Логистическое обеспечение таможенного оформления и сопровождения перевозки в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности таможенного оформления в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи исследования:
Выявить недостатки ТО в РБ;
Найти пути улучшения ТО в РБ;

Содержание работы

Реферат 2
Введение 4
1. Безработица как экономическая категория 5
1.1. Сущность и причины безработицы 5
1.2. Классификация безработицы 7
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 10
2. Особенности безработицы в переходной экономике 13
2.1. Анализ безработицы в республике Беларусь в 2000-2011 гг. 13
2.2. Оценка безработицы в странах СНГ 17
2.3. Причины формирования безработицы в РБ 19
3. Пути снижения безработицы 22
3.1. Перспективы решения проблемы безработицы 22
3.2. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 23
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсачблеать.docx

— 46.72 Кб (Скачать файл)

Интенсивное включение Беларуси в мирохозяйственные связи, ее стремление стать равноправным партнером на мировом рынке обусловили необходимость ее активного участия в работе различных международных экономических и торгово-таможенных организаций. «Республика Беларусь, — отмечается в Таможенном кодексе, — участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой» (п. 4 ст. 2) [22].

В регулировании внешне-экономической деятельности особую роль играют Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирная таможенная организация, специализированные экономические органы ООН, а на европейском уровне — Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Так, статья XVI Соглашения о создании ВТО гласит, что страны — члены ВТО обязаны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к Всемирной торговой организации [4].

В системе ГАТТ/ВТО выработаны и действуют достаточно эффективные  правовые механизмы, с помощью которых  разрешаются многие внешнеэкономические  и связанные с ними таможенные проблемы.

Соглашение о создании Всемирной торговой организации  представляет собой сочетание основного  и 29 специальных правовых документов, сформированных в ходе раундов переговоров  в рамках ГАТТ. Важнейшими из них  являются соглашения: по торговле сельхозпродуктами, текстилю и предметам одежды; по обмену услугами и обеспечению их доступа на рынки; по правилам определения  страны происхождения товара, таможенной оценке, соблюдению прав интеллектуальной собственности и др. Цели деятельности ВТО по снижению торговых барьеров соответствует отстаиваемая ею политика снижения ввозных таможенных пошлин. Вместе с тем, ВТО разрешает вводить защитные меры (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, количественные ограничения, запреты на ввоз и вывоз товаров и т. п.) в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики. Именно в таком духе выдержан Закон Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» от 25 ноября 2004 г. [13].

Работа по присоединению  Республики Беларусь к ГАТТ/ВТО ведется  с 1995 г. и представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового  режима страны к требованиям этой организации. На первый план выдвигается  задача обеспечения соответствия законодательства страны в торгово-таможенной сфере  правилам ГАТТ/ВТО.

Первоначально камнем преткновения при ведении переговоров о  вступлении в ВТО явилась практика взимания таможенными органами Беларуси сборов за таможенное оформление товаров. Ранее за основу обложения такими сборами принималась таможенная стоимость товаров, увеличенная на соответствующую адвалорную ставку. 15 января 2004 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь», которым было установлено, что впредь «…размеры этих сборов не могут превышать стоимости затрат таможенных органов Республики Беларусь по таможенному оформлению» [10]. В свою очередь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь своим постановлением утвердил фиксированные ставки таможенных сборов за таможенное оформление, исходящие из требований ВТО.

Если главным предназначением  ГАТТ/ВТО является выработка унифицированных  правил тарифного и некоторых  видов нетарифного регулирования  внешней торговли, то вопросы унификации и гармонизации процедур таможенного  регулирования в международном  масштабе призвана решать Всемирная  таможенная организация (СТС/ВТамО), полноправным членом которой Республика Беларусь является с 16 декабря 1993 г. СТС/ВТамО предлагает своим членам большой набор международно-правовых инструментов, ставших стандартами деятельности таможенных служб в большинстве стран мира. К числу важнейших международных конвенций, подготовленных в рамках СТС/ВТамО и применяемых в Республике Беларусь, относятся:

— Таможенная конвенция  о корнете АТА для временного ввоза от 6 декабря 1961 г. (Конвенция  АТА);

— Конвенция о временном  ввозе от 26 июня 1990 г. (Стамбульская конвенция). Республика приняла обязательства  по приложениям А, В1, В2, В3, В5;

— Конвенция о Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров от 14 июня 1983 г. (Брюссельская конвенция);

— Таможенная конвенция  о контейнерах от 2 декабря 1975 г.;

— Конвенция о взаимном административном содействии и предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г. (Найробийская конвенция);

— Конвенция о взаимной административной помощи в таможенных делах 2003 г. (Иоханнесбургская конвенция).

Международной практике Республика Беларусь обязана появлением свободных  таможенных зон, предполагающих хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций по переработке, в том числе с использованием при таких операциях отечественных  товаров, резидентом свободной экономической  зоны. В документах ООН насчитывается  свыше 30 различных наименований свободных  зон.

С учетом международного опыта  первая в стране свободная таможенная зона «Брест» была учреждена Указом Президента Республики Беларусь в 1996 г. [17]. Затем последовало создание еще  пяти зон — «Гомель—Ратон», «Минск», «Гродноинвест», «Витебск» и «Могилев».

Свободные экономические  зоны республики, действующие в условиях льготного таможенного режима (иностранные  товары помещаются под таможенный режим  без исполнения налогового обязательства  по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов), играют важную роль в привлечении  в нашу экономику иностранных  инвестиций, внедрении в производство прогрессивных технологий, выпуске  ценных народнохозяйственных товаров.

Унификация таможенного  законодательства Республики Беларусь с европейским проводится в настоящее  время в основном в области  транзитного перемещения товаров  под таможенным контролем и их таможенного оформления.

