Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных подходов к оценке и выбору рациональной организации производства.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность и особенности организации производства;
- проанализировать особенности разработки и организации производственного процесса;
- дать оценку уровня организации производства продукции на ООО «Инпротехсервис» ООО "Инпротехсервис";
- выявить пути улучшения организации производства продукции на ОАО «Инпротехсервис»
Наличие базы производителей и потребителей позволяет предлагать не только материалы, но и принимать заявки на выполнение крупных заказов по вышеперечисленной тематике продукции стеклопластиковых производств, с планомерным размещением необходимого заказа на одном или нескольких предприятиях, что дополнительно гарантирует их успешное выполнение.
На предприятии работают более 2000 сотрудников, имеется 30 складов и 12 производственных цехов. В бухгалтерии работают 30 сотрудников.
Ассортимент продукции более 1000 позиций, основного сырья и комплектующих, полуфабрикатов собственного производства - 2000 позиций.
Приоритетными направлениями деятельности ООО «Инпротехсервис» в 2012 году как и в 2011 году являлось увеличение объемов продаж и производства, повышение рентабельности продаж, развитие новых направлений и новых продуктов.
Таблица 2.1
Показатели финансово-
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
Отклонения (+,-) |
Темп роста, в % |
Стоимость чистых активов эмитента, руб. |
100125000 |
73102147 |
-27022853 |
73 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
515 |
849 |
334 |
164,9 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % |
388 |
591 |
203 |
152,3 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
4,6 |
7.6 |
3 |
165,2 |
Доля дивидендов в прибыли, % |
- |
- |
||
Производительность труда, руб./чел |
606635 |
556057 |
-50578 |
91,7 |
Амортизация к объему выручки, % |
4 |
7 |
3 |
175 |
Из таблицы 2.1 видно, что стоимость чистых активов эмитента в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 27022853 руб. Что говорит об убыточности предприятия.
Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2012 году в 3 раза больше чем в 2011 году, что свидетельствует о том что с 1 рубля дебиторской задолженности получено в 2012 году в 3 раза больше единиц выручки.
Производительность труда снизилась на 50578 руб./ чел., что говорит о снижении экономии затрат труда на изготовление единицы продукции.
2.2 Анализ организации производства продукции на ОАО «Инпротехсервис»
Ориентиры для деятельности любой организации задают её планы: план производства и продаж производимых товаров, план развития и т.д. Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес – плана развития предприятия. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах предприятия, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. [23,с.98]
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место определяют объем производства товаров. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально продать.
В настоящее время ОАО «Инпротехсервис» является специализированным предприятием химической промышленности и представляет мощный производственный комплекс. Предприятие обладает современной технологией получения стекловолокна, обеспечивающей выпуск современной продукции более 100 наименований. Основными видами продукции выпускаемых ОАО «Инпротехсервис» являются изделия из стеклопластиков (67%), прессование (пластмассы) (5%), изделий из стекловолокна (21%). Объем продаж выпущенной продукции за 2012 год в действующих ценах составил 420 млн. рублей, что составляет 65,58% к уровню 2011 года.
Приоритетными направлениями деятельности ООО «Инпротехсервис» в 2012 году являлось увеличение объемов продаж и производства, повышение рентабельности продаж, развитие новых направлений и новых продуктов.
При анализе организации планирования производства продукции на предприятии необходимо проанализировать производственный бюджет предприятия. В состав производственного бюджета принято включать следующие операционные бюджеты: бюджет производства (производственная программа), бюджет (смета) прямых материальных затрат (бюджет закупок и запасов основных материалов), бюджет прямых затрат труда, бюджет (смета) общепроизводственных расходов. В конкретных условиях этот перечень может быть расширен.
После того как составлен бюджет продаж, и бюджет запасов готовой продукции начинается подготовка бюджета производства (производственной программы). Он составляется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства, соответствующего подразделения. На основе бюджета производства определяются затем соответствующие затраты в стоимостных показателях.
