Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:38, дипломная работа
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.
Российский покупатель зимней обуви выбирает обувь для суровых погодных условий, способную выдерживать самые сильные морозы (до 40 градусов по Цельсию), устойчивую к повышенной влажности, удобную для повседневной носки. Поэтому у потребителя сложились специфические требования и привычки в выборе обуви. Для зимней обуви это - использование толстой подошвы, натуральной кожи в качестве материала верха и натурального меха, как материала подклада. В большей степени выбираются сапоги с высоким голенищем.
По данным маркетинговых исследований, проведенных как специалистами компании «РоссИта», так и специалистами других компаний потребители предпочитают обувь из натуральной кожи или из велюра.
Значимость критериев при выборе обуви «РоссИта» по опросу покупателей (по пятибалльной шкале):
Ключевые слова при выборе обуви - удобная (особенно для респондентов старше 30 лет), низкий каблук, не пустой внутри, практичная, ноская, хорошая, легкая, с супинатором. Потребители обращают внимание на гармонию верха и низа (речь идет о качестве верха и низа, например, бывает некачественный верх и наоборот, а также о способе их соединения, желательно прошивать место соединения, а не склеивать, если склеивать, то, используя немного клея, иначе обувь получается жесткой). Подошва должна быть прочная, не скользкая, выдерживать низкую температуру, формоустойчивая, при носке не терять красоты, носиться 2-4 года. Часто неважно - отечественная или импортная обувь, главное - удобная, ноская, практичная, из натуральной кожи
Таким образом, можно отметить, что покупателями товаров ООО «РоссИта» являются в основном люди со средним уровнем дохода 36-89$, женщины активного среднего возраста, от 25 до 40 лет, предпочитающие обувь классического стиля. Значительную долю среди покупателей составляет и молодежь 17-25 лет
2.2.2 Закупочная деятельность на предприятии
Список поставщиков ООО ТД «РоссИта» представлен несколькими крупными предприятиями, ограниченность которого обусловлена специфичностью работы торгового дома.
ООО ТД «РоссИта» первоначально являлось региональным сбытовым структурным подразделением, которое позже отделилось и стало торговым домом. Поэтому естественно, что главным поставщиком торгового дома «РоссИта» является производственная компания «РоссИта».
Данная форма товарного обеспечения (прямые закупки у производителя) имеет ряд преимуществ:
Взаимоотношения между производителем и торговым домом «РоссИта» строятся по традиционной системе – системе заявок и заказов на куплю-продажу и поставку товаров. С них в ТД «РоссИта» начинаются коммерческие действия по закупке товаров в целях последующей их продажи населению. Заявка – это документ торгового предприятия, отражающий потребность в товарах в соответствии со спросом. Заказ – это дальнейшая конкретизацйшая конкретизацдством которой торговое предприятие сообщает производителю развернутый ассортимент, количество, качество товаров, подлежащих поставке. Представление заказа является предварительной стадией вступления в сделку, и его правомерно рассматривать как преддоговорный документ на закупку товара. Заявки и заказы информируют о выявленной потребности в продукции и ориентируют производителя на выпуск нужных населению товаров.
Каждый магазин сети «РоссИта» еженедельно составляет отчеты о продажах и заявки на обувь. Они передаются в главный офис ТД «РоссИта», где осуществляется планирование объема продаж и управление товарными запасами. На основе заявок магазинов (рис.2.4) составляется общий заказ, который по сети Интернет отправляется в Москву на производственное предприятие «РоссИта» (рис.2.5).
Рис.2.4 Формирование заявок в ТД «РоссИта» с использованием программы 1С: Склад
Рис.2.5 Форма заявки (заказа) на поставку товара
Управление закупочной деятельностью в ООО ТД «РоссИта» ведется отделом поставок.
Процедура закупок не является односторонней, она обусловливается взаимовыгодными условиями как поставщика, так и торгового дома (табл.2.7).
