Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в выделении основных принципов эффективного использования логистики в рамках коммерческих предприятий, изучении логистических концепций и факторов повышения конкурентоспособности предприятий. Также предполагается обобщение научных подходов в построении концепции логистического управления на предприятии. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере формирования конкурентной среды коммерческих предприятий. Объектом исследования выступает конкретное предприятие – ЗАО «Техсервис» города Комсомольска-на-Амуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1 Организация логистических систем коммерческих предприятий…… 5
1.1 Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия…… 5
1.2 Логистические концепции и факторы повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………….. 7
1.3 Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия………………………………………… 13
2 Логистический менеджмент как источник повышения конкурентоспособности предприятия………………………………………… 16
3 Оценка эффективности логистической системы ЗАО «Техсервис»……………………………………………………………………... 21
3.1 Характеристика предприятия и его логистической системы на примере складской логистики………………………………………………..... 21
3.2 Анализ складской логистики предприятия………………………. 23
3.3 Рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятия…………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОКЛ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

2) Складской грузооборот

Тыс. р.

200789

309890

109101,00

54,34

3) Производительность  труда работников склада

Тыс. р.

% чел.

19,6

20,7

1,10

5,61

4) Коэффициент полезной  площади склада

 

 

0,69

 

0,78

0,09

 

13,04

5) Коэффициент использования  полезного объема склада

 

0,55

0,65

0,10

18,18

6) Уровень механизации  работ

%

79

81

2,00

2,53


 

Данные таблицы 2 взяты из складской документации организации за соответствующие периоды.

Абсолютное отклонение показателей есть разница между данными технико-экономических показателей за 2010 год и 2009 год.

Относительное отклонение показателей есть отношение соответствующих показателей за 2010 год к значению 2009 года и умноженному на 100%.

Вероятнее всего, что предприятие ЗАО «Техсервис» в деятельности своей логистической системы использует логистическую концепцию «JUST - IN - TIME». Согласно этой концепции является можно так организовать Логистический процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделениями и координация поставщиков деталей. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

Как видно из таблицы 2, в ЗАО «Техсервис» наблюдался рост всех технико-экономических показателей деятельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

В результате проведения расчетов по эффективности использования  склада в ЗАО «Техсервис» был составлен прогноз эффективности использования склада в организации на предстоящий плановый год. Показатели эффективности использования склада организации на плановый год отображены в таблице 3.

Таблица 3 – Прогноз эффективности использования склада №1 в ЗАО «Техсервис» на предстоящий плановый год

 

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

1) Складской оборот

Тыс. р.

456023

2) Складской грузооборот

Тыс. р.

405126

3) Производительность  труда работников склада

Тыс. р. % чел.

20,9

4) Коэффициент полезной  площади склада

 

0,8

5) Коэффициент использования  полезного объема склада

 

0,75

6) Уровень механизации  работ

%

82,0


 

Как видно из таблицы 3, в ЗАО «Техсервис» планируется рост всех основных показателей эффективности использования склада, что является положительным моментом в деятельности организации. Так как повышение эффективности использования склада способствует сокращению складских расходов организации на хранение материалов, сокращает потери товаров на складе.

 

3.3 Рекомендации  по совершенствованию логистической  системы  предприятия

 

 

Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда основных проблем. К таким проблемам, с которыми сталкиваются малые предприятия при создании складского хозяйства и при рационализации действующих складов, можно отнести:

- выбор между собственным складом и складом общего пользования;

- выбор места расположения склада;

- определение вида и размера склада;

- разработка системы складирования.

Склады общего пользования  имеют следующие преимущества:

- не требуются частные инвестиции в развитии складского хозяйства;

- сокращаются финансовые риски;

- увеличивается гибкость требуемой складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);

- отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.

Совокупность складских  технологических операций о разгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению и отпуску товаров  составляет содержание внутрискладского технологического процесса.

Рациональная организация  складского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:

1 механизации и автоматизации  технологических операций;

2 оптимального использования площади и емкости складских помещений;

3 организации сквозного «прямоточного» товарного потока;

4 планомерности и ритмичности складских работ

5 полной сохранности  товаров. 

Всеми операциями по движению товаров на складе ЗАО «Техсервис» руководит товаровед, являющийся в ряде случаев одновременно и материально ответственным лицом. С учетом возможного большого количества одновременно производимых операций, связанных с приемкой и отпуском товаров, структурно возможно деление материально ответственного персонала склада, работающего непосредственно с товарами (грузами) на следующие группы: приемки, комплектации, отпуска (отгрузки), инвентарного контроля.