Основная цель бюджета продаж – обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения потребительского спроса и поддержания на экономически целесообразном уровне величины товарно-материальных запасов. Решение о структуре производства продукции организация обосновывает прогнозируемым спросом (отраженным в бюджете продаж) и предлагаемым объемом запасов на конец планируемого периода (с учетом ожидаемого запаса). Полный бюджет производства определяется суммированием объема производства по каждому виду продукции в денежных единицах. Бюджет производства на предприятии рассчитывается следующим образом: бюджет продаж + запас готовой продукции на конец периода – запас готовой продукции на начало периода. [13,с.57]
Для нашего примера полный бюджет производства организации примет следующий вид:
Таблица 2.2
Бюджет производства на 2011 - 2012 года
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Отклонения (+,-) |
Темп роста в % |
Бюджет продаж, тыс.руб. |
702484 |
419823 |
-282661 |
59,8 |
запас готовой продукции на конец периода, тыс.руб. |
37801 |
34528 |
-3273 |
91,3 |
запас готовой продукции на начало периода, тыс.руб. |
23247 |
37801 |
14554 |
162,6 |
Планируемый объем производства, тыс.руб. |
717038 |
416550 |
-300488 |
58,1 |
Из данной таблицы видно, что бюджет продаж в 2012 году сократился почти в 2 раза и составил 419823 тыс. руб. Запас готовой продукции на конец периода в 2012 году снизился на 8,7 %,, на начало периода возрос на 62,6 %. Из этого следует, что планируемый объем производства в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился на 41,9 %.
На основе бюджета производства (производственной программы) составляются бюджеты (сметы) прямых материальных затрат, бюджет закупок основных материалов, бюджет прямых затрат на оплату труда. Данные этих бюджетов дают возможность выразить стоимостную оценку объема производства, так как она является результатом взаимодействия всех видов используемых ресурсов: материальных, трудовых, финансовых.
Проанализируем затраты предприятия по всем элементам затрат.
Таблица 2.3
Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонения (+,-) |
Темп роста, в % |
Материальные затраты, тыс.руб. |
322334 |
199645 |
-122689 |
61,9 |
Затраты на оплату труда, тыс.руб. |
211510 |
131558 |
-79952 |
62,2 |
Отчисления на социальные нужды, тыс.руб. |
51549 |
32510 |
-19039 |
63,1 |
Амортизация, тыс.руб. |
27888 |
27207 |
-681 |
97,6 |
Прочие затраты, тыс.руб. |
30044 |
50981 |
20937 |
169,7 |
Итого по элементам затрат |
653325 |
441901 |
-211424 |
67,6 |
Исходя из данных таблицы
8 можно сделать следующие
Проанализируем динамику изменения цен на сырье и материалы для производства продукции на ООО «Инпротехсервис».
Таблица 2.4
Динамика изменения цен на сырье и материалы
Наименование |
2011 год |
2012 год |
Отклонения (+,-) |
Темп роста, в % |
Мел, руб/кг. |
2,09 |
2,25 |
0,16 |
107,65 |
Стеклонить полиэфирная, руб./кг. |
75,51 |
90,84 |
15,33 |
120,3 |
Песок кварцевый, руб./кг. |
1,08 |
1,14 |
0,06 |
105,55 |
Пигменты, руб./кг. |
96,85 |
99,99 |
3,14 |
103,24 |
Поливинил ацетат, руб./кг. |
154,59 |
157,72 |
3,13 |
102 |
Ролинг стеклянный, руб./кг. |
41,34 |
58,54 |
17,20 |
141,6 |
Смола, руб./кг. |
123,65 |
143,56 |
19,91 |
116,1 |
Из таблицы 2.4 видно, что цена по всем наименованиям сырья возросла. Наибольшее увеличение цен на сырье наблюдается у ролинга стеклянного, цена на 2012 год возросла на 41,6 %, цена на стеклонить полиэфирную выросла на 20,3 %. Все остальные цены на сырье выросли незначительно.
Анализ объема производства и продаж начинаются изучения его динамики, расчета индекса роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравниваются с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. В таблице 10 приведен анализ темпов роста производства предприятия ОАО «Инпротехсервис».
Таблица 2.5
Темпы роста производства товаров в сопоставимых ценах на ОАО «Инпротехсервис»
Год |
Объем производства, руб. |
Темпы роста, % | |
базисные |
цепные | ||
2010 |
743811061,48 |
100 |
100 |
2011 |
689591586,34 |
92,7 |
92,7 |
2012 |
411632319,90 |
55,3 |
59,7 |
Из данных таблицы 3 видно, то на основе базисных темпов роста за два года можно судить о том, что объем производства уменьшился на 44,7 %. Цепные темпы роста показывают, что в 2011 году объем производства снизился относительно предыдущего года на 7,3 %, а в 2012 году по отношению к 2011 году снизился на 33 %.
Наглядно эти процессы представлены на рисунке 2.1
Рис. 2.1 Динамика производства.
Анализ « затраты – объем – прибыль» часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам.
Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.
Таблица 2.6
Показатели, характеризующие выпуск продукции ОАО «Инпротехсервис»
Информация о работе Оценка и выбор рациональной организации производства