Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:23, практическая работа
Цель выполнения данной практической работы состоит в следующем:
•	Найти кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети и заполнить ими соответствующую таблицу;
•	Найти кратчайшие пути проезда между пунктами и отразить их на соответствующем рисунке.
Практическая работа 1.
Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети.
Цель выполнения данной практической работы состоит в следующем:
Исходными данными для выполнения данной практической работы является транспортная сеть из индивидуального задания (рис.1)
Рисунок 1 – Транспортная сеть.
Для выполнения практической работы воспользуемся методом потенциалов. Сущность его состоит в следующем. Потенциал одной из вершин (назовем ее исходной, например, вершины А) принимаем за 0, то есть РА = 0. Далее по формуле(1) определяются потенциалы всех вершин, непосредственно связанных с ней:
                              
где i,j – текущие индексы соответственно исходной и непосредственно связанной с ней вершин;
Рi – потенциал исходной вершины, км;
Рj – потенциал вершины, непосредственно связанной с исходной, км;
ℓij – длина звена между исходной и непосредственно связанной с ней вершинами, км.
Из всех рассчитанных таким образом потенциалов выбираем наименьший, его значение записываем в таблицу 1 кратчайших расстояний, а соответствующее звено на рисунке 2 отмечается стрелкой. Далее вершина с наименьшим потенциалом принимается за исходную, от неё вновь определяются потенциалы всех вершин, непосредственно связанных с ней. Просматриваются все известные к этому моменту потенциалы (определенные как на предыдущем, так и на данном этапе), из них вновь выбирается наименьший, его значение заносится в эту же таблицу, а соответствующее звено на рисунке отмечается стрелкой. Таким образом, расчеты повторяются до полного заполнения таблицы 1 и рисунка 2.
Рассмотрим метод потенциалов на примере рис. 1.
Примем РА = 0.
С вершиной А непосредственно связанны вершины Г, В, Б,Н. Их потенциалы:
РГ= РА+ ℓАГ= 