Логистика в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ основных тенденций и путей развития логистических систем, и процессов в мировой экономике.
Для реализации цели сформулированы следующие основные задачи:
- определить роль и значение логистики в условиях глобализации мировой экономики;
- определить основные подходы к формированию МЛС;
- определить основные тенденции развития логистической инфраструктуры в мировой экономике;
- определить влияние логистического фактора на эффективность реализации продукции на внешних рынках.

Файлы: 1 файл

курсовая Амушки.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

В настоящее время в  условиях развития мировой экономики возникает большая необходимость сконцентрировать внимание на оптимизации своей деятельности, так как в странах укореняются принципы рыночной экономики и усиливается конкуренция. Особое внимание нужно уделить созданию систем, позволяющих повысить эффективность управления материальными потоками, что улучшает всю хозяйственную деятельность. Правильное формирование и дальнейшее развитие логистических систем является залогом успешной деятельности на мировых рынках и интеграции в современную структуру мировой экономики.

 Актуальность данной  темы определяется:

- возрастающей ролью, которую играет логистика в хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, в качестве фактора, формирующего ключевые компетенции и конкурентные преимущества при выходе предприятий на внешние рынки;

- необходимостью формирования, развития и совершенствования  организационных структур управления  МЛС;

- необходимостью применения  современных технологий и экономических механизмов формирования и развития, а также эффективного функционирования МЛС.

Целью курсовой работы является изучение и анализ основных тенденций  и путей развития логистических систем, и процессов в мировой экономике.

Для реализации цели сформулированы следующие основные задачи:

- определить роль и  значение логистики в условиях  глобализации мировой экономики;

- определить основные  подходы к формированию МЛС;

- определить основные  тенденции развития логистической  инфраструктуры  в мировой экономике;

- определить влияние логистического  фактора на эффективность реализации  продукции на внешних рынках.

Предметов исследования являются экономические, управленческие и организационные  отношения, связанные с формированием, функционированием и оптимизацией работы логистических систем в международной  внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования являются процессы формирования механизмов функционирования международных логистических систем в условиях глобализации мировой  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Логистические  системы в условиях глобализации  мировой экономики

    1. Логистика в условиях глобализации мировой экономики

Логистические системы и  логистика имеют прямое или косвенное  влияние на все аспекты человеческой деятельности. Объектам в логистических  системах являются природные, человеческие, финансовые и информационные ресурсы, этим и объясняется связь логистики  со всеми жизненными явлениями.

В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы, лежащие в основе мировой экономики. За последние годы процессы глобализации мировой экономики и развития системы международных экономических отношений охватили, практически, все страны мира, подписано множество международных соглашений, созданы зоны свободной торговли.

Роль логистики существенно возросла в эпоху постиндустриализации, вызвавшей значительные изменения в мировой экономике. Эти изменения оказали на логистику значительное влияние, так как данная отрасль напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие

технологии, что в свою очередь связано с использованием новых технологий и инноваций в логистике; доступностью и обилием различной информации — информатизация логистических процессов; доступность средств связи и транспорта; высокий уровень образования и активное использование знаний в труде — улучшение работы всего логистического бизнеса за счет правильного

и рационального использования трудовых ресурсов, роста компетенций персонала.

Существует множество причин, которые побуждают компании к выходу на мировой рынок. Стремление к росту и выживанию в конкурентной борьбе служит компаниям стимулом для развития международных операций. В то же время, сопутствующее развитие технологий и производственных мощностей облегчает им глобализацию хозяйственной деятельности. В настоящее время на макроуровне существует ряд главных факторов, стимулирующих глобализацию. Это экономический рост большинства стран мира и либерализация их экономик; эффективное функционирование логистических систем и улучшение мировой логистической инфраструктуры; появление зон свободной торговли; технический и технологический прогрессы. Все названные макроэкономические факторы играют существенную роль в раз-

витии мировой экономики, но, с точки зрения данного исследования, наибольший интерес представляет позиция: «эффективное функционирование логистических систем и улучшение мировой логистической инфраструктуры». Данный фактор является одной из движущих сил глобализации и отражает тенденции, действующие, практически на всем земном шаре.

Важным явлением в современной мировой экономике стало формирование в ее рамках международных (иногда их называют глобальными) логистических систем. К международным логистическим системам относят межгосударственные системы, формируемые на уровне нескольких стран и даже континентов.

Высокие стандарты базового логистического обслуживания сложились благодаря глобализации мировой экономики, выходу на международные рынки крупнейших провайдеров логистики, способных обеспечить обслуживание пользователей доступным, надежным и функциональным сервисом, построивших логистические системы, охватывающие большинство

направлений и маршрутов  международной торговли.

 

1.2 Основные подходы  и формирование международной  логистической системы в мировой  экономике

 

Анализ современного этапа  развития логистики показал, что существуют три основных подхода к формированию логистических систем, как на национальном, так и на международном уровнях. Первый подход заключается в том, что при организации и осуществлении логистических операций основной упор делается на совершенствовании процесса управления материальными потоками в логистических системах. Этот подход

можно назвать «операционным», то есть направленным на совершенствование различных операций в логистических системах. Другой подход заключается в том, что логистика должна быть гибкой и способной к быстрому реагированию на возможные изменения в запросах потребителей. Этот подход

можно назвать «гибким», и суть его в гибком и быстром удовлетворении клиентуры. Третий подход концентрирует внимание на интеграции и координации работы всех участников логистических цепей в рамках действующих на национальном или международном уровне логистических систем. Этот подход можно назвать интегрированным. Однако в современных условиях и при тех требованиях, которые выдвигаются перед логистикой, с точки зрения гарантии качества логистического обслуживания потребителей и обеспечения четкого и эффективного функционирования логистических систем, логистика должна быть и «операционной», и «гибкой», и «интегрированной».

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ текущего состояния и структуры мирового рынка логистических услуг

 

Рынок логистических услуг в настоящее время находится на стадии фундаментальных изменений, оказывающих серьезное влияние на роль и масштабы деятельности его участников и структуру их взаимоотношений.

Основными сегментами логистического рынка являются:

  • грузоперевозки и транспортно-экспедиторские операции;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги

по хранению и дистрибьюции товаров;

  • услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов

(управленческая логистика).

При анализе рынка логистических  услуг было выявлено, что доминирующей тенденцией на нем является значительный рост аутсорсинга. В 2010 г. логистический аутсорсинг увеличился на 17 %, в 2011-2012 г. произошло увеличение на 10 %, а в 2013 г рост мирового рынка аутсорсинга прогнозируется разными источниками до 16 млрд.

Особо следует отметить процессы слияний и поглощений (merges and acquisitions — «M&A»), которые также стали доминирующими на мировом рынке логистических услуг за последние годы и являются важной частью стратегии компаний-провайдеров логистики. Анализ процессов «M&A» показал, что они вызвали массовую реструктуризацию, связанную с необходимостью в полной мере интегрировать компании, которые были приобретены в процессе слияний и поглощений. Результатом этой реструктуризации явилась волна сделок по продаже непрофильных или малоприбыльных направлений бизнеса. Например, весь холдинг «Stinnes AG», в который входит одна из крупнейших логистических компаний Германии «Schenker», был куплен немецкой железнодорожной компанией «Deutsche

Bahn» за 2,5 млрд. евро, в  результате чего последняя сконцентрировалась на ключевых компетенциях своей деятельности - перевозки железнодорожным транспортом (услуги перевозчика) и логистические услуги, продав, не связанные с данным видом бизнеса, такие непрофильные активы, как: химическое производство и производство стальных изделий. Примером здесь

также может служить приобретение холдингом «Deutshe

Post World Net», являющимся одним из крупнейших предприятий логистического рынка, однопрофильной компании «Exel». В результате этой сделки к немецкому почтовому и транспортному оператору перешел логистический бизнес, оцениваемый в 20 млрд. долл.

Делая вывод из отмеченного  выше, можно сказать, что за последние годы среди логистических компаний, действующих на мировых рынках, преобладает комбинированная стратегия роста, когда компания развивается как за счет внутренних источников (расширяя свои рынки, предложение услуг, клиентскую базу), так и за счет приобретения других подобных предприятий. В частности, эти процессы особенно заметны в логистической индустрии стран Западной Европы, где следует отметить наличие высокого уровня активности по слияниям и поглощениям, а также формированию деловых альянсов, созданию совместных предприятий, других форм кооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие логистики  в мировой экономике

            2.1 Основные тенденции и развитие  мировой логистической инфраструктуры

 

Основным показателем  современного этапа глобализации мировой экономики являются интеграционные процессы логистической инфраструктуры. Международный характер связей между странами делает их взаимно заинтересованными в создании в каждой из них эффективной и унифицированной инфраструктуры, обладающей достаточной пропускной способностью и гарантирующей должный уровень организации и обеспечения работы каналов поставки продукции. Но в то же время, следует отметить, что темпы развития мировой торговли превышают пропускную способность логистической инфраструктуры отдельных регионов. Было выявлено, что, несмотря на усилия ряда стран, предпринимаемых в целях оптимального использования особенностей и возможностей каждого отдельного элемента международной логистической инфраструктуры, возможности их совместного функционирования часто бывают не реализованы. Причины, не позволяющие использовать преимущества отдельных элементов, имеют различный характер. К ним относятся правовые, организационные и технологические барьеры. Одним из первых шагов преодоления этих барьеров является определение возможных вариантов эффективного использования различных элементов международной логистической инфраструктуры на устоявшихся грузонапряженных маршрутах международной торговли с учетом технологических, географических и правовых факторов, влияющих на формирование всего логистического процесса в целом. Подобного рода маршруты получили название «транспортных коридоров», хотя правильнее

их было бы назвать «логистическими коридорами» с учетом того, что элементами их формирования являются не только средства транспорта, но и многие другие объекты и элементы логистической инфраструктуры. В частности, при построении и эксплуатации транспортных коридоров

используются возможности полного использования преимуществ естественной инфраструктуры стран (заливов, морей, возможности каботажного плавания, внутренних водных путей и т.д.).

Одной из основополагающих в развитии логистической инфраструктуры во всем мире в настоящее время стала тенденция появления и развития крупных транспортно-логистических центров (ТЛЦ). В частности, в странах Западной Европы на направлениях значительных материальных потоков, включая и международные, во все возрастающих масштабах создаются логистические центры и реализуется трехсторонняя схема доставки: производитель — логистический центр — потребитель. В настоящее время подобных центров в странах Западной Европы большое количество. Самым значительным из них является порт Роттердам, где только контейнеризованный поток грузов в начале века превысил 6 млн. ед. TEU. Аналогичная тенденция прослеживается во всех развитых странах.

Информация о работе Логистика в мировой экономике