Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:38, дипломная работа
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.
Формирование товарного ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли.
Процесс формирования ассортимента товаров в фирменной сети магазинов ООО ТД «РоссИта» происходит в три этапа:
Ассортимент товаров ООО ТД «РоссИта» представлен одной торговой маркой, которые реализуются через сеть фирменных магазинов (салонов обуви).
Оценим полноту и устойчивость ассортимента товаров в ТД «РоссИта» за 2002 год.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:
В процессе проведения ряда проверок фактического наличия товаров в магазинах «РоссИта» были получены следующие данные.
Таблица 2.9
Определение коэффициента полноты ассортимента для ТД «РоссИта» по кварталам 2002 г. (в среднем по салонам обуви)
Показатель |
Значение показателя по кварталам | |||
I |
II |
III |
IV | |
Фактическое количество разновидностей товаров |
189 |
224 |
180 |
175 |
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем |
315 |
320 |
300 |
320 |
Коэффициент полноты ассортимента |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,55 |
Динамику коэффициента полноты ассортимента можно хорошо видеть на рис.2.6. Видим, что наиболее полным ассортимент был во втором квартале (апрель, май, июнь) 2002 года.
Рис.2.7. Изменение коэффициента полноты ассортимента в ТД «РоссИта» по кварталам 2002 г.
На рис. 2.8 представлен график изменения коэффициента устойчивости, по которому также наиболее стабильным ассортимент является в первом и втором квартале.
Рис.2.8. Изменение стабильности (устойчивости) ассортимента в ТД «РоссИта» по кварталам
Как уже отмечалось, для фирменного магазина обуви коэффициент устойчивости ассортимента должен быть не менее 0,75. Такой степени устойчивости торговый дом «РоссИта» достигал только во втором квартале. В остальное время необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в фирменных магазинах «РоссИта».
Теперь проанализируем, насколько данный ассортимент соответствовал структуре потребностей в данных товарах.
Коэффициент соответствия ассортимента продукции структуре потребности в ней (Кс) рассчитывается по формуле:
, при m > n,
где Тi – количество (объем) реализованной продукции i-го вида;
Таi – емкость рынка i-го вида продукции;
n – количество видов товаров, составляющих ассортимент продаж;
m – необходимое количество видов продукции.
Коэффициент соответствия рассчитывается для базисного и отчетного периода и определяется его динамика.
Таблица 2.10
Объем реализованной обуви и емкость рынка по видам товаров
(тыс. руб.)
Вид товара |
2001 год |
2002 год | ||
Емкость рынка (с пересчетом на долю «РоссИты») |
Объем реализации |
Емкость рынка (с пересчетом на долю «РоссИты») |
Объем реализации | |
Женские зимние сапоги |
18000 |
15364,13 |
29000 |
27324 |
Женские зимние ботинки |
9000 |
8047,875 |
12000 |
11880 |
Демисезонные женские сапоги |
9000 |
10242,75 |
13000 |
14256 |
Демисезонные женские ботинки |
10000 |
10974,38 |
20000 |
19008 |
Мужские зимние сапоги |
12000 |
10242,75 |
16000 |
15444 |
Мужские демисезонные туфли |
8000 |
7316,25 |
11000 |
11880 |
Летние женские туфли |
9000 |
8779,5 |
10500 |
11880 |
Летние мужские туфли |
3000 |
2194,875 |
9000 |
7128 |
Всего |
78000 |
73162,5 |
120500 |
118800 |
Таким образом, коэффициент соответствия структуры ассортимента за 2001-2002 гг. увеличился на 0,05 пункта. В итоге ассортимент ТД «РоссИта» почти полностью соответствует структуре спроса.
Товарные запасы как элемент экономики играют важную роль и находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота – одного из основных показателей деятельности каждого предприятия.
Величина товарных запасов является важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы сокращаются и оказываются ниже норматива, то это служит для работников торговых предприятий сигналом для увеличения завоза соответствующих товаров. Увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызвавших это состояние, и принятия мер относительно объемов дальнейших заказов на товары.
