Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:28, курс лекций
Исторические предпосылки возникновения логистики
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова
восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или
«искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались
«логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом
тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912
гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её
запасами, включая подготовку каждого военного похода.
Лекция № 3. Закупочная логистика
1. Сущность, задачи и функции закупочной логистики.
2. Механизм функционирования
3. Решение задач закупочной
4. Показатели оценки выполнения
договорных обязательств по
1. Сущность, задачи и функции закупочной логистики
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.
1. Выдерживание обоснованных
2. Обеспечение точного
потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых
товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных
фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать
дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований
В условиях конкуренции (особенно на рынках промышленно развитых стран запада) функции служб закупок усложняются, так как необходимым условием является наличие обширной информации о рынках [3].
|
Рис. 3. Структура информационного обеспечения при исследованиях рынка закупок.
Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет
одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:
- непосредственные рынки (
сырье и материалах);
- опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
- рынки заменителей (полностью
или частично заменяемых
- новые рынки.
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как
предложение, спрос и рыночный баланс. Информация часто подается в трех
аспектах:
а) современный анализ рынка («моментальный снимок»);
б) динамика изменения конъюнктуры рынка;
в) прогнозы изменения рынка.
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия в конкретных поставках.
Определение потребности основывается на стратегии управления запасами.
Определение потребности означает выявление продуктов и услуг по качеству,
количеству двумя методами:
1. Определение потребностей на основе заказов, например в машиностроении,
происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов.
2. Метод определения потребности
на основе расходов или
Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи
простейших расчетных методов, интуиции.
Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами:
Первый - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.
Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и
потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок
компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванною отдела с
производственным и отделом контроля качества продукции.
Существует и третий путь: отдел закупок или торговый агент чаще всего
обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.
2. Механизм функционирования
Традиционная система снабжения.
Традиционная система
В случае, если требуемый предприятию материал отсутствует на собственном
складе, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган
оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и
обеспечивает отправку товаров. Предприятию - заказчику отправляются крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы по их поступлении принимают на складе предприятия. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о
поступлении товаров они доставляются на отдельные производства.
Вследствие значительной разветвленности и многообразия возможных вариантов хозяйственных связей, а также естественного желания руководства предприятий вести строгий учет и контроль за системой материально-технического снабжения своих подразделений потоки документации, соответствующие переходу от одного структурного элемента к другому, состоят в большинстве своем из специально разработанных формуляров. Объем документооборота при традиционной системе снабжения можно проиллюстрировать на примере ФРГ, где отдел закупок или
посредник передает поставщику 9-10 документов, а поставщик, выполняя заявку, передает потребителю до 14 документов.
Оформление и обработка
Главный недостаток традиционной системы закупок - это потребность в больших запасах и комплексе складов с присущими им административными издержками и затратами труда.
Основные статьи издержек на содержание запасов и складов можно сгруппировать следующим образом:
1. Содержание складских
а) амортизация складских зданий;
б) амортизация складского оборудования;
в) затраты на профилактический ремонт;
г) расходы на отопление, электроэнергию и воду;
д) страхование зданий и земельный налог;
е) арендная плата.
2. Затраты на обслуживающий
а) заработная плата складских рабочих и служащих;
б) расходы на социальные нужды рабочих и служащих;
3. Затраты на транспортные
а) амортизация;
б) расходы на топливо и энергию;
в) расходы на профилактический и текущий ремонт;
г) страхование и налоги на транспортные средства.
4. Убытки от хранения запасов:
а) охрана складов и старение материалов;
б) коррозия и потери по другим причинам;
в) расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета отпуска и
приемки);
г) кражи;
д) пожары;
е) потери вследствие понижения цен;
ж) страхование запасов.
К основным статьям издержек на содержание запасов и складов относятся также суммы оплаты заемных средств и потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование запасов, строительство складских помещений и их оснащение соответствующим оборудованием.
Системы оперативного снабжения.
В последние десятилетия
система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях
поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;
система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) – метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем – управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;
система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками
заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.
Наиболее перспективным и
получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение методпоставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.
3. Решение задач закупочной логистики
Решение задачи «Сделать или купить»
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух
альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в
принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут
действовать факторы, обуславливающие отказ от собственного производства.
Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:
- потребность в комплектующем изделии не велика;
- отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
- отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
- потребность в комплектующих
изделиях стабильна и
- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
Решение задачи
«Выбор поставщика».
После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных
следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика,
относят следующие: