Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в выделении основных принципов эффективного использования логистики в рамках коммерческих предприятий, изучении логистических концепций и факторов повышения конкурентоспособности предприятий. Также предполагается обобщение научных подходов в построении концепции логистического управления на предприятии. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере формирования конкурентной среды коммерческих предприятий. Объектом исследования выступает конкретное предприятие – ЗАО «Техсервис» города Комсомольска-на-Амуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1 Организация логистических систем коммерческих предприятий…… 5
1.1 Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия…… 5
1.2 Логистические концепции и факторы повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………….. 7
1.3 Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия………………………………………… 13
2 Логистический менеджмент как источник повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………… 16
3 Оценка эффективности логистической системы ЗАО «Техсервис»……………………………………………………………………... 21
3.1 Характеристика предприятия и его логистической системы на примере складской логистики………………………………………………..... 21
3.2 Анализ складской логистики предприятия………………………. 23
3.3 Рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятия…………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОКЛ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Основная задача логистического менеджмента в современных условиях бизнеса – способствовать выполнению стратегических целей фирмы и  созданию конкурентных преимуществ. Ключевыми факторами конкурентного преимущества в мировой экономике согласно М. Портеру являются:

1 лидерство в уровне  качества товаров и услуг;

2 лидерство в уровне  затрат;

3 дифференциация продукции;

4 стратегический фокус.

Указанные ключевые факторы  могут быть использованы любой фирмой-конкурентом. Поэтому для успешного выживания организация бизнеса должна постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях своей деятельности. Такие возможности предоставляет им логистика.

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. Целью логистики на фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе [23, с. 300].

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы и, как следствие, ее конкурентоспособности  при соблюдении следующих требований:

1 Поддержание связи  логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики.

2 Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если спецподразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.

3 Поступление необходимой  информации и современная технология  ее обработки. Используя сети  электронного обмена данными  с потребителями, например, можно  повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентов.

4 Эффективное управление  трудовыми ресурсами играет решающую  роль в наладке слаженного  механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы.

5 Налаживание тесной  взаимосвязи с другими фирмами  в области выработки стратегии.  Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

6 Учет прибыли от  логистики в системе финансовых  показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью.

7 Определение оптимальных  уровней логистического обслуживания  с целью повышения рентабельности. Для выявления оптимального уровня  качества обслуживания определяют  дополнительные доходы, достигнутые  от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней.

8 Тщательная разработка  логистических операций.

Американские специалисты  Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что  выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, который будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, т. е. повышению конкурентоспособности фирм [24, с. 119].

 

3 Оценка эффективности логистической системы ЗАО «Техсервис»

 

3.1 Характеристика  предприятия и его логистической  системы на примере складской логистики

 

 

Компания Техсервис-Комсомольск  была создана в 1994 году. Правовая форма  – ЗАО. Основным направлением деятельности была определена продажа оборудования компаниям горнорудной промышленности. Работая со шведской компанией Хускварна, были согласованы условия создания центра продаж и сервисного обслуживания оборудования для леса и сада компании Хускварна в городе Комсомольске-на-Амуре. По истечении 6 месяцев после проведения компаниями переговоров первая партия оборудования была доставлена в Комсомольск-на-Амуре.

Вследствие того, что, работая с угледобывающими предприятиями в основном по зачетам и бартерным операциям, анализируемое предприятие в 1997 году оказалось в трудном положении из-за большой дебиторской и кредиторской задолженности, было принято решение отказаться от бартерных и зачетных сделок и сосредоточить деятельность ЗАО «Техсервис» на обеспечении лесного комплекса Хабаровского края. Это позволило увеличить денежный оборот, что дало возможность более эффективно использовать активы предприятия.

На данный момент ЗАО «Техсервис» имеет широкий ассортимент реализуемых товаров: лесозаготовительная техника, оборудование для леса, парка и сада, масла технические, канаты стальные, гидроманипуляторы, спецодежда, дорожно-строительная техника и др. Отделом маркетинга осуществляется постоянный поиск и разработка новых направлений деятельности. Большой вклад в развитие предприятия вносят непосредственно менеджеры отдела продаж, проявляя инициативу в нахождении новых форм взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками продукции, заинтересовывая новых потребителей и, тем самым, расширяя рынок сбыта [25].

