Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:23, практическая работа
Цель выполнения данной практической работы состоит в следующем:
• Найти кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети и заполнить ими соответствующую таблицу;
• Найти кратчайшие пути проезда между пунктами и отразить их на соответствующем рисунке.
Практическая работа 1.
Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети.
Цель выполнения данной практической работы состоит в следующем:
Исходными данными для выполнения данной практической работы является транспортная сеть из индивидуального задания (рис.1)
Рисунок 1 – Транспортная сеть.
Для выполнения практической работы воспользуемся методом потенциалов. Сущность его состоит в следующем. Потенциал одной из вершин (назовем ее исходной, например, вершины А) принимаем за 0, то есть РА = 0. Далее по формуле(1) определяются потенциалы всех вершин, непосредственно связанных с ней:
где i,j – текущие индексы соответственно исходной и непосредственно связанной с ней вершин;
Рi – потенциал исходной вершины, км;
Рj – потенциал вершины, непосредственно связанной с исходной, км;
ℓij – длина звена между исходной и непосредственно связанной с ней вершинами, км.
Из всех рассчитанных таким образом потенциалов выбираем наименьший, его значение записываем в таблицу 1 кратчайших расстояний, а соответствующее звено на рисунке 2 отмечается стрелкой. Далее вершина с наименьшим потенциалом принимается за исходную, от неё вновь определяются потенциалы всех вершин, непосредственно связанных с ней. Просматриваются все известные к этому моменту потенциалы (определенные как на предыдущем, так и на данном этапе), из них вновь выбирается наименьший, его значение заносится в эту же таблицу, а соответствующее звено на рисунке отмечается стрелкой. Таким образом, расчеты повторяются до полного заполнения таблицы 1 и рисунка 2.
Рассмотрим метод потенциалов на примере рис. 1.
Примем РА = 0.
С вершиной А непосредственно связанны вершины Г, В, Б,Н. Их потенциалы:
РГ= РА+ ℓАГ= 0 + 7 =7км
РВ= РА+ ℓАВ= 0 + 6 = 6км
РБ = РА+ ℓАБ= 0 + 2 =2км
РН= РА+ ℓАН= 0 + 8 =8км
Отсюда в строке А и столбце Б таб.1 проставляем минимальное расстояние 2, а звено АГ на рис.2 отмечаем стрелкой. Вершину Б принимаем за исходную.
С вершиной Б непосредственно связаны Н, В.
РН= РБ+ ℓБН= 2 +3=5км
РВ= РБ+ ℓБВ= 2 + 4 = 6км
Из известных (РН=8, РН=5, РВ=6), минимальное расстояние РН=5, заносим в строку А и столбец Н таб.1, а звено БН на рис.2 отмечаем стрелкой. Вершину Н принимаем за исходную. С ней непосредственно связаны М, Л, Г. Расстояние до А (РН=8) уже известно ее из расчета выпускаем.
РМ= РН+ ℓНМ= 5+ 7=12км
РЛ = РН+ ℓНЛ= 5 + 4 =9км
РГ = РН+ ℓНГ= 5 + 10=15км
Выбираем минимальное значение РЛ = 9 и отмечаем звено НЛ стрелкой. Вершину Л принимаем за исходную , с ней связаны вершины М, К, Г.
РМ = РЛ+ ℓЛМ= 9 + 9 =18км
РК = РЛ+ ℓЛК = 9 + 3 =12км
РГ = РЛ+ ℓЛГ = 9 + 7 =16км
Минимальное значение РК= 12 , отрезок ЛК отмечаем стрелкой, расстояние АК заносим в таблицу.
Потенциалы вершины М:
РМ = РН+ ℓНМ= 12км
РМ= РЛ+ ℓМЛ= 18км
РМ = РК+ ℓКМ= 14 + 6 =20км
Минимальное значение РМ= 12, отрезок НМ отмечаем стрелкой и расстояние заносим в таблицу.
Потенциалы вершин
Г и В нам известны, отмечаем
отрезки АГ и АВ стрелками,
проставляем расстояния в
С вершиной Г связаны вершины И, Ж, Д. Вершины Н и Л в расчёт не берём, так как расстояния до них известны.
РИ = РГ+ ℓГИ = 7 + 9 =16км
РЖ = РГ+ ℓГЖ = 7 + 4 =11км
РД = РГ+ ℓГД = 7 + 8 =15км
Минимальное значение РЖ =11. Отрезок ГЖ отмечаем стрелкой, а данные заносим в таблицу. Вершину Ж принимаем за исходную.
С вершиной Ж связаны вершины З, И, Е, Д.
РЗ= 11 + 5 =16км
РИ= 11 + 6 = 17км
РЕ = 11 + 9 =20км
РД= 11 + 10 =21км
Минимальное значение РЗ =16.
РИ(ГИ) =16км
РИ(ЖИ) =11+6=17км
РИ(ЗИ) =16+3=19км
РИ(КИ) =14+12=26км
Минимальное значение РИ(ГИ) =16. Отмечаем этот отрезок и заносим значение в таблицу.
С вершиной В (РВ =6) связаны вершины Е и Д.
