Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:52, курсовая работа
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, ГСМ и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.
Введение.........................................................................................................................3
1. Основные показатели эффективности управления товародвижением………...6
1.1. Пример классического и системного подходов к организации материального потока.................................................................................................10
1.2. Прогнозирование материалопотока. Определение некоторых показателей функциональных областей логистической системы...............................................13
2. Определение затрат в логистической цепочке «Снабжение-Производство-Сбыт» ...........................................................................................................................22
2.1 Определение затрат в логистическом звене «Снабжение» .....…….......….22
2.2 Оценка затрат в логистическом звене «Производство» …………………..32
2.3 Определение затрат в логистическом звене «Сбыт» ……..……………….35
3. Оптимизация материального потока ………………………..………………......45
3.1 Определение оптимальной месячной партии выпуска продукции…..45
3.2 Оценка возможного увеличения объёмов производства ….………………51
3.3 Выбор поставщиков …………………………….…...............………………55
3.4 Оценка использования отходов ………..…………………………………...59
Заключение....……………………….……………………….………..……….. …...61
Список использованных источников…….…………..……………..….. ……........62
Приложения Исходные данные…………..……………………………...................63
Совокупность форм, методов и средств комплексного управления движением продукции составляет логистическую инфраструктуру формируемого рынка средств производства. Она включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения рыночной системы.
1.1. Пример классического и системного подходов к
организации материального потока
Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов оптовой базы. Участники этого процесса: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.
Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название «самовывоз», второй — «централизованная доставка».
Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками:
- отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;
- на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;
- ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;
- возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.
Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.
Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, самостоятельно сформированные подсистемы:
- подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;
- подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
- подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.
Эти подсистемы соединены между собой, в значительной степени механически. Однако, несмотря на это, в делом, они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи :
оптовая база
транспорт
магазины
Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:
- участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материального потока;
- исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях, участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
- разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
- разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;
- создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.
Анализ характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистическою процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, вариант 2 является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи.
Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети позволяет:
— повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;
— оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;
— повысить качество и уровень логистического сервиса;
— оптимизировать размеры партий товаров.
1.2. Прогнозирование материалопотока.
Определение некоторых показателей функциональных областей логистической системы
Говоря о коммерческом прогнозе логистической системы, мы имеем в виду оценку ожидаемых уровней спроса на продукцию в течение некоторого отрезка времени в будущем. Поскольку речь идет о будущем спросе, наш прогноз по существу является догадкой. Тем не менее при использовании определенной методики анализа состояния рынков сбыта и каналов распределения в прогнозе может содержаться нечто большее, чем догадка. Можно утверждать, что прогноз — это догадка, подкрепленная знанием.
Для повышения значения прогнозов в процессе управления логистической системой необходимо формировать прогностические оценки с ориентацией на их непосредственное использование при составлении долгосрочных календарных планов по движению материалопотока.
При этом длительность периода, ассоциированного с прогнозом, должна быть по меньшей мере достаточной для выработки соответствующего решения управления логистической системой и претворения этого решения в жизнь.
Такой задачей может быть прогнозирование объема материалопотока с предприятий оптовой торговли и количества транспортных средств при обслуживании производств, а также предвидение (прогноз) его развития в будущем. Прогноз очерчивает возможные границы, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, т.е. сформулированы рыночные зоны обслуживания потребителей и транспортные средства, которые будут обслуживать эти производства.
В этой связи прогноз можно рассматривать как преддирективную стадию плановой работы; он не ставит каких-либо конкретных заданий, но содержит материал, необходимый для разработки стратегии.
Для проведения стратегических прогнозов требуется достоверная информация о вероятном будущем развития перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные объективными условиями сроки при данных конкретных условиях. С временной глубиной прогноза связан также вопрос о возможной степени детализации прогностических высказываний.
Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования и научно обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-технического назначения с предприятий оптовой торговли.
Для обоснованного объема перевозок Q c предприятия оптовой торговли можно предложить следующую формулу:
Qр = Нrр х Т,
где Нrр – удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада, т;
Т — товарооборот склада, млн.руб.
Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн.руб. товарооборота, (Нrр) определим по следующей формуле:
где Нrр — удельный показатель объема перевозок отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада, т;
Нр — расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. рублей товарооборота, т;
Уп,
Ур — плановый и
расчетный уровни
механизации погрузочно-разгруз
Мп, Мр — плановый и расчетный удельный вес децентрализованных перевозок.
Также, удельный показатель можно рассчитать с помощью корреляционного анализа и с учетом влияния на него уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ и уровня децентрализованных перевозок.
Статистические данные
Неточные прогнозы спроса часто рассматривают как источник всех бед организации. Отдел логистики мечтает о том, чтобы все было известно заранее и можно было планировать закупки и поставки. При этом логисты хотят, чтобы строились долгосрочные прогнозы. Правильно ли это? Что действительно нужно делать для повышения точности прогнозирования?
Обычно именно отдел логистики жалуется на отсутствие точных прогнозов, поскольку слишком многое в его работе зависит от них. Но не всегда менеджеры понимают, о какой степени точности можно говорить в данном случае и как можно решать эту проблему.
Прогнозирование по определению есть взгляд в будущее, поэтому оно никогда не будет абсолютно точным. То есть разрабатывать логистическую систему нужно таким образом, чтобы она не полностью зависела от точности прогнозов, а была гибкой и могла адекватно реагировать на те или иные изменения в спросе.
И в то же время нельзя считать, что прогнозы ничего не дают. Разумеется, они должны быть неотъемлемой частью работы отдела логистики (планирования). Но чтобы правильно их использовать, нужно знать их основные свойства.
Точность прогнозов выше для групп продуктов, чем для индивидуальных продуктов. Попытайтесь, например, предсказать рост первого встречного прохожего. Требуется большое везение, чтобы сделать это точно: он может оказаться как баскетболистом, так и карликом. Но прогноз «среднего» роста ста прохожих может быть достаточно точным. Прогноз для группы точнее прогноза для ее отдельного представителя, поскольку в этом случае происходит «взаимопогашение» отклонений: в одном случае прогноз завышен, в другом – занижен, но в целом он вполне приемлем. Это отражено на рис. 1.
Рисунок 1- Точность прогнозов зависимости от анализируемого параметра Точность прогнозов выше для близкой перспективы, чем для дальней. Так, прогнозировать семейный бюджет на следующий месяц гораздо проще, чем на тот же период, но через год. Прогнозирование подобно стрельбе: чем дальше от цели, тем труднее в нее попасть. Часто от руководителя отдела логистики приходится слышать: «Вы только дайте нам заказы на как можно более продолжительный период, и мы обеспечим их на 100%». Однако по указанной причине подобный подход к прогнозированию спроса работает против заказчиков: при разработке плана закупок и производства вероятность ошибки в этом случае резко возрастает.
Менеджеру по планированию производства в действительности не нужно знать, какие наименования он будет производить в какой-то отдаленный период времени. Он должен знать, какие мощности ему потребуются. Этот прогноз менее сложен и вместе с тем более точен, чем детальный прогноз спроса.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАТРАТ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ В
При определении затрат необходимо принять во внимание следующие дополнительные сведения:
Ж/д состав 2 раза в месяц
Рисунок 1 – Организация поставки материалов железнодорожным транспортом
Авто 4 раза в месяц
Рисунок 2 – Организация поставки покупных изделий автомобильным транспортом