Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 20:09, курсовая работа
Описание работы
Экономические отношения, которые в значительной степени формируются в условиях неопределенности и неустойчивости среды, требуют высокоэффективных способов и методов управления хозяйственной деятельностью. Традиционные концепции управления уже не оправдывают себя. Одним из наиболее прогрессивных научно-прикладных направлений является логистика. Логистика во взаимосвязи с маркетингом представляет собой идеальный на сегодняшний день вариант системы управления в экономике.
Содержание работы
Введение…………………………………………………….…………..……........3 1.Эволюция организационного обеспечения логистического менеджмента………………………………………………………..……………..4 2.Организационно-правовое обеспечение логистики………………….……...11 3.Экономическое обеспечение логистики………………………….….……….18 4.Экологическое обеспечение логистики…………………………….…….…..22 5.Транспортное обеспечение логистики............………….……………………30 Заключение……………………………………………………………………….37 Список литературы………………………
деятельности при сохранении
локального контроля открывает такие
возможности для совершенствования логистической
компетентности, которые значительно
превосходят потенциал самой передовой
сегодняшней практики.
2. Организационно-правовое
обеспечение логистики
Организационно-правовое обеспечение
логистических систем управления представляет
собой совокупность правовых норм, актов,
инструкций, которые устанавливают систему
взаимных связей между элементами, этапами
и средствами управленческого процесса.
Данная система имеет эшелонированную
структуру, многофункциональную направленность,
включает критерии оценок получаемых
результатов и меры персональной ответственности
при решении конкретных логистических
задач.
Логистические системы управления
значительно глубже интегрированы с управленческими
и функциональными структурами, чем традиционные.
В связи с этим их состояние и дальнейшее
развитие предполагает более тесную связь
с организационно-правовым обеспечением,
в котором выделяют четыре основных аспекта.
· Государственное.
· Административное.
· Финансовое.
· Трудовое.
Процесс управления производственно-хозяйственной
деятельностью, в том числе материальными
и денежными потоками, прямо или опосредованно
концентрируется на реальном поведении
отдельных конкретных лиц или коллективов,
которые при реализации своих функций
и должностных обязанностей должны руководствоваться
требованиями и инструкциями, имеющими
нормативно-правовой характер.
В условиях рынка определяющее
значение для хозяйственных структур
имеют принципы самоуправления и адаптации
к окружающей среде. В этой связи логистические
системы помогают организовать процессы
управления производственно-хозяйственной
деятельностью предприятия и его подразделений
не только путем эффективного использования
действующего юридического и нормативного
права. С целью повышения эффективности
взаимодействия различных структурных
элементов они должны выполнять дополнительные
организующие функции и вносить свои аспекты
правового регулирования функциональной
деятельности.
Очевидно, что организационно-правовое
обеспечение логистических систем является
важнейшим фактором не только их эффективного,
но даже формального функционирования.
Процесс организации принятия и реализации
решений при использовании логистических
систем управления в отличие от других
традиционных ситуаций более формализован.
Управление на основе логистической концепции
побуждает менеджмент максимально конкретизировать
все задачи управления на каждом уровне,
этапе, в каждом звене на любой обозримый
отрезок времени. Эта потребность становится
такой же естественной, как и установление
ответственности. И соответствующих
прав в иерархической системе производственно-экономических
отношений.
Строгое соблюдение принципа
полного организационно-правового обеспечения
логистических систем позволяет улучшить
не только производственно-коммерческий
механизм деятельности предприятия, но
и укрепить дисциплину на всех участках
вплоть до отдельных рабочих мест. Без
нормативно-правового регулирования невозможно
добиться эффективного использования
логистических систем. Это связано с тем,
что для получения ожидаемого результата
системы данного типа предполагают точное,
конкретное, определенное правовое положение
объектов и субъектов управления.
Переход предприятия от привычных
условий производственно-хозяйственной
деятельности на логистический режим
управления может внести дополнительные
элементы в правовое регулирование, что
влечет за собой возникновение новых,
иногда неожиданных, ситуаций, которые
не всегда укладываются в сложившийся
правопорядок и могут быть не отрегулированы
имеющимися правовыми нормами.
Процесс создания логистических
систем управления потоковыми процессами
и последующая их жизнедеятельность определяются
условиями действующего правового регулирования.
Природа правового поля (структура,
качество, стабильность и т. д.) оказывает
влияние на:
· степень централизации системы
управления;
· иерархию логистической системы;
· оптимальность интеграции
организационной, функциональной и информационной
структур управления;
· процессы совершенствования
всех форм менеджмента;
· соответствие целевых установок;
· согласование формализации
задач нормам юриспруденции;
в то же время комплексное организационно-правовое
обеспечение помогает выявить и ликвидировать
факторы несоответствия некоторых управленческих
структур действующему законодательству
и принятым канонам делопроизводства.