РЕ = 6 + 3 =9км
РД= 6 + 5 =11км
Так как эти значения минимальны для этих вершин, заносим в таблице в строку А и столбцы Е и Д соответствующие значения, а отрезки отмечаем стрелками.
Таким образом,
выбирая на каждом этапе
Далее потенциал следующей вершины (например, Б) принимаем за 0 и все расчеты повторяются аналогично.
Следует обратить внимание на то, что на данной транспортной сети нет никаких ограничений по организации дорожного движения, то есть расстояние, скажем, между пунктами А и И равно расстоянию между пунктами И и А. Таким образом, матрица кратчайших расстояний будет симметрична относительно диагонали и можно заполнять только одну ее часть.
Рисунок 2 – Кратчайшие пути проезда от вершины А.
Таблица 1 – Матрица кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н | |
А |
2 |
6 |
7 |
11 |
9 |
11 |
16 |
16 |
12 |
9 |
12 |
5 | |
Б |
2 |
4 |
9 |
9 |
7 |
13 |
21 |
18 |
10 |
7 |
10 |
3 | |
В |
6 |
4 |
13 |
5 |
3 |
12 |
20 |
21 |
23 |
18 |
21 |
7 | |
Г |
7 |
9 |
13 |
8 |
12 |
4 |
9 |
9 |
12 |
7 |
16 |
10 | |
Д |
11 |
9 |
5 |
8 |
4 |
10 |
15 |
16 |
20 |
15 |
24 |
18 | |
Е |
9 |
7 |
3 |
12 |
4 |
9 |
14 |
15 |
24 |
19 |
28 |
17 | |
Ж |
11 |
13 |
12 |
4 |
10 |
9 |
5 |
6 |
14 |
11 |
20 |
14 | |
З |
16 |
21 |
20 |
9 |
15 |
14 |
5 |
3 |
9 |
14 |
15 |
16 | |
И |
16 |
18 |
21 |
9 |
16 |
15 |
6 |
3 |
12 |
16 |
18 |
19 | |
К |
12 |
10 |
23 |
12 |
20 |
24 |
14 |
9 |
12 |
3 |
6 |
9 | |
Л |
9 |
7 |
18 |
7 |
15 |
19 |
11 |
14 |
16 |
3 |
9 |
4 | |
М |
12 |
10 |
21 |
16 |
24 |
28 |
20 |
15 |
18 |
6 |
9 |
7 | |
Н |
5 |
3 |
7 |
10 |
18 |
17 |
14 |
16 |
19 |
9 |
4 |
7 |
Вывод:
Практическая работа 2
Закрепление потребителей однородного груза за поставщиками
Цель работы заключается
в построении такого плана
перевозок щебня, который обесп
Задача закрепления
потребителя однородного груза
за поставщиками заключается
в построении такого плана
перевозок, который обеспечит
минимальное значение критерия
оптимальности, которым в данно
Расстояние между поставщиками и потребителями проставляют в правом верхнем углу каждой клетки (из таблицы 1 в практической работе 1)
Таблица 2. Исходные данные для решения задачи оптимизации закрепления потребителя за поставщиками.
Поставщики |
Потребители |
Объём производства, т.
| |||||
В |
И |
Л |
Ж |
З | |||
VВ= 2 |
VИ= 16 |
VЛ= 0 |
VЖ= 9 |
VЗ= 14 | |||
А |
UА= 0 |
* 6
|
16
140 |
9 |
11 |
16
|
140 |
Б |
UБ= 2 |
** 4
180 |
18
30 |
7
|
13
|
21 |
210 |
Г |
UГ= -5 |
13 |
* 9
0 |
7 |
** 4
100 |
* 9
0 |
100 |
Н |
UН= 4 |
7 |
19 |
** 4
120 |
14
|
16
80 |
200 |
Объём потребления, т. |
180 |
170 |
120 |
100 |
80 |
650 |
Задача оптимизации
закрепления потребителей
Первоначальный (опорный) план
целесообразно получить
отметку. Оставшуюся загрузку распределяем по свободным клеткам. Таким образом, в полученном опорном плане от всех поставщиков имеющийся груз вывезен, всем потребителям завезено все, что им требуется. При этом опорный план должен удовлетворять два условия:
m + n – 1,
где m – число поставщиков;
n – число потребителей.
Опорный план, представленный в таблице 2, второму условию не удовлетворяет, значит подставляем нулевые загрузки в клетки ГИ и ГЗ.
Подсчитаем для опорного плана значения грузооборота по формуле (3)
где i, j – текущий индекс соответственно поставщика и потребителя;
Р – грузооборот, ткм;
Qij – объем перевозок между i-ым поставщиком и j-ым потребителем, т;
ℓij – расстояние между i-ым поставщиком и j-ым потребителем, км.
Р=140×16+180×4+30×18+120×4+
Для проверки на
Учитывая, что в загруженных клетках dij =0, определим потенциал строк и столбцов для таблицы 2. В строке А одна загруженная клетка АИ. Отсюда потенциал столбца И равен:
uA= 0; vИ= ℓАИ – uA= 16 – 0 = 16
Далее по загруженной клетки БИ определим потенциал строки Б,
Информация о работе Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети