Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:28, курс лекций
Исторические предпосылки возникновения логистики
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова
восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или
«искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались
«логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом
тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912
гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её
запасами, включая подготовку каждого военного похода.
- отлаженная система информации и документирования;
- сопровождение груза до
- организация доставки груза «от двери до двери»;
- приемлемая стоимость
- возможность таможенной
- оптимальная дислокация
- возможность получения
и местоположении груза.
При проведении опроса 145 фирм-грузоотправителей в ФРГ выяснилось, что 35%
наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% - срокам доставки, 14%
гибкости обслуживания и 10 % надежности доставки.
В США были проведены исследования свыше 350 фирм различных отраслей с целью
изучения участия
деятельности грузовладельцев. Анализ показал, что экспедиторы предоставляют
грузовладельцам следующие основные виды услуг, связанных с выполнением
функций логистики:
- выполнение расчетов с
передают экспедиторам 70 % их клиентов);
- складирование продукции и сырья (22 %);
- выбор наиболее выгодного
- согласование с перевозчиками применяемых тарифов (21%);
- контроль продвижения грузов (15%);
- создание информационных
- организация и осуществление электронного обмена данными с партнерами (12%);
- эксплуатация-парка подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);
- отслеживание прохождения
- контроль за уровнем материальных запасов фирмы (7%).
Основные способы
1.4. Модели перевозки грузов
Транспортировка грузов предполагает различные варианты использования одного или нескольких видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существует ряд моделей перевозки грузов, которые представлены в табл.1.7.
Таблица 1.7
Виды моделей перевозки грузов
Модель |
Специфические признаки |
Методы организации |
Уни- модальная |
Один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт |
«От двери до двери» отправителя и получателя |
Интер- модальная |
Распределение ответственности за груз между участниками перевозки грузов, различные тарифы и транспортные документы |
Система «MRP» – толкающая плановая система |
Мульти-модальная |
Роль перевозчика – один вид транспорта, остальные участники перевозок – оплата услуг, единая ставка фрахта, единый транспортный документ |
«Точно в срок» – тянущая позаказная система |
Транс- модальная |
Единые транспортно-проездные документы на перевозку грузов различными транспортными средствами |
«Движущееся шоссе» – непрерывный процесс перевозки |
Амодальная |
Один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз |
Сочетание систем «MRP» и «точно в срок» – метод быстрого реагирования |
Унимодальная модель, как правило, применяется в случаях, когда четко заданы начальный и конечный пункты транспортировки, и при этом отсутствуют промежуточные операции по складированию и грузопереработке. Эта модель используется при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки груза.
Все остальные модели относятся или к системе смешанной перевозки грузов, осуществляющей процесс транспортировки двумя видами транспорта (например, железнодорожный-автомобильный или морской-железнодорожный), или к системе комбинированной перевозки грузов, осуществляемой несколькими видами транспорта.
Интермодальная модель представляет собой последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта. Это могут быть трейлерные перевозки, перемещение железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки – перемещение автотранспортных средств на вагоне-платформе; системы роудрейлеров – установка полуприцепа на железнодорожную тележку.
Мультимодальная модель перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги. К основным принципам функционирования приведенных моделей следует отнести единый коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок; единый организационно-технологический подход к управлению перевозками; координация действия всех логистических посредников, участвующих в процессах транспортировки.
Наиболее прогрессивными моделями перевозки грузов на сегодняшний день, способными повысить конкурентоспособность транспортных услуг, являются: трансмодальная модель, основанная на технологии перевозок различными видами транспорта по единым транспортно-проездным документам; амодальная модель, предусматривающая организацию определенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта и контролируемых из одного диспетчерского пункта.
Для перевозок, использующих различные виды транспорта важны системы перемещения продукции между способами перевозки. Здесь ставится цель добиться бесперебойного движения, и лучший способ для этого – использование модульных или единичных грузов. В этом случае все виды продукции помещают в стандартные контейнеры и выбирают оборудование для работы с такими контейнерами. Размещение продукции в эти упаковки сокращает необходимость грузопереработки отдельных составляющих контейнера, так как контейнер перемещается от точки отправления до места назначения. По всему миру для эффективного перемещения контейнеров и для минимизации задержек при перегрузке с одного типа транспорта на другой или от одного перевозчика к другому построены крупные контейнерные порты (containeг poгts) и терминалы (teгminals).