Следует подчеркнуть, что правовое регулирование
в пределах логистических систем предполагает
не простое приложение правовых норм в
процессе жизнедеятельности, а их творческое
комбинирование. Это объясняется тем,
что довольно часто правовые нормы не
совпадают с техническими требованиями,
не должны им подчиняться и не могут отражать
всю массу индивидуальных особенностей,
экономических и производственно-хозяйственных
отношений.
Творческая интерпретация организационно-правового
обеспечения логистических систем помогает
индивидуализировать обобщенный характер
действующего законодательства.
Недостаточное внимание к налаживанию
полноценною комплексного организационно-правового
обеспечения логистических систем управления,
как правило, влечет за собой ослабление
воздействия на потоковые процессы. В
этих случаях логистические системы по
эффективности опускаются до традиционных
систем управления, которые не всегда
могут активно влиять на внутреннюю и
внешнюю среду и часто выступают лишь
как сдерживающий фактор ухудшения обстоятельств,
да и то до определенного момента.
Формирование и дальнейшее
функционирование логистических систем
обеспечения: внешнего и внутреннего.
Внешнее организационно-правовое
обеспечение регулирует взаимодействия
логистической системы, ее звеньев и деятельности
с внешней средой. Согласование идет на
уровне соответствия государственным,
международным, отраслевым и местным нормативно-правовым
актам. Помимо этого, учитываются национальные
особенности, предпринимательские традиции,
а также влияние формальных и неформальных
общественных и деловых структур.
Внутреннее организационно-правовое
обеспечение логистических систем предполагает
правовое регулирование режима работы
в рамках системы, взаимодействие и взаимозависимость
ее структурных элементов, права, обязанности
и ответственность должностных лиц, проведение
организационной, производственной, товарной,
кадровой и другой внутренней политики.
Кроме того, данная форма включает правовое
оформление вопросов финансирования,
стимулирования, стандартизации и т. д.
практически из всех областей жизнедеятельности
логистической системы.
Как внешнее, так и внутреннее
организационно-правовое обеспечение
обусловлено установлением в юриспруденции
понятия юридического факта. Данное понятие
характеризуется как явление жизненное,
материальное. Руководствуясь этим для
решения задач, связанных с организационно-правовым
обеспечением логистических систем, необходимо
определить природу и состав явлений,
событий и действий, подпадающих под искомое
понятие. Это выполняется путем не просто
осознанного, но квалифицированного отношения
к анализу и систематизации элементов
формального характера материальных и
иных потоков, которые подлежат нормативно-правовому
регулированию. Таким образом, открывается
возможность все предметы, звенья, персонал
и действия, имеющие отношение к управлению
потоковыми процессами, представить в
определенной совокупности, последовательности
и взаимосвязи, что позволяет осуществлять
полноценное комплексное правовое регулирование
на соответствующем уровне.
К сожалению, в теории и практике
права существует неприемлемый для логистики
недостаток - разнообразие толкований
некоторых элементов и понятий. Поэтому
при создании и функционировании логистических
систем необходимо четко определиться
в единстве смысла терминов и понятий.
Это позволит правильно и соответственно
идентифицировать правовой статус объектов
и субъектов управления. В то же время
это значительно облегчит прием, обработку,
хранение и выдачу информации в рамках
обусловленного нормативно-правового
регулирования. Кроме того, правовые акты
и нормы выступают в качестве форм и средств,
закрепляющих нормативный порядок целей
управления, организационных структур,
функциональных модулей и действующих
моделей управления.
Логистические системы управления
по своей природе являются совокупностью
информационных, технических, технологических
и социально-экономических элементов.
Прямые и обратные связи между ними образуют
сложную систему взаимодействий, которая
во многом зависит от влияния внешних
факторов. Для данной системы взаимоотношений
и взаимозависимости недостаточно простого
правового обеспечения и оформления определенных
действий. Согласование и совместимость
функциональных, информационных, математических
и технических средств управления предполагает
непрерывность и динамичность охвата
нормативно-правовым регулированием всех
звеньев, предметов и уровней систем в
территориальном и временном аспекте
по всему алгоритму выполняемых работ.
Особенно трудно переоценить
роль правового регулирования для эффективного
функционирования макрологистических
систем на межрегиональном и межгосударственном
уровне. Сложность целевых установок,
а также многочисленность и неопределенность
воздействующих факторов выдвигают повышенные
требования к комплексности и динамичности
правового обеспечения. В то же время логистические
системы, чутко реагируя на конъюнктуру
социально-экономических процессов, по
существу сами являются генераторами
нормо- и правотворчества.
Важнейшее значение
в логистической деятельности имеют перевозки.
В качестве примера правового обеспечения
логистики рассмотрим правовое регулирование
внутренних перевозок.
Среди основных нормативных
документов, регулирующих внутренние
перевозки грузов и пассажиров, а также
деятельность соответствующих видов транспорта
следует указать: Конституцию РФ, ГК РФ,
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999
№ 81-ФЗ, Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 №
60-ФЗ), Кодекс внутреннего водного транспорта
РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Федеральный закон
«О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, Устав железнодорожного
транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ, Устав автомобильного
транспорта и городского наземного электрического
транспорта от 0811.2007 № 259-ФЗ, Федеральный
закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения»; Федеральный закон
«О транспортно-экспедиционной деятельности»
от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а также Общие правила
морской перевозки грузов, пассажиров
и багажа, утвержденные приказом Министерства
морского флота СССР от 20.06.1972 № 107, Правила
перевозки пассажиров, ручной клади и
багажа и предоставления услуг на судах
и в портах Министерства морского флота
СССР, утвержденные приказом Министерства
морского флота СССР № РД 31.16.02-87, Федеральные
авиационные правила (ФАП) «Общие правила
воздушных перевозок пассажиров, багажа,
грузов и требования к обслуживанию пассажиров,
грузоотправителей, грузополучателей»,
утвержденные приказом Минтранса России
от 28.06.2007 № 82, Правила перевозок грузов
и буксировки плотов и судов речным транспортом,
утвержденные Департаментом речного транспорта
Минтранса России от 01.01.1994, Правила оказания
услуг по перевозке пассажиров, багажа,
грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем
водном транспорте, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 06.02.2003 № 72, Правила
перевозок грузов железнодорожным транспортом,
Правила оказания услуг по перевозкам
на железнодорожном транспорте пассажиров,
а также грузов, багажа и грузобагажа для
личных, семейных, домашних и иных нужд,
не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, Правила
перевозок пассажиров и багажа автомобильным
и городским наземным электрическим транспортом,
утвержденные постановлением Правительства
РФ от 14.02.2009 № 112.
3. Экономическое
обеспечение логистики.
Все субъекты хозяйственной
деятельности во взаимосвязи составляют
единое экономическое пространство, где
на каждом предприятии производственные
факторы взаимодействуют друг с другом
и обеспечивают выпуск товаров
и услуг. При этом в любом случае
предприятие функционирует в условиях
ограниченных ресурсов, в чем собственно
и заключается экономическая постановка
вопроса. В соответствии с экономическими
законами оно может действовать так, чтобы:
— максимизировать свои результаты
(т.е. при заданном объеме производственных
ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску
продукции);
— минимизировать расход производственных
ресурсов при определенном объеме выпуска
продукции;
— оптимизировать результаты
(т.е. затраты и результаты должны находиться
в определенном оптимальном сочетании).
Находясь в составе экономической
системы более высокого порядка, предприятия,
производящие продукцию, не могут обойтись
без взаимодействия с другими организациями,
составляющими инфраструктуру рынка.
Экономические и организационные связи
предприятий- производителей товаров
и услуг дают возможность осуществить
обменные процессы и довести
изготовленную продукцию до потребителя.
В этой сфере весь ход экономического
развития востребовал логистику, способную
обеспечить высокое качество поставок,
специализируясь
на обменных потоках ресурсов
и готовой продукции. Собственно экономическая
специфика логистики как функционального
менеджмента, а позже и самостоятельного
вида предпринимательской деятельности
оказалась заложенной в рыночные отношения
еще маркетинговой предпринимательской
парадигмой, связанной с изменением главного
принципа организации рынка. Имеется в
виду переход от рынка
продавца к рынку покупателя,
вызвавший к жизни вытягивающий
принцип организации товародвижения.
Приоритетными направлениями в решении
экономических проблем логистики в настоящее
время становится высокий уровень возможности
приспособления хозяйствующих
субъектов к интересам потребителей
и конъюнктуре рынка, в чем логистика и
является главным инструментом3.
Условием эффективности стратегии
и тактики логистики становится организация
гармоничного производства и сбыта, интеграция
логистической деятельности в основных
сферах воспроизводства (производстве,
снабжении,
распределении) с целью оптимизации
ресурсов при организации бизнеса и реализации
корпоративной стратегии. Отличительной
чертой экономики логистики служит не
только ее ориентация на фирму как основное
звено экономики, но и способность стать
средством организации ресурсосберегающего
алгоритма предпринимательской деятельности.