Курс лекций по Коммерческой логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:22, курс лекций

Описание работы

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов.

Содержание работы

Лекция № 1. История развития логистики ……………………………………….……….. 4
Лекция № 2. Научные основы логистики …………………………………………………. 8
Лекция № 3. Закупочная логистика ……………………………………………………..... 13
Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22
Лекция № 5. Логистика запасов ………………………………………………………….. 34
Лекция № 6. Транспортная логистика …………………………………………………… 41
Список литературы …………………………………………………………….………….. 55

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Коммерческой логистике.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)




CoolReferat.com

Министерство образования российской федерации

Тольяттинский государственный институт сервиса

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_________ О.Н.Наумова

Протокол УМС № _______

«____»________ 2003г.

 

 

 

 

 

 

Курс лекций

по дисциплине «Коммерческая  логистика»

для студентов экономических  и неэкономических специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: к.э.н. Романеева  Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2003 год

Курс лекций по дисциплине «Коммерческая  логистика» разработан на основании требований Государственного образовательного Стандарта высшего образования

 

 

Автор: к.э.н. Романеева Е.В.

 

 

Утверждено  на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 10 от “  3   ”          07          2003 года

Зав. кафедрой ___________ Е.Г. Пипко

 

 

Одобрено научно-методическим советом  специальности 

3513.00 «Коммерция (торговое дело)»

Протокол № _____ от ________________

Председатель НМС_______________

 

 

 

 

 

Рецензент: к.э.н., доцент  Пипко Е.Г.__________

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция № 1. История  развития логистики ……………………………………….……….. 4

Лекция № 2. Научные  основы логистики …………………………………………………. 8

Лекция № 3. Закупочная логистика  ……………………………………………………..... 13

Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22

Лекция № 5. Логистика запасов  ………………………………………………………….. 34

Лекция № 6. Транспортная логистика  …………………………………………………… 41

 

Список  литературы …………………………………………………………….………….. 55

 

 

 

Лекция  № 1. История развития логистики

 

 

    1. Исторические предпосылки возникновения логистики.
    2. Этапы эволюции логистики.
    3. Роль логистики в экономике России.

 

1. Исторические предпосылки возникновения  логистики

 

Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова  восходит к Древней Греции, где  «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Ещё в период Римской империи  существовали служители, которые именовались  «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Благодаря военному делу логистика  выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [6].

Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

Широкое развитие принципы логистики  получили в годы второй мировой войны, и, прежде всего, в материально-техническом  снабжении армии США на европейском театре военных действий, что позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия  в необходимых количествах.

Параллельно с практическим применением  во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка термина «логистика»  в значении математической логики использовалась в работах Г. Лейбница (1646–1716гг.).

Постепенно понятия и методы логистики переносятся из военной  области в гражданскую, вначале  как нового научного направления  о рациональном управлении движением  материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Логистика как наука и как  инструмент бизнеса стала формироваться  в начале 1950-х годов, прежде всего  в США.

Эволюция логистики тесно связана  с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

2. Этапы эволюции логистики

 

В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов [1] (Рис. 1). Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации».

Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя  к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление  логистики в бизнесе.

Период с середины 1950-х по 1960-е  годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики.

Одним из ключевых факторов стремительной  экспансии (распространения своего влияния) в западный бизнес явилось  возникновение в этот период концепции общих затрат в физическом распределении.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция  бизнес-логистики, как интегрального  инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось  к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определённом месте и в заданное время».

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики  и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике.

К концу 1970-х на Западе практически  завершилась так называемая «тарно-упаковочная  революция», которая коренным образом  изменила складской процесс, его  операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

Период с 1980-х до середины 1990-х  годов характеризуется стремительным  развитием современных интегральной и маркетинговой концепций логистики  в индустриальных странах Запада.

В рассматриваемый период произошли  существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлёта». Основными из них являются следующие:

1) революция в информационных  технологиях и внедрение персональных  компьютеров (ПК);

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

4) повсеместное распространение  философии всеобщего управления  качеством;

5) рост партнёрства и стратегических  союзов;

6) структурные изменения в организации  бизнеса.

 

3. Роль логистики  в экономике России

 

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов [6].

Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в условиях развития рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого принципа.

Организационно-экономический  фактор. Наряду с происходящими в российской экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых структурных образований, децентрализации управления получают развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике,

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предполагающей наличие  различных форм собственности, всё  большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция  к координации, которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта.

Информационный фактор. Особенно актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логической основе.

Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций – участников  процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.

Причины возрастания интереса к  логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счёт снижения общих издержек.

К основным тенденциям развития логистики  относятся следующие факторы:

1. Быстрый рост затрат  на перевозку. Традиционные методы  распределения стали более дорогостоящими  в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности  производства. Становится всё труднее  достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остаётся областью, где ещё сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.

3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий  как прямой результат внедрения  концепции маркетинга (предоставление  каждому потребителю той продукции,  которая ему необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое  управление связано с обработкой  огромного массива данных. Сама  возможность управления предполагает  знание: местоположение каждого  потребителя; размера каждого  заказа; местоположение средств  производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

6. Рост использования компьютеров  поставщиками (продавцами) и потребителями.  Это позволяет фирмам систематически  изучать качество услуг различных  поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, представляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.

  

Лекция № 2. Научные основы логистики

 

 

1. Функции логистики.

2. Объект, предмет, основные понятия  и задачи логистики.

 

1. Функции логистики

 

В экономике логистика - совокупность наук управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, что включает в себя комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и управлением им, т.е. логистика является системой, содержащей функциональные области [5].

Информация о работе Курс лекций по Коммерческой логистике