Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является разработка системы информационно-логистического обеспечения бизнес-процессов и сервиса абонентов в системе коммунального водоснабжения и водоотведения города, позволяющего повысить эффективность деятельности предприятий водоканала за счет использования собственных внутренних ресурсов, скрытых внеэффективных схемах работы предприятия.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Методические основы логистического сервиса предприятий жилищно-коммунального хозяйства. 8
§ 1. Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города. 8
§ 2. Логистические принципы организации реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. 12
ГЛАВА 2. Системы логистического сервиса предприятия водоснабжения и канализации. 15
§ 1. Моделирование логистических систем на предприятии водоснабжения и водообеспечения. 15
§ 2. Логистические принципы обработки информации на предприятии водоснабжения и водоотведения. 24
ГЛАВА 3. Прогрессивные способы организации логистических систем на предприятиях водоснабжения и водоотведения. 29
§ 1. Микрологистическая система «Kanban». 29
§ 2. Сущность и идея систем «MRP I» и «MRP II». 32
Заключение 36
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Экономико-математические методы приводят к построению экономико-математических моделей. Такие модели представляют собой отображение экономических  характеристик объекта в виде совокупности математических выражений. Это отображение составляется таким образом, чтобы его можно было использовать для дальнейших исследований [9].

Основным для  исследования экономико-математической модели является ее целевая функция. Экстремальному значению целевой функции для конкретной модели соответствует наилучшее управленческое решение для моделируемого объекта.

Описаниями, составляющими  неотъемлемую часть подобной модели, являются также ограничения значений ее параметров. Обычно в математических моделях такие ограничения задаются в виде системы равенств и неравенств. Таким способом формализуются те или иные свойства моделируемого компонента.

Все экономико-математические модели, используемые в логистике, могут  быть классифицированы по различным признакам.

Ранее рассматривались  различные виды моделирования экономической деятельности, результаты которых могут быть использованы для логистического проектирования будущей производственно-сбытовой системы или для управления функционированием уже имеющейся системы такого рода.

Теперь следует  рассмотреть, какими методами и средствами обеспечивается возможность достаточно оперативно строить необходимые модели и выполнять соответствующие расчеты, удовлетворяющие задачам логистики.

Рис. 4. Классификация экономико-математических моделей. 

 

Все виды обеспечения логистического управления следует разделить на программно-математическое, лингвистическое и техническое обеспечение.

Говоря о программно-математическом обеспечении, можно считать, что в настоящее время отработаны и имеются в распоряжении пользователей ряд пакетов проблемно-ориентированных компьютерных программ, решающих конкретные задачи управления.

К этим задачам, в частности, относятся:

    • рациональная организация продуцентов;
    • распределение транспорта по маршрутам;
    • загрузка производственных мощностей;
    • рационализация схем доставки продукции к потребителям;
    • организация выпуска однотипной продукции при нескольких технологических способах ее производства;
    • организация выпуска разнотипной продукции при едином технологическом способе ее производства;
    • рационализация выбора продуцентов;
    • распределение капитальных вложений.

Перечисленные примеры далеко не исчерпывают всего объема пакетов прикладных программ, которые может в настоящее время использовать предприятия водоснабжения и водоотведения.

Лингвистическое обеспечение принятия логистических решений представляет собой совокупность языковых средств общего программного обеспечения, которые предоставляют пользователю возможность задавать компьютеру исходную информацию и определять процедуру ее обработки.

Кроме общеизвестных проблемно-ориентированных  языков, таких как Фортран, Кобол, Бэйсик и др., для задач, связанных  с экономической деятельностью, важное значение имеют также системы  документирования и выпуска табуляграмм, позволяющие просматривать и  сравнивать различные варианты решений [9].

Для работы с персональными  компьютерами пользователю предлагается широкий выбор средств общего программного обеспечения, которые  можно отнести к специальным  языковым средствам. Среди них следует  назвать:

    • оболочковые системы или коммандеры и управляемые ими операционные системы  
      (NC, MS-DOS и др.);
    • средства редактирования и работы с текстами (Microsoft Word и др.);
    • электронные таблицы (Microsoft Excel и др.);
    • системы управления базами данных (СУБД);
    • интерактивные графические экранные средства (Windows и др.).