Современный крупный  склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а  как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

При этом необходимо иметь  в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить благоразумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

На предприятии имеется несколько складов, однако расчет экономических показателей произведен на основе данных о складе №1. Экономические показатели, необходимые для оценки логистической системы предприятия на основе складской логистики взяты из первичной документации предприятия за соответствующие периоды, а именно за 2009-2010 года [26, с. 34].

 

3.2 Анализ складской логистики предприятия

 

 

Из приведенных ниже данных таблицы 1 определим экономическую эффективность работы склада №1 ЗАО «Техсервис».

 Таблица 1 – Экономическая эффективность работы склада №1

Экономические показатели

Единица измерения

Склад №1

1) Годовой оборот на  складе

Тыс. р.

333356

2) Численность работников

Чел.

3

3) Годовой оборот на  складе на 1 работника в целом 

Тыс. р.

111118,7

4) Издержки обращения

- в том числе заработная плата

Тыс. р.

297890

112345

5) Прибыль

Тыс. р.

35460

6) Уровень рентабельности 

%

10,6


 

Данные о годовом  обороте на складе, численности работников и издержках обращения взяты  из первичной документации предприятия.

Годовой оборот на складе на 1 работника подсчитан деление значения годового оборота на складе всего на численность работников склада: 333356/3=111118,6 (тыс. р.)

Прибыль определена как  разница между годовым товарооборотом и издержками обращения в организации: 333356 - 297890 = 35460 (тыс. р.)

Уровень рентабельности определен как отношение значения прибыли к годовому обороту на складе: 35460/333356 * 100% = 10,6%.

Как видно из таблицы 1, рентабельность работы склада в организации равна 10,6%. Это свидетельствует об эффективном использовании склада в организации.

Как было сказано раньше, достижение конкурентных преимуществ деятельность предприятий и организаций складывается из «шести правил логистики». Исходя из проведенного анализа деятельности склада №1 на предприятии ЗАО «Техсервис» можно сделать следующий вывод:

1 Груз (нужный товар)  – на складе предприятия имеется  необходимое количество товаров;

2 Качество (необходимого  качества) – ЗАО «Техсервис» предлагает  организациям продукцию высокого  качества, с необходимым запасом комплектующих и сопутствующих деталей;

3 Количество (в необходимом  количестве) – так как предприятие  реализует крупногабаритную продукцию,  на складе не всегда имеется  необходимая для организации-покупателя  продукция. На складе представлен  ограниченный ассортимент товаров, но он является оптимальным для деятельности данного предприятия;

4 Время (должен быть  доставлен в нужное время) –  учитывая, что большее количество  техники не находится на складе, предприятие обладает высокоэффективной системой доставки. Поэтому большинство товаров доставляется вовремя;

5 Место (в нужное  место) – представительства ЗАО «Техсервис» есть по всему Дальнему Востоку (Благовещенск, Владивосток, Хабаровск), поэтому доставка техники осуществляется в необходимое место по заказу организации-покупателя.

6 Затраты (с минимальными  затратами) – проанализировав  годовой оборот на складе, уровень  рентабельности и издержки на  содержание склада можно сделать  вывод о том, что на функционирование  склада тратится минимально возможное  количество денежных средств.

Эффективность складского хозяйства в ЗАО «Техсервис» - это показатель рационального использования складских помещений, уменьшения затрат времени на выполнение различных операций, получения максимума прибыли при наименьших затратах, гибкости принятии решения.

Для оценки эффективности  использования складов можно  использовать систему экономических показателей:

- складской оборот;

- складской грузооборот;

- производительность  труда складских работников;

- себестоимость складской  переработки 1 т груза;

- коэффициент полезной  площади склада;

- коэффициент использования  полезного объема склада;

- уровень механизации  складских работ.

Учитывая необходимость  оценки всех вышеперечисленных показателей, в таблице 2 представлены результаты основные технико-экономические показателей работы склада №1 в ЗАО «Техсервис».

 Таблица 2 – Основные  технико-экономические показатели  работы склада №1

Наименование показателя

Единица измерения

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение (%)

1) Складской оборот

Тыс. р.

256780

333356

76576,00

29,82

Информация о работе Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»