Анализ отчетных данных об
обеспеченности предприятия
Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для предприятий торговли, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и ее неравномерности.
Проведем анализ обеспеченности ООО ТД «РоссИта» товарными ресурсами.
Прежде всего соберем всю необходимую информацию для анализа по поступлению, наличию товарных запасов в течении 2001-2002 гг., а также информацию об изменении розничного товарооборота и прибыли от реализации. Данная информация представлена в таблицах 2.11 - 2.14.
Таблица 2.11
Объем наличных запасов ООО ТД «РоссИта» (тыс. руб.)
Товарная группа |
2001 г. |
2002 г. | ||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV | |
Женская обувь |
603,442 |
672,3325 |
327,3025 |
1659,27125 |
1005,48 |
1084,86 |
300 |
2311,98 |
Мужская обувь |
258,618 |
288,1425 |
140,2725 |
711,11625 |
430,92 |
464,94 |
100 |
1019,42 |
Всего |
862,06 |
960,48 |
467,58 |
2370,39 |
1436,40 |
1549,80 |
400 |
3331,40 |
Таблица 2.12
Объем поступления товаров (тыс. руб.)
Товарная группа |
2001 г. |
2002 г. | ||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV | |
Женская обувь |
8871,1 |
9877,7 |
13090,7 |
16111,9 |
17955 |
19372,5 |
22995 |
18427,5 |
Мужская обувь |
3801,9 |
4233,3 |
5610,3 |
6905,1 |
7695 |
8302,5 |
9855 |
7897,5 |
Всего |
12673 |
14111 |
18701 |
23017 |
25650 |
27675 |
32850 |
26325 |
Таблица 2.13
Основные показатели деятельности ООО ТД «РоссИта»
(тыс. руб.)
Показатель |
2001 г. |
2002 г. | ||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV | |
Розничный товарооборот |
13535,06 |
15071,48 |
19168,58 |
25387,39 |
27086,4 |
29224,80 |
32432,4 |
30056,4 |
Прибыль от реализации |
6338,80 |
6839,23 |
7589,88 |
7033,84 |
11105,42 |
11982,2 |
13297,3 |
12323,1 |
Таблица 2.14
Норматив товарных запасов
Товарный запас, дней |
8 |
Товарный запас, тыс. руб. |
5940 |
Определим степень обеспеченности розничного товарооборота ООО ТД «РоссИта» товарными ресурсами в целом и товарными запасами в частности. Обеспеченность предприятия товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. розничного товарооборота:
,
где Кобесп – коэффициент обеспеченности предприятия товарными ресурсами;
ТЗср – средняя величина товарного запаса, руб.
,
где ТЗ0, …, ТЗn – товарные запасы на определенную дату, руб;
n – количество анализируемых показателей.
Таблица 2.15
Показатели |
2001 г. |
2002 г. |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
73162,5 |
118800 |
Объем поступления товаров, тыс. руб. |
68502 |
112500 |
Средний товарный запас, тыс. руб. |
1014,77 |
1444,57 |
Коэффициент обеспеченности товарными ресурсами |
0,95 |
0,96 |
Таким образом, обеспеченность ООО ТД «РоссИта» товарными ресурсами улучшилось в 2002 году по сравнению с 2001 годом. Об этом свидетельствует рост коэффициента обеспеченности предприятия товарными ресурсами на 0,1 пункта.
Уровень обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами может быть охарактеризован размером товарного запаса в днях оборота, который показывает, на сколько дней торговли хватит данного товарного запаса:
,
где ТЗдн – товарный запас в днях оборота, дни;
ТЗ – товарный запас в сумме на определенную дату, руб.;
Орто – однодневный товарооборот, руб.
Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами. Если ТЗдн > Nтн(дн) – существует угроза затоваривания, если ТЗдн < Nтн(дн) – возможны перерывы в продаже товаров.
Информация о работе Коммерческая деятельность в розничных торговых предприятиях