Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в выделении основных принципов эффективного использования логистики в рамках коммерческих предприятий, изучении логистических концепций и факторов повышения конкурентоспособности предприятий. Также предполагается обобщение научных подходов в построении концепции логистического управления на предприятии. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере формирования конкурентной среды коммерческих предприятий. Объектом исследования выступает конкретное предприятие – ЗАО «Техсервис» города Комсомольска-на-Амуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1 Организация логистических систем коммерческих предприятий…… 5
1.1 Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия…… 5
1.2 Логистические концепции и факторы повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………….. 7
1.3 Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия………………………………………… 13
2 Логистический менеджмент как источник повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………… 16
3 Оценка эффективности логистической системы ЗАО «Техсервис»……………………………………………………………………... 21
3.1 Характеристика предприятия и его логистической системы на примере складской логистики………………………………………………..... 21
3.2 Анализ складской логистики предприятия………………………. 23
3.3 Рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятия…………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОКЛ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

1 высокого качества;

2 маленьких размеров производственных партий;

3 низких уровней запасов;

4 высококвалифицированного персонала;

5 гибкого оборудования.

Эта концепция получила свое название «тощее производство», потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство – меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время [9, с. 65].

Логистическая концепция «RULES BASED REORDER»(ROP). Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) – «reorder point» и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность [10, с. 41].

Логистическая концепция «QUICK RESPONSE»(QR). Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них – производителям готовой продукции.

Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой  продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский  спрос, и в то же время значительно  повысить оборачиваемость запасов [11, с. 478].

Логистическая концепция «CONTINUOUS REPLENISHMENT»(CR). Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам.

Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов:

1 должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции;

2 размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств [12, с. 163].

Логистическая концепция «AUTOMATIC REPLENISHMENT» (AR –автоматическое пополнение запасов). Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения [13, с. 294].

Логистические преимущества фирмы  в конкурентном соперничестве образуются за счет полного и эффективного использования логистического потенциала внутрифирменных и внешних экономических потоков. Указанные преимущества характеризуются следующим:

1 наиболее удачным выбором контрактов по хозяйственным связям, включая поставщиков, кредиторов, посредников;

2 нахождением оптимальных каналов распределения и организации товародвижения готовой продукции и услуг;

3 моделированием и реализацией наиболее рациональных логистических цепей и операций;

4 созданием эффективных стратегий и тактик ресурсосбережения во всех экономических потоках;

5 сопряжением экономических интересов всех участников логистических систем [14, с. 70].

В совокупности логистические преимущества образуют системообразующий логистический  фактор конкурентоспособности предприятия, формируемый за счет комплексного использования инструментария логистики. Учет и реализация логистических факторов должны позволить:

1 осуществить сопряжение экономических интересов участников логистических целей (каналов) по которым осуществляются движение экономических потоков;

2 обеспечить интеграцию усилий всех участников логистических систем для достижения общих системных целей;

3 установить экономические компромиссы в логистических системах, создаваемых для оптимизации и рационализации экономических потоков;

4 сузить поле недобросовестной конкуренции;

Таким образом, с учетом всех логистических факторов и концепций, используемых в деятельности предприятия, их эффективным использованием можно  максимально повысить конкурентный потенциал этого предприятия [15, с. 11].

 

1.3 Основные  принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия

 

 

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие [16, с. 301].

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальные поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья логистической цепи необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д. [17, с. 312].

Принцип тотальных  затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию логистической операции, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.[18, с. 293].

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления логистической системой необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы или логистической цепи от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции [19, с. 423].

Использование теории компромиссов для перераспределения  затрат. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от логистической операции всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической системы допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей логистической системы в целом.

Отказ от выпуска  универсального технологического и  подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.) [20, с. 149].

Принцип моделирования  и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистической системе широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик материальных потоков, изменением условий поставок и закупок и т.д. В этих условиях логистическая система должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке [21, с. 127].

 

 

2 Логистический менеджмент  как источник повышения конкурентоспособности  предприятия

 

 

В современном бизнесе, характеризующемся жесткой конкуренцией, логистика стала играть одну из главных ролей в потребительском сервисе. В современных условиях достижение конкурентных преимуществ в сервисе заключается в предоставлении большего числа сервисных услуг и повышении их качества. Перечисленные функции представляют собой прямой объект логистического менеджмента.

Можно отметить, что логистика  обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и  улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами фирмы, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Рационально управляя запасами материальных ресурсов и готовой продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены на готовую продукцию и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке.

Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную  координацию объемов закупок  материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым (на основе маркетинговых исследований) объемом продаж. Таким образом, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами и оптимизируя межфункциональные внутри-фирменные решения.

Логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными  и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы.

При построении современных  логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре  управления фирмой и определение  областей взаимодействия с другими  сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т. п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями [22, с. 90].

С точки зрения логистики  осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального  менеджмента должно способствовать реализации логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Система менеджмента фирмы может быть представлена в виде схемы на рисунке 1.

Рисунок 1 – Логистический  менеджмент в системе менеджмента  фирмы

 

Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и  задачам связан со всеми функциональными  областями менеджмента в процессах  управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. Зачастую бывает очень трудно разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, инвестиционного, финансового, информационного). Поэтому обычно выделяют основную координирующую и интегрирующую функции логистического менеджмента на высшем уровне иерархии управления фирмой.

Информация о работе Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»