Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является разработка системы информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов в системе коммунального водоснабжения и водоотведения города, позволяющего повысить эффективность деятельности предприятий водоканала за счет использования собственных внутренних ресурсов, скрытых внеэффективных схемах работы предприятия.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Методические основы логистического сервиса предприятий жилищно-коммунального хозяйства. 8
§ 1. Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города. 8
§ 2. Логистические принципы организации реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. 12
ГЛАВА 2. Системы логистического сервиса предприятия водоснабжения и канализации. 15
§ 1. Моделирование логистических систем на предприятии водоснабжения и водообеспечения. 15
§ 2. Логистические принципы обработки информации на предприятии водоснабжения и водоотведения. 24
ГЛАВА 3. Прогрессивные способы организации логистических систем на предприятиях водоснабжения и водоотведения. 29
§ 1. Микрологистическая система «Kanban». 29
§ 2. Сущность и идея систем «MRP I» и «MRP II». 32
Заключение 36
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

§ 2. Логистические принципы организации реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства.

Предприятия, оказывающие  услуги водоснабжения и водоотведения, характеризуются следующими признаками:

    • использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);
    • неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
    • невозможностью для потребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколько-нибудь длительный срок;
    • невозможностью компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
    • необходимостью четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;
    • тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Таким образом, данные виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям на конкретной территории.

Возможные мероприятия  по разукрупнению существующих предприятий  ресурсоснабжения путем выделения  самостоятельных юридических лиц  для производства и доведения  услуг до потребителей различными предприятиями  по технологической цепочке (сетевое хозяйство, транспортное обслуживание и т.д.) могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и ухудшению обслуживания потребителя, например: в водопроводно-канализационном хозяйстве процесс производства и передачи материального носителя услуги, как правило, осуществляется в рамках одного предприятия, что соответствует особенностям технологического процесса и является экономически и организационно оправданным. В ряде городов оказание услуг по водоснабжению и водоотведению производится разными предприятиями, что, однако, не приводит к формированию в подотрасли конкурентной среды, а лишь обусловливает наличие на данной территории двух субъектов монополии. Таким образом, возможное разукрупнение предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по данному признаку не может быть оправдано с точки зрения осуществления демонополизации [10].

Кроме внешних  факторов предприятия-монополисты  характеризуются внутренними проблемами (внутренние факторы).

Это, как правило, низкий уровень управления и недостаточная квалификация персонала и как следствие:

    • отсутствие эффективной системы учета и планирования, как финансового, так и натурального;
    • неудовлетворительная работа по ликвидации дебиторской задолженности, следствием чего является упущенная выгода и низкая платежеспособность предприятий-монополистов;
    • отсутствие опыта конкурсной работы при выборе фирм-подрядчиков при проведении капитального ремонта и нового строительства, что приводит к значительному увеличению капитальных вложений;
    • высокие потери энерго- и водоресурсов при промышленной обработке и транспортировке ресурсов потребителю, которые вызваны недостаточным контролем за расходом ресурсов и изношенностью передающих систем и магистралей. При этом величины потерь не проверены на практике и, как правило, устанавливаются директивным порядком;
    • в большинстве случаев принципы стимулирования работников предприятий локальных естественных монополий не связаны с разумной экономией энергоресурсов, эффективностью работы предприятий и т.д.

Так же предоставление любой жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов, Демонополизация и развитие конкуренции в этой сфере направлены на привлечение в технологическую цепочку производства и предоставления услуг специализированных организаций, что позволяет получить оптимальное соотношение цены и качества необходимых работ и услуг [2]. 

 

 

ГЛАВА 2. Системы логистического сервиса предприятия водоснабжения и канализации.

§ 1. Моделирование логистических систем на предприятии водоснабжения и водообеспечения.

Использование и прогнозирование поведения логистических систем при тех или иных видах возмущающих и управляющих воздействий заменяется исследованием и прогнозированием поведения их моделей.

Под моделью в данном случае следует понимать любое отображение логистической системы, которое может быть использовано вместо нее для исследования ее свойств и прогнозирования возможных вариантов ее поведения.

Моделирование логистических систем можно проводить  различным образом и приходить в итоге к разным моделям. Однако при построении моделей необходимо соблюдать следующие общие принципы:

– модель должна иметь поведение, структуру и  функции, подобные таковым у моделируемой логистической системы или ее компонента;

– отклонения параметров модели в процессе ее функционирования от соответствующих параметров моделируемой логистической системы не должны выходить за рамки допустимой точности моделирования;

– на основании  исследования модели и ее поведения  должно быть возможным обнаружить новые свойства моделируемой логистической системы, не содержащиеся в исходном материале, использованном для составления данной модели;

– проводить  исследования и эксперименты на модели должно быть более удобно, чем на реальной логистической системе [4].

Исследования, проводимые на модели, выполненной  с соблюдением вышеназванных  условий, представляют следующие качественно  новые возможности:

– исследования могут проводиться до реализации логистической системы на этапе  ее проектирования и определения целесообразности ее создания и применения;

– исследования могут проводиться без вмешательства  в функционирование производственно-сбытовой системы, что могло бы оказаться  слишком дорогим или иметь  необратимые последствия;

– если цель эксперимента состоит в определении предельно допустимых значений объемов материальных потоков или других статических и динамических параметров системы, то исследования на модели можно проводить без риска разрушения моделируемой системы.

