Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)

Издержки логистической деятельности

Логистические затраты (издержки) – это сумма всех затрат, связанных выполнением ЛО: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение ГП, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Классификация затрат логистической деятельности приведена на рис. 8.1.

Прямые затраты логистической деятельности могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Регулируемые издержки логистической деятельности – издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения). Нерегулируемые издержки – издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.

Продуктивные затраты логистической деятельности – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить. Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции. Затраты на контроль – затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

Рис. 8.1. Классификация логистических издержек


Убыточные затраты – затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание). Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта. Частичные затраты – это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.

Фактические затраты логистической деятельности – затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов. Нормальные затраты логистической деятельности – средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Плановые затраты логистической деятельности – затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного периода при запланированной программе обслуживания и заданной технологии.

Другие показатели логистической деятельности

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели логистической деятельности, например: 
·    для закупочной логистики показатели логистической деятельности – затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции и др.; 
·    для транспортной логистики показатели логистической деятельности – надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.; 
·    для логистики складирования показатели логистической деятельности – оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.

Особенности учета логистических издержек

Сквозной МП проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным  функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис.2, a). Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Рис. .2. Традиционный и логистический подходы к системе учета логистических издержек

Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить  следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление  счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества логистических издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно логистические издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.

В отличие от традиционного  подхода к учету логистических издержек, логистика предусматривает введение пооперационного учета логистических издержек на всем пути движения МП. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция логистических издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить логистических издержки на его выполнение. Учет логистических издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис. 2, b).

Основное внимание должно уделяться сокращению логистических издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рис. 3.

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, логистические издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения логистических издержек на 13%.

Таким образом, специфика  учета логистических издержек в логистике заключается: 
во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат); 
во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу ПР. Никакие правила или законы не требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах. Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение логистической и финансовой отчетности

Характеристика

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи

Цели

Оптимизация МП, потока услуг и  сопутствующих потоков

Контроль администрации, предоставление базы для налогообложения

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность  решений в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Временной аспект

Прошлое, настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к  каждой конкретной компании, решениям, коммуникациям

Нормированные законом и профессиональными организациями

Степень подробности

Бóльшая

Меньшая

Гласность

Может содержать информацию, не разглашаемую сторонним организациям

Содержит открытую для сторонних  организаций информацию


Требования к системе учета логистических издержек

1.   Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции (см. рис. 8.2, а). 
2.   Необходимо вести учет логистических издержек по логистическим процессам для выявления специфических логистических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях (см. рис. 8.2, b). 
3.   Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах. 
4.   Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом. 
5.   Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса. 
6.   В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность.

Методы  анализа и пути снижения уровня логистических издержек

Правила анализа логистических издержек 
1.   Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды логистических издержек, которые следует включать в схему анализа. 
2.   Определяются центры сосредоточения логистических издержек, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные логистические издержки и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя. 
3.   Выявляются важные пункты сосредоточения логистических издержек в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра логистических издержек. 
4.   Логистические издержки необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений. 
5.   Все логистические издержки рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс. 
6.   Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму логистических издержек, возникающую в пределах предприятия как юридического лица. 
7.   Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику логистических издержек. 
8.   Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.

Методы анализа логистических издержек 
1.   Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат. 
2.   Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат. 
3.   Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Пути снижения уровня логистических издержек 
1.   Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок. 
2.   Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок. 
3.   Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников). 
4.   Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами. 
5.   Поиск более дешевых заменителей ресурсов. 
6.   Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает логистические издержки на управление запасами, хранение, складирование, доставку. 
7.   Компенсация роста логистических издержек в одном звене ЛЦ за счет сокращения логистических издержек в другом звене. 
8.   Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников. 
9.   Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих логистических издержек. 
10. Обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.

 

Словарь логистики

 

Системный подход – комплексное изучение объекта исследования как единого целого с позиции системного анализа.

 

Материальный  поток – продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу. (Материальный поток имеет размерность “Объем (количество, масса) / время”). Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток.

 

Информационный  поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (см. Также «Задачи информационной логистики»)

 

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).

 

Логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Информация о работе Лекции по "Логистике"