Техническое обеспечение базируется на большом разнообразии предоставляемых пользователю:

    • компьютерных устройств различного уровня;
    • сетевых средств, позволяющих объединять эти устройства в локальные вычислительные сети;
    • средств построения гиперсетей, позволяющих объединять локальные вычислительные сети;
    • средств выхода на различные уровни межсетевого, в том числе международного информационного обмена, например, с помощью сети Интернет;
    • терминальных устройств для ввода, вывода и визуализации информации в текстовой, графической и других формах.

Достигнутый технический  уровень работы с большими объемами экономической информации позволит повысить эффективность работы предприятия водоснабжения и водоотведения [3].

§ 2. Логистические принципы обработки информации на предприятии водоснабжения и водоотведения.

Современные информационные технологии, под которыми понимается вся совокупность методов обработки  информации в рамках обоснования  принимаемых управленческий решений, направлены на удовлетворение определенных требований, предъявляемых к этой обработке условиями эксплуатации.

Характерной особенностью информационных систем в логистике  является наличие обратной связи. Совокупность производственно-сбытовой системы, органов логистического управления и системы сбора, передачи, хранения и переработки информации образуют "замкнутый контур".

В логистике  регулируемыми параметрами являются те или иные характеристики различных  материальных потоков: входных, промежуточных и выходных.

Сбор информации может осуществляться в различных  точках общего материального потока, и логистические управляющие решения могут воздействовать также на различные его точки. Таким образом, могут возникнуть локальные информационные контуры, а вся информационная система в логистике в общем случае является многоконтурной.

Организация всей деятельности предприятия определяет точки сбора информации и приложения, выработанных на основе этой информации логистических управляющих воздействий. Этим определяются структура информационной системы и ее декомпозиция на подсистемы, образующие локальные информационные контуры [7].

Информационные  системы в логистике, как и  всякие системы с обратной связью, помимо структуры, характеризуются  такими количественными показателями, как величина запаздывания и степень усиления. Запаздывания в принятии логистических решений по сравнению с поступлением информации, приведшей к этим решениям, могут быть различными по величине и возникать в разных местах регулируемого материального потока.

Обычно запаздывания на предприятиях ЖКХ деятельности составляют недели. За единицу их измерения принимают неделю. Так, в среднем, время транспортировки составляет одну неделю, запаздывание бухгалтерских операций - три недели, почтовое запаздывание - полнедели, запаздывание поставщиков и в различных распределительных пунктах - в среднем по одной неделе. Наконец, время между принятием решения об изменении в работе и достижением соответствующих значений материального потока на выходе производственного подразделения составляет в среднем шесть недель.

Понятию степени, или коэффициента усиления, звена  системы автоматического регулирования  в логистике соответствует набор  правил, моделей и алгоритмов, ставящих в соответствие изменениям в информации о ходе производственно-сбытовой деятельности те или иные управляющие директивы. Поведение лица или органа, принимающего решения, определяемое полученной им информацией, может представить собой простейшую реакцию на колебания материального потока относительно одного или между двух уровней. Оно может определяться также длинной и подробно разработанной и формализованной цепью вычислений. Во всех случаях ту или иную роль играют интуиция, личные качества и талант лица или лиц, принимающих решения. Эта роль может изменяться от вспомогательной до определяющей.

Опираясь на получаемую информацию, лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое управление, т. е. под воздействием логистического управления система должна переходить из одного установившегося состояния, определяемого условиями окружающей экономической среды, в новое состояние, соответствующее произошедшим в этой среде изменениям. Такой переход должен происходить с соблюдением требуемых показателей качества.

Рано или  поздно все переходные процессы в системе закончатся, и в ней возникнет новое установившееся состояние. Но такой процесс может быть и неустойчивым. Это означает, что в тех или иных случаях изменение внешней экономической среды выводит производственно-сбытовую систему из равновесия и инициирует в ней переходные процессы, которые не закончатся никогда. Иными словами, система никогда не успокоится и не придет к новому установившемуся значению.