Модели логистических  систем бывают весьма разнообразными и могут быть классифицированы следующим образом (рис.3).

Рис. 3. Классификационная структура моделей логистических систем 

 

Все модели систем делятся на изоморфные и гомоморфные.

Изоморфные  модели представляют собой полный эквивалент всем морфологическим и поведенческим особенностям моделируемой системы и способны полностью заменить ее. Однако создать и исследовать изоморфную в полном смысле этого слова модель практически оказывается невозможным вследствие неполноты и несовершенства знаний о реальной системе и недостаточной адекватности методов и средств такого моделирования.

Поэтому практически  все модели, используемые в логистике, являются гомоморфными. Гомоморфные модели представляют собой модели, подобные изображаемому объекту лишь в некоторых отношениях, но в отношениях, характерных и важных для процесса моделирования. Другие аспекты строения и функционирования при гомоморфном моделировании не рассматриваются и игнорируются. Логистические модели моделируются исключительно с помощью гомоморфных моделей, обеспечивающих подобие оригиналу только в некоторых отношениях, имеющих значение для эффективного управления.

В свою очередь  гомоморфные модели делятся на материальные и абстрактно-концептуальные.

Материальные  модели находят в логистическом управлении лишь ограниченное применение. Прежде всего это объясняется трудностью и дороговизной воспроизведения на такого рода моделях основных геометрических, физических и функциональных характеристик оригинала и крайне ограниченными возможностями варьирования их в процессе работы с моделью. Поэтому для логистики в подавляющем большинстве случаев используется абстрактно-концептуальное моделирование.

Абстрактно-концептуальные модели, в свою очередь, подразделяются на символические и математические.

Символические модели построены на основе различных, определенным образом организованных знаков, символов, кодов, слов или массивов чисел, изображающих исследуемый оригинал. Для построения подобных моделей используются такие символы или коды, которые однозначно и не допускающим возможности различного толкования образом представляют моделируемые структуры и процессы. Так, для языкового описания моделей используются специальным образом построенные словари, в которых, в отличие от обычных толковых словарей, каждое слово имеет только одно определенное значение. Такой словарь принято называть «тезаурусом» [8].

Информацию, полученную с помощью использования символических  моделей, неудобно обрабатывать (хотя это и возможно) для дальнейшего использования в системах логистического управления. Поэтому наибольшее распространение для создания и эксплуатации систем логистического управления получили математические модели.

Математическое  моделирование бывает двух разновидностей – аналитическое и имитационное.

При построении аналитических моделей закономерности строения и поведения объекта моделирования описываются в приемлемой форме точными аналитическими соотношениями. Эти соотношения могут быть получены как теоретически, так и экспериментально. Универсальным методом математического моделирования, «работающим» даже тогда, когда нет возможности ни теоретически, ни экспериментально получить аналитическое описание исследуемого объекта, является имитационное моделирование.

Имитационное моделирование – это компьютерное воспроизведение развертывания во времени функционирования моделируемой системы, то есть воспроизведение ее перехода из одного состояния в другое, осуществляемое в соответствии с однозначно определенными операционными правилами. Как правило, изменения состояния логистических систем происходят дискретно и в дискретные моменты времени. Но и в этом случае остается в силе основной принцип имитационного моделирования: отображение изменений состояния моделируемой системы, развернутое во времени.

Процесс разработки имитационной модели начинается с уточнения  понимания проблемы и формулировки целей исследования, что само по себе является развернутым во времени  последовательным приближением. Затем производится статическое описание системы, в котором задаются ее элементы и их параметры, а затем и ее динамическое описание, в котором задаются взаимодействия этих элементов, в результате чего происходит изменение состояний системы.

Рассмотренная классификация моделей структур и поведения исходных систем касается форм и методов представления и описания характеристик моделируемого объекта в целом.

Построение  внутренних зависимостей для каждого  отдельного компонента моделируемой системы, которые могут быть затем использованы для построения того или иного вида модели системы, производится экономико-математическими методами.

Рис. 4. Классификация экономико-математических методов

Методы, с помощью  которых формируются все эти  виды экономико-математических моделей, разделяются на алгоритмические и эвристические.

Алгоритмические модели регулярными методами устанавливают связи между входными и выходными параметрами описываемого компонента, скоростями их изменения и скоростями изменения этих скоростей (то есть, ускорениями). Для дискретных элементов скорости и ускорения заменяются приращениями значений параметров и изменениями этих приращений за единицу времени.

Применяемые при  этом методы разделяют на экономико-статистические и эконометрические.

Первые используют описания характерных элементов, основанные на математической и экономической статистике, в том числе и статистические методы математического планирования многофакторного эксперимента, которые уже упоминались. Вторые базируются на математическом описании происходящих экономических процессов. Например, общий фонд заработной платы однозначно математически связан с числом работающих и их распределением по разрядам.

Эвристические методы  представляют собой не правила преобразования некоторых исходных положений, а набор «рецептов», обеспечивающих пусть и не оптимальную, но вполне работоспособную процедуру получения описаний, пригодных для дальнейшего построения моделей.

Эвристические методы в свою очередь делятся  на методы, основанные на стремлении к  получению оптимальных решений (а в более широком смысле – методы исследования операций), и методы экономической кибернетики.

Последние, в  свою очередь, подразделяются на методы теории экономических систем и моделей, методы теории экономической информации теории управляющих систем.

Информация о работе Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города