Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:28, курс лекций
Исторические предпосылки возникновения логистики
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова
восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или
«искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались
«логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом
тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912
гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её
запасами, включая подготовку каждого военного похода.
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- психологический климату поставщика (возможности забастовок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
службы поставляемого
- финансовое положение
В результате анализа потенциальных
поставщиков формируется
конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле
– к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения
производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Приведем пример расчета рейтинга поставщика (табл. 2) [1]. Допустим, что
предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим.
Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен
критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в (табл. 2).
Пример расчета рейтинга
Критерий выбора поставщика |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по десятибальной шкале у данного поставщика |
Произведение удельного веса критерия на оценку |
1 . Надежность поставки |
0,30 |
7 |
2,1 |
2. Цена |
0,25 |
6 |
1,5 |
3. Качество товара |
0,15 |
8 |
1,2 |
4. Условия платежа |
0,15 |
4 |
0,6 |
5. Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
7 |
0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика |
0,5 |
4 |
0,2 |
Итого |
1,00 |
6,3 |
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений
значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Приведем пример принятия решения по выбору поставщика.
Представим себе, что имеются 2 фирмы (А и В), производящие одинаковую
продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км, до фирмы В - 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.
Расчет совокупных расходов
Наименование показателя |
Фирма А |
Фирма В |
Транспортные расходы |
0,5уде/км х 500км= =250уде |
0,7уде/км х 300км= =210уде |
Расходы на разгрузочные работы |
6уде/час х 0,5час= =3уде |
6уде/час х 10час= =60уде |
Всего расходов |
253 уде |
270 уде |
Время выгрузки пакетированного груза - 30 минут, непакетированного - 10
часов.
Часовая ставка рабочего на участке разгрузки - 6 уде.
Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следуетотдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А (табл. 3).
Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у
поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну
поставку.
4. Показатели оценки
выполнения договорных
Для оценки договорных обязательств
по поставкам продукции
комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных
показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству.
При этом частные показатели необходимо согласовать между собой. Это означает, что при анализе выполнения обязательств по ассортименту следует учитывать лишь те материальные потоки, которые достигли назначения в срок, а долю ресурсов, соответствующую требованиям по качеству, определять только по проекции, зачтенной в счет поставок по ассортименту.
Комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов рассчитывается по формуле:
Ккомпл = (1- Кн) х Касс х Кк,
где Кн - коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в
установленные сроки;
Касс - коэффициент выполнения обязательств по ассортименту;
Кк - коэффициент выполнения обязательств по качеству продукции.
Еще одним важнейшим направлением процесса управления поставками в
заготовительной логистике является постоянное отслеживай нежности
заготовительной системы (подсистемы).
Надежность заготовительной
Задача надежности заготовительной подсистемы решается на основе комплексного логистического подхода с применением методов теории вероятностей, теории надежности, теории массового обслуживания и прочего инструментария.
В самом общем виде надежность заготовительной подсистемы рассчитывается по формуле:
где Ротк - вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя
материальных ресурсов.
В одноканальной логистической системе, в которой каждое комплектующее изделие исходит из одного внешнего источника снабжения, невыполнение хотя бы одним из имеющихся поставщиков своих договорных обязательств приводит к простою производства у потребителя. В этом случае надежность заготовительной подсистемы рассчитывается по формуле:
n
Р = П (1 – Pi отк (t)),
i=1
где Рi отк - вероятность отказа со стороны i-ro поставщика;
n
П — количество поставщиков.
i=1
В многоканальной логистической системе, в которой по всем видам материальных ресурсов кроме основного поставщика имеется поставщик-дублер, надежность заготовительной системы может быть вычислена по формуле:
Р = 1 - П (1 - pi),
где Pi- надежность i-гo поставщика.
На практике логистические модели представляют собой более сложные явления, чем традиционные. Поэтому при расчете надежности за заготовительной подсистемы могут учитываться также зависимости между отказами (например, имеется ли некоторый случайный фактор, могущий повлиять на надежность всех поставщиков одновременно), виды взаимодействия логистических цепей в случае отказа одной из них (т. е. все или только часть свободных в данный момент
цепей переключаются на выполнение не обслуженной заявки; в другом случае происходит ли прерывание выполнения текущей заявки и переключение занятой цепи на выполнение не обслуженной приоритетной заявки и т. д.) и другиефакторы.
Основными оценочными показателями управления поставками (входами потоками) в логистике являются затраты по завозу материальных курсов. Они являются частью транспортно-экспедиционных издержек фактической себестоимости продукции. Затраты складываются из:
- расходов по оплате тарифов и сборов транспортных организаций по продвижениюматериальных потоков;
- расходов на содержание
собственного транспорта и
транспортировки.
Лекция № 4. Распределительная логистика
Понятие и место распределительной логистики.
Задачи распределительной
Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:
- распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;
- распределяются грузы по
местам хранения при
- распределяются материальные запасы между различными участками
производства;
- распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д.;
- доведение товаров до потребителей.
Для того чтобы очертить границы распределительной логистики [2], рассмотрим схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 2).
Распределительная логистика представляет собой ту часть логистики, которая
интерпретирована в сферу распределения, иначе ее называют маркетинговой
логистикой. Это словосочетание очень точно отражает особенности логистики на
послепроизводственном этапе в современных условиях - этапе, на котором товары
находятся в сфере внимания маркетинга - это звено:
Маркетинг и логистика не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и
взаимозависимы.
Отличие заключается в том, что данный участок для маркетинга является
приобретенным, в то время, как для логистики распределение рассматривается
как составная часть более общего процесса - управления сквозным материальным
потоком.
Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со
сбытом товаров, исторически в более ранний период, чем логистика.
Логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и
поставщика в мобильную, согласованную систему с единой техникой и
технологией.
Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, то есть отвечает на
вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества.
Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к
потребителю. Кроме того, логистическая интеграция позволяет выполнить
последнее, шестое, условие, то есть обеспечить поставку требуемого товара с
минимальными затратами, так как себестоимость проходящего по цепи товара
будет низкой только в том случае, если эта цепь логистически организована.
Маркетинг ставит задачу системного
подхода к организации
эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен
планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически
построенной общей системы». Однако
методы технико-технологической
всех участников процесса товародвижения является основным предметом изучения
не маркетинга, а логистики.
Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие
на покупателя и т.д. логистика в первую очередь нацелена на создание технико-
технологически сопряженных
товаропроизводственным цепям, а также систем контроля за их прохождением.
Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на
стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация
процесса физического
Процессы распределения можно рассматривать с позиции микро- и макрологистики.
Макрологистика является важнейшей составной частью макрологистической
проблематики. На данном уровне требуется решить множество задач. Однако
важнейшими из них являются две:
- определение оптимального
размещение на обслуживаемой территории;
- формирование рациональных
управления потоковыми процессами.
Предназначение микрологистики в сфере распределения состоит в обеспечении на