Таможенные органы Республики Беларусь внимательно отслеживают  процессы, происходящие в международной  практике осуществления таможенных процедур, берут на свое вооружение наиболее прогрессивные из них, те, которые способствуют ускорению  движения товаров и обеспечивают надежный таможенный контроль. Одним из первых международно-правовых актов, к которому присоединилась Республика Беларусь, явилась Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международных дорожных перевозок (МДП) 1975 г., разработанная Европейской экономической комиссией ООН. 16 июня 1995 г. приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь было утверждено Положение о порядке применения этой Конвенции [8]. В настоящее время система МДП — самая используемая международная транзитная система — применяется более чем в 50 странах мира. Она является основным элементом международных дорожных перевозок и в Республике Беларусь и обеспечивает около четверти всех экспортных и импортных поставок Союзного государства Беларуси и России.

Важно то, что перевозка  товаров в соответствии с Конвенцией МДП является одновременно способом обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов.

 

1.2 Особенности таможенных  правоотношений в РБ

 

     Сфера  международных   автомобильных перевозок грузов  для многих

предпринимателей,    желающих    заняться    данной    деятельностью

профессионально  с  целью  получить  хорошую  и  стабильную прибыль,

представляется весьма привлекательной.

     Рассмотрим  некоторые  вопросы  правового   регулирования  такой

деятельности,   а   именно  правоотношения,  возникающие  по  поводу

необходимости соблюдения национального  таможенного законодательства.

Ведь   Таможенная  конвенция  о международной перевозке грузов  с

применением   книжки   МДП   (далее   -  Конвенция  МДП)  далеко  не

единственный    источник    регулирования    взаимоотношений   между

перевозчиком  и таможенными  органами государств следования. Огромную

роль играет национальное законодательство стран.

     В  частности,  существуют некоторые особенности в законодательстве  Республики  Беларусь,  где перевозчик ограничен в своих    правах   на   защиту   в   случае   обнаружения   признаков административного   таможенного   правонарушения  (далее  -  АТП)  в процессе  осуществления  перевозки и где конфискация предмета АТП не зависит от наличия самого правонарушения.

 

     Ситуация 1

     Предприятие-перевозчик  в  значительной  степени   ограничено  в

возможностях защищать свои права в спорах с таможенными органами.

     Перевозчик  -  резидент  РБ  осуществлял   перевозку по маршруту

Западная   Европа   -   Республика   Беларусь   по  CMR-накладной  с

использованием книжки МДП.

     Таможня    назначения    находилась    в   г.Бресте.   Груз   -

металлоконструкции  средней  величины, упакованные в паллеты, каждый

из  которых  образует  одно грузовое место. Поштучный пересчет груза

внутри грузового места  затруднен особенностями упаковки и достаточно

большим количеством груза.

     При   проведении   операций   таможенного  контроля  в  таможне

назначения  был  произведен  поштучный пересчет содержимого  грузовых

мест,  в  результате  чего  было  обнаружено  превышение  количества

фактически   перемещенного   груза  над  количеством,  заявленным  в

товарно-транспортных   документах   (инвойсе).   Таким   образом,  в

действиях перевозчика таможенными  органами был усмотрен состав АТП  в

соответствии    со   ст.193-8   Кодекса   РБ   об   административных

правонарушениях  (далее - КоАП РБ). То есть имело место перемещение

через    таможенную    границу   Республики   Беларусь   товаров   с

представлением  таможенным  органам  Республики Беларусь документов,

содержащих    недостоверные    сведения    относительно   количества

перемещенного товара. В  отношении перевозчика был составлен  протокол

об административном таможенном правонарушении, дело было передано на

рассмотрение в суд  в соответствии со ст.202 КоАП РБ.

 

                      Проблемы в доказывании

 

     Согласно   п.16   ст.18  Таможенного кодекса РБ  перевозчиком

является   лицо,  фактически  перемещающее  товары  либо  являющееся

ответственным  за  использование транспортного средства. Кроме того,

действующим КоАП РБ не предусмотрена ответственность юридических лиц

за  совершение  административных  правонарушений.  Это  значит,  что

протокол  об  АТП  в  приведенной ситуации был составлен  в отношении

водителя  -  физического  лица, и  именно  водитель  являлся  лицом,

привлекаемым  к ответственности. Таким образом, только водитель мог

воспользоваться  всей  полнотой  прав,  гарантированных  ему  ст.247

КоАП  РБ  (знакомиться  с   материалами  дела,  давать   объяснения,

представлять доказательства, заявлять ходатайства).

     Упомянутые  права имеют очень важное, если  не решающее значение,

поскольку   для   доказывания  невиновности  перевозчику  необходимо

представить  документы (договор  на организацию перевозок, заявка) на

конкретную   перевозку   и  сделать  по  ним  необходимые  пояснения

(потребовал   ли   грузоотправитель  произвести  поштучный   пересчет

содержимого  грузовых  мест  и  совпадал  ли фактический  вес груза с

заявленным в документах), сославшись при этом на положения Конвенции

о  договоре  международной  перевозки  грузов  (далее  - КДПГ). Так,

согласно  ст.8  КДПГ  в обязанности перевозчика входит лишь проверка

правильности  записей,  сделанных  в  накладной  относительно  числа

грузовых мест, их маркировки и нумерации, а также внешнего состояния

груза  и  его  упаковки (поштучный пересчет груза должен быть сделан

лишь  по  требованию  грузоотправителя). Статьей 11 КДПГ определено,

что  представление всех необходимых документов на груз, в  т.ч. и для

таможенного оформления, входит в обязанности грузоотправителя.

Информация о работе Логистическое обеспечение таможенного оформления и сопровождения перевозки в РБ