Такая потеря устойчивости может иметь место, когда управляющие  воздействия будут запаздывать по отношению к вызвавшим их причинам, либо будут неадекватными им по величине (слишком сильными или слишком слабыми). Тогда такие воздействия вместо того, чтобы компенсировать происходящие отклонения, могут еще больше их усиливать, что и приведет к нарастанию размаха колебаний в системе.

Очевидно, что  требования устойчивости и качества логистического управления приводят к определенным требованиям - величинам запаздывания и усиления, которыми характеризуются информационные системы в логистике.

Задача обеспечения  оперативного и адекватного реагирования на изменяющиеся условия функционирования в современных условиях решается двумя путями.

Первый путь относится к структурным методам  обеспечения актуальной и адекватной информации. Он заключается в переходе от функционального к системному подходу. До недавнего времени традиционно преобладал функциональный подход: каждое функциональное подразделение создавало свою собственную систему сбора, обработки и использования информации. При этом оно использовало свои формы документов и организацию документооборота, собственные архивы, каналы связи, методы, средства и пункты сбора данных. Такие информационные системы принято называть организационно-функциональными. При данном подходе имеют место дублирование информации, заполнение лишних документов, недостаточная гибкость управления, и самое главное - отсутствуют горизонтальные связи между производителями и функциональными подразделениями. Системный подход предусматривает создание информационных систем, ориентированных на весь производственно-сбытовой процесс в целом. В результате такого подхода информационная система обособляется от систем производства, снабжения и сбыта (сбор, хранение, переработка, поиск и выдача информации производится своими, присущими только информационным процессам, методами и средствами). При такой структуре в информационных системах организуются горизонтальные связи, унифицируются формы представления и технология обработки информации. Организованные по этому принципу информационные системы принято называть интегрированными.

Использование интегрированных информационных систем позволяет осуществить централизацию  всех работ по информационной технологии в рамках производственно-сбытовой системы как единого целого.

Кроме того, наличие  интегрированной информационной системы позволяет участникам производственно-сбытовой деятельности создать так называемый "синергетический портфель", который служит для ослабления отрицательного синергетического эффекта. Под синергетическим эффектом понимают эффект взаимного усиления связей компонентов при их совместных действиях. Положительный синергетический эффект имеет место в том случае, если своевременное выполнение своих обязательств всеми поставщиками приводит не только к своевременному выполнению обязательств по поставке потребителю результирующей продукции (что является непосредственной целью производителя), но и к повышению технологической дисциплины и качества конечной продукции, а также к снижению уровня необходимых запасов и уменьшению производственно-сбытовых затрат.

Отрицательный синергетический эффект выражается, например, в том, что при невыполнении двумя или большим числом поставщиков  своих обязательств, результирующие потери, возникающие вследствие срыва  продаж и потери клиентуры, оказываются  значительно большими, чем общая сумма недопоставок. Этому способствует лавинообразное нарастание последующих потерь во всей производственно-сбытовой цепочке.

Централизованная  информационная система создает  возможность управления различными запасами и оперативного управления взаимосвязями и взаимозаменяемостью подразделений, осуществляющих взаимные поставки, т. е. участвующих в общем материальном потоке. Наличие такого оперативного резерва и образует синергетический портфель.

Другим путем  снабжения логистического управления оперативной и адекватной информацией является широкое применение и использование средств компьютерной техники, устройств первичного сбора и ввода данных, локальных вычислительных сетей, средств визуализации и документирования информации, а также сетей Интернет.

Для построения интегрированных компьютеризованных информационных систем требуется соответствующее  техническое, программное и лингвистическое  обеспечение.

Как правило, современные  компьютерные средства, образующие интегральную информационную систему, объединяются с использованием иерархического принципа в локальные вычислительные сети. Эти сети могут объединяться в многоуровневые комплексные сетевые структуры - гиперсети.

 

ГЛАВА 3. Прогрессивные способы организации логистических систем на предприятиях водоснабжения и водоотведения.

Информация о работе Экономическая природа логистического сервиса в системе водообеспечения и водоотведения города