Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)




*  Полный перебор вариантов  размещения распределительного  центра для транспортной сети  с N узлами    пересечениями дорог, включает в себя оценку 2N вариантов. Таким образом, при расширении сети, то есть при увеличении N, трудоемкость решения (даже для ЭВМ) несоизмеримо возрастает.

 

Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач; они дают хорошие, близкие к оптимальным, результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора). По существу, метод основан на «правиле большого пальца» (иначе - метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ. анализирует транспортную есть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема, сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе. 

Метод определения  центра тяжести (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис. 45). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.

 

 



 

 

 

Груз, вес которого пропорционален величине потребляемого в пункте Х материального потока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 45. Определение места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести)

 

При использовании  метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом  пластины, выбранной для основы модели.

     Эта  ошибка выразится присутствием  на модели мнимого потребителя,  расположенного в центре    тяжести самой пластины и с  грузооборотом, пропорциональным  ее весу. Ошибка будет тем меньше,     чем меньше вес пластины.

Применение  описанного метода имеет одно ограничение. На   модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Методом определения  центра тяжести можно оптимизировать, например, размещение оптовой базы, снабжающей магазины района продовольственными товарами. Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптовой базы включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этой базы, то на модели распределительной системы грузы должны быть пропорциональны численности населения обслуживаемых населенных пунктов.

В заключение параграфа перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под  распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.

Любой распределительный центр, являясь  элементом некоторой логистической системы, в свою очередь сам разворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра - только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого  из      них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:

- административно-бытовые помещения,  включающие в себя  центральный  офис, столовую, санитарно-бытовые помещения  для рабочих;

- пост охраны;

- устройства для сбора и обработки  отходов.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов при  выборе конкретного участка под  распределительный центр, необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они ость), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

В качестве примера учета различных факторов решения задачи определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка * на территории обслуживаемого населенного пункта.



Размещение  оптовых рынков требует учета  большого числа факторов. При этом основными из них являются:

 – размер  зоны обслуживания, в границах  которой находится достаточное  количество потенциальных пользователей  услугами оптового рынка;

  – наличие развитой транспортной  инфраструктуры: автодороги, железные  дороги, аэропорты, водные магистрали;

     –возможность расширения участка  земли в связи с ростом торговой  активности рынка.

 

Лекция 8

Методика  проведения АВС анализа

Идея метода АВС  анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных  результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий  момент более известного как «правило - 20 на 80».

Данный метод  анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности  и эффективности. Результатом АВС  анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Первый шаг: Определить объекты анализа

Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.

Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта

Средний товарный запас, руб.; Объем  продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт. и  т.п.

Третий шаг: Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.

Четвертый шаг: Определение групп А, В и С.

Для определения  принадлежности выбранного объекта  к группе необходимо:

  1. Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов
  2. Рассчитать эту долю с накопительным итогом.
  3. Присвоить значения групп выбранным объектам.

Рекомендуемое распределение:            

 Группа А – объекты,  сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.           

 Группа В – следующие за группой А объекты,  сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров.           

 Группа С – оставшиеся объекты,  сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров. 

Общие рекомендации:

Настоятельно рекомендую творчески  подойти определению объектов и  параметров анализа. Не бойтесь экспериментировать. Сгруппировав товар по одному параметру, сопоставьте полученный результат  с другими параметрами. Группа С может приносить Вам 20% дохода, составлять 50% товарного запаса и занимать  80% площади склада.

Пример:

АВС анализ товаров по объему продаж показывает, какие товары обеспечивают 80% оборота Компании. Проанализируйте  те же товары,  но по количеству единиц  (или количеству заказов по ним) и в результате Вы получите 20% товаров покупаемые 80% клиентов, а это уже привлекательность товара для клиента и товарооборот Компании. Этот же результат можно использовать при планировании  размещения товара на складе или в торговом зале магазина. Анализ товаров по доходу покажет, на чем Вы зарабатываете деньги, аналогичный анализ по затратам позволит понять куда Вы их тратите.

Если Вы занимаетесь продажей кафельной  плитки или одежды, и Вам сложно собрать данные по номенклатурным позициям, сделайте анализ по коллекция, а затем внутри коллекции..

Важно: Помните, непродуманное сокращение товаров группы С (20% дохода компании) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат  вашей деятельности для компании может  снизиться на 50%.  

Методика проведения XYZ анализа

Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).

Формула для расчета  коэффициента вариации:

    , где    

хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,

х  — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

n  — число периодов.

Значение квадратного  корня есть не что иное, как стандартное  отклонение вариационного ряда. Чем  больше значение стандартного отклонения, тем дальше от среднеарифметического  значения находятся анализируемые  значения. Стандартное отклонение - это абсолютная мера рассеивания  вариантов ряда. Если стандартное  отклонение равно 20, то при среднеарифметических значениях 100 и 100 000 это будет иметь совершенно разный смысл. Поэтому, при сравнении вариационных рядов между собой используют  коэффициент вариации.   Коэффициенты вариации 20% и 0,2% позволяют понять, что во втором случае значения анализируемых параметров значительно меньше отличаются от среднеарифметического значения.

Первый шаг: Определить объекты анализа

Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.

Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта

Средний товарный запас, руб.; Объем  продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт., и  т.п.

Третий шаг: Определить период и количество периодов, по которым будет проводиться анализ.

Неделя, Декада, Месяц, Квартал/Сезон, Полугодие, Год

Общие рекомендации:

Данный метод анализа имеет  смысл, если количество анализируемых  периодов больше трех, чем больше количество периодов , тем более показательными будут результаты. При этом сам период должен быть не меньше чем горизонт планирования принятый в Вашей компании.

Например: Анализ продаж молока и хлеба в розничном магазине можно проводить по сумме продаж за неделю. Поставки осуществляются каждый день, продажи тоже. Но если сопоставить между собой продажи молока и водки Абсолют (которую заказывают раз в месяц и продают 1 бутылку в 2 недели ), то результат будет менее показательный. При таком периоде 99% ассортимента магазина попадут в категорию «Z», 1% в категорию «Y», и какой можно сделать вывод? Вы работе в экстремальных условиях на непрогнозируемом рынке? В данном случае оптимально будет провести анализ по ежемесячным продажам.

Более интересная ситуация возникает  при анализе продаж и товарных запасов в компаниях, торгующих  бытовой техникой, строительными  материалами, запасными частями  для автомобилей и т.п. Финансовый план в компании часто составляется на месяц, а реально необходимый  горизонт планирования должен быть на полгода. Анализ данных с периодом  меньше чем  квартал просто не имеет смысла. Все товары попадают в категорию « Z».

Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого объекта анализа.

Формула коэффициента вариации:

     где,     

хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,

х — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

n — число периодов.

Общие рекомендации:

1. Не пытайтесь написать всю  формулу в одной ячейке, разбейте  формулу на несколько ячеек.

2. Возведение в квадрат -  ^2, извлечение корня - ^0,5

Пример формулы подкоренного выражения =((C3-G3)^2+(D3-G3)^2+(E3-G3)^2)/3,

Затем  извлечение корня и деление на среднее значение - =H3^0,5/G3

3. Обратите особое внимание на  объекты анализа, у которых  есть периоды с нолевыми значениями. Либо исключите их из анализа, либо измените формулу расчета коэффициента вариации.

Рекомендации для продвинутых  пользователей:

В MS Excel есть пара стандартных формул значительно облегчающих жизнь: =КВАДРОТКЛ(ряд до 30 значений) – это числитель подкоренного выражения

Информация о работе Лекции по "Логистике"