявлению таких проблем, как несбалансированность производства, задержки поставок, дефекты, простои оборудования и длительная переналадка. Приводит к замораживанию оборотных средств.
Информация о работе История происхождения термина «логистика»