В конце 1960-х годов 60 % всего времени перевозки грузов судами приходилось на время ожидания в портах загрузки и разгрузки. Главным образом благодаря использованию контейнеров удалось это время существенно сократить, и теперь суда могут обрабатываться за несколько часов. Существует практическое правило: требуется всего день для обработки контейнеровоза и три недели для обычного судна. В настоящее время свыше 70 % перевозок грузов осуществляются в контейнерах. К основным преимуществам использования контейнеров в транспортных операциях относятся:
· упрощенная перевозка и организация потока продукции;
· более легкая и быстрая грузопереработка;
· реальное предоставление услуг «от двери до двери»;
· ускорение доставок грузов;
· сокращение убытков из-за повреждений, ошибок в доставках и хищений;
· сокращение затрат на упаковку;
· сокращение затрат на страхование;
· разделение не совместимых друг с другом товаров;
· использование для перевозки менее напряженных маршрутов.
Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним
видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда
заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи
без промежуточных операций
складирования и
выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем
отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.
Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами
транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным –
автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. При этом груз
доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или
грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и
последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером
смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами
железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.
Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных
документов, единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного
взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной
перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком,
действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика,
представляющего другой вид транспорта. Таким образом, грузовладелец
фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый
производит расчеты с
грузовладельцем и несет
за сохранность груза только на «своем» участке маршрута.
Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием
более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных)
видов транспортировки
часто обусловлено в
дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с
завода – изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с
целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты
розничной торговли – автомобильным.
А.Н. Родников считает смешанные, комбинированные, интермодальные
перевозки и прямое смешанное сообщение синонимами, т.е.
«транспортирование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками
различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному
документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия
грузовладельца». Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины
«комбинированные перевозки» и «прямые смешанные перевозки»
используются как синонимы (ст.788 ГК РФ).
Необходимо отметить, что до сих пор нет согласованной терминологии
по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не
о России, но и международной практики. Это свидетельствует о
необходимости продолжить стандартизацию терминологии смешанных
перевозок и формирование законодательной базы. В частности, в настоящее
время разрабатывается Закон РФ «О смешанных перевозках». Приведем
некоторые определения, касающиеся способов перевозки:
По определениям UNCTAD (United Nation Conference on Trade and
Development), «интермодальной является перевозка грузов несколькими
видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от
пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта
назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку –
выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если
лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути
следования – независимо
от числа участвующих видов
оформляется единый перевозочный документ».
В «терминологическом словаре» по логистике под мультимодальными
перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые
транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же
юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении
(например, доставка грузов в аэропорт, воздушная перевозка и доставка грузов
из аэропорта, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими
одной и той же фирме экспресс – почты)».
При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о
перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может
быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении
маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает
грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими
транспортными предприятиями.
Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно –
импортных операций) существенное значение приобретают таможенные
процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и
коммерческо–правовые аспекты в тех странах, по которым проходит маршрут
следования груза.
В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти – и
интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях
грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие
перевозки получили название терминальных перевозок.
Почему в логистике
широкое распространение
интер/мультимодальные перевозки?
Одна из причин широкого
распространения интер/
перевозок в логистике – существенное снижение себестоимости
транспортировки при комбинировании нескольких видов транспорта.
Если говорить о факторах, препятствующих развитию
интер/мультимодальных перевозок, то серьезным барьером остаются
многочисленные таможенные формальности, приводящие в ряде стран к
незапланированным простоям, задержкам, дополнительным расходам.
Компания DHL – лидер международного бизнеса авиа экспресс –
доставки – провела исследование таможенной ситуации в странах Восточной
Европы. В опросе приняли участие 100 крупнейших многонациональных
компаний Европы. Как, оказалось непонимание смысла таможенных процедур
и инструкций является крупнейшей проблемой, с которой сталкиваются
западные компании при ведении бизнеса в странах Восточной Европы. Девять
из десяти бизнесменов испытывали проблемы с таможенной очисткой грузов.
Каждый четвертый из опрошенных столкнулся с коррупцией, 40% опрошенных
полагают, что таможня создает дополнительные препятствия развитию
международной интеграции, 50% заявили, что таможенные издержки серьезно
снизили их общие доходы. Меньше всего проблем на таможне оказалось в
Чехии, Венгрии и Польше. Если говорить о России, то государство,
декларирующее стратегическое направление на интеграцию в мировую
экономику, не может не понимать взаимосвязи между условиями для ведения