Позиции производителя «РоссИта» |
Позиции торгового дома |
Обеспеченность торговым ассортиментом исходя из потребностей заказчиков |
Расширение ассортимента, увеличение товарооборота |
Гарантированный объем поставки продукции |
Ориентация на качество и конкурентоспособность продукции |
Качество продукции, обусловленное технологией производства |
Удовлетворение запросов покупателей |
Престижность и устойчивость марки предприятия |
Привлечение потенциальных покупателей |
Договорная цена, регулируемая рынком |
Приемлемость цены товара, получение прибыли и выручки |
Коммерческие сделки и товарно-денежный обмен с учетом заинтересованности сторон |
Надежность поставщика и вероятность поставки |
Взаиморасчеты на основе договора |
Обеспеченность и устойчивость финансирования |
Проанализируем, насколько равномерны поставки в коммерческой деятельности ООО ТД «РоссИта».
Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций.
Определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки:
,
где Х – фактический объем поставки товаров за квартал;
Хср – среднее значение объема поставки товаров за квартал;
n – количество кварталов.
Расчет коэффициента вариации поставки:
.
Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн):
.
Определим Кравн для оценки равномерности поставок ТД «РоссИта».
Таблица 2.8
Расчет коэффициента равномерности поставок для ТД «РоссИта»
Квартал |
Х |
Хср |
(Х-Хср)2 | |||
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
2001 |
2002 | |
I |
12673,06 |
25650 |
17125,75 |
28125 |
19826493 |
6125625 |
II |
14111,62 |
27675 |
9084992 |
202500 | ||
III |
18701,32 |
32850 |
2482418 |
22325625 | ||
IV |
23017,01 |
26325 |
34706921 |
3240000 | ||
|
- |
- |
- |
- |
66100823 |
31893750 |
σ |
- |
- |
- |
- |
4065,121 |
2823,728 |
|
- |
- |
- |
- |
23,74 |
10,04 |
Кравн |
- |
- |
- |
- |
76,26 |
89,96 |
Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
Как видим из таблицы, коэффициент равномерности поставок в деятельности ТД «РоссИта» имеет высокое значение. При этом за 2001-2002гг. равномерность поставок возросла на 13,7%.
В целом нужно заметить, что закупочная деятельность на предприятии заслуживает положительной оценки.
Учет исполнения договоров поставки осуществляется в бухгалтерии и отделе поставок с помощью специальных компьютерных программ. В них, на основании сопроводительных документов, фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиком договоров. Полученная информация о ходе выполнения договора поставки позволяет фирме принять своевременные меры воздействия на поставщика.
Для успешного выполнения контроля в организации разработан ряд процедур, предусматривающих:
Необходимо отметить, что в связи "торговая организация - поставщик" основная ответственность за контроль лежит на поставщике, а для торговой организации остается лишь функция контроля различных параметров передаваемой ей товаров.
Нарушения условий поставок касаются, в основном, сроков и их объемов. Довольно часть нарушаются сроки поставок канцелярских товаров, а также их объем.
Завоз товаров на склад ООО ТД «РоссИта» осуществляется по централизованной форме товароснабжения (непосредственно с производственного предприятия).
При определении частоты и оптимальных размеров завозимых партий в ООО ТД «РоссИта» учитываются сроки хранения, предельные сроки реализации товаров, среднедневной объем продажи.
Централизованная доставка товаров с оптового склада в магазины осуществляется по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки до доставки обуви в магазины. В них также указываются номера маршрутов, дни завоза, вид транспорта, часы доставки.
В целом, можно сделать вывод о том, что организационная схема товароснабжения торгового дома «РоссИта» удовлетворительна. Она хорошо продуманна и рациональна, однако требует совершенствования.
2.2.3 Формирование
ассортимента товаров и
Формирование ассортимента товаров в магазине должно производиться на основании следующих принципов [32]:
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товара, включенных в номенклатуру.
Глубина определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение [24, с.119]. Для оценки устойчивости ассортимента рассчитывают коэффициент устойчивости:
Ку = 1 – (О1 + О2 + … + Оn)/ n a
где О1, О2, …, Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента выражается следующими значениями:
И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Информация о работе Коммерческая деятельность в розничных торговых предприятиях