При приеме на работу с  данным персоналом заключают договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Освобождение любого материально ответственного лица от работы осуществляется только после сплошной инвентаризации и передачи материальных ценностей другому лицу.

Приемку товара на складе можно ускорить, используя считывание штрих-кодов с помощью переносных сканеров.

Для совершенствования  логистической системы на складе ЗАО «Техсервис» также требует принятия необходимых мер по их устранению, так как сохранение негативных тенденций может привести к дальнейшему ухудшению финансового состояния предприятия и снижению эффективности его работы как результат нарушений работы отдельных звеньев системы. При этом необходимо отметить, что сбой одного звена обуславливает остановку оперативной деятельности других, так как между всеми элементами системы имеют место взаимозависимые соотношения.

В данном случае следует рекомендовать следующие направления развития предприятия, способствующие комплексному внедрению концепции логистики:

- совершенствовать организацию движения материальных потоков;

- обеспечить современную технологию поступления и обработки информации;

- обеспечить связь стратегии предприятия с логистикой;

- внедрить систему учета прибыли от логистики в системе финансовых показателей;

- разработать систему повышения эффективности управления трудовыми ресурсами;

- определить оптимальный уровень качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности (на сегодняшний день рентабельность составляет 5,8%);

- внедрить систему планирования логистических операций и др.

Также оптимальным для  предприятия было бы соблюдение основных принципов логистики, перечисленных в пункте 1.3. Можно отметить, что на рассматриваемом предприятии однозначно соблюдены следующие из основных принципов:

1 принцип тотальных  затрат;

2 использование теории  компромиссов для перераспределения  затрат;

3 принцип развития  логистического сервиса;

4 принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки.

Также для эффективного функционирования складов предприятия  необходимо четко соблюдение логистического процесса на складе. Данный процесс представлен на рисунке 2 [27, с. 430].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Логистический  процесс на складе

 

 

Заключение

 

 

Понятие логистики является одним из базовых понятий в сфере эффективного управления предприятием. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью синтеза, анализа и совершенствования.

В настоящее время  коммерческие отношения формируются  в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в коммерческой деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Возрастающий интерес  со стороны предпринимателей к логистике  обусловлен потенциальными возможностями  повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику, добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.

Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет резкого снижения себестоимости товара и повышения надежности и качества поставок.

Особенность логистики  заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного  процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название «логистическая система».

В данной работе рассматривалась  эффективность логистической системы ЗАО «Техсервис» на примере складской логистики. В ходе произведенных вычислений было выяснено, что рентабельность предприятия находится на достаточно высоком уровне, а это означает эффективное функционирование имеющейся на предприятии логистической системы. 

Учитывая, что логистическая система находит все более широкое применение в практической деятельности торговых предприятий, она ложится в основу экономической стратегии фирм, когда логистика используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения рынка и стратегии организации.

 

Список использованных источников

 

 

1 Дегтяренко, В. Н. Основы логистики и марктинга : учеб. пособие / В. Н. Дегтяренко. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 352 с.

2 Рейфе, М. Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке / М. Е. Рейфе. – М.: Наука, 2003. – 553 с.

3 Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе / В. И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295 с.

4 Стаханов, В. Н. Торговая логистика / В. Н. Стаханов, Р. В. Шеховцов. – М.: ПРИОР, 2004. – 311 с.

5 Таничев, А. В. Логистика / А. В. Таничев. – М.: Дашков и К, 2003. – 326 с.

6 Чудаков, А. Д. Логистика / А. Д. Чудаков. – М.: Изд-во РДЛ, 2005. – 270 с.

7 Бланк, И. А. Управление торговым предприятием / И. А. Бланк. – М.: Тандем, 2008. – 456 с.

8 Логистика / под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

9 Синоцкий, Б. И. Основы коммерческой деятельности / Б. И. Синоцкий. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 456 с.

10 Алесинская, Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 121 с.

11 Альбеков, А. У. Логистика коммерции / А. У. Альбеков, В. П. Федько, О. А. Митько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.

12 Миротин, Л. Б. Логистика для предпринимателя / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Тышбаев. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 214 с.

13 Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики / Н. К. Моисеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.

14 Сербин, В. Д. Основы логистики : учеб. пособие / В. Д. Сербин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 146 с.

15 Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 79 с.

Информация о работе Логистика как фактор конкурентоспособности коммерческих предприятий на примере ЗАО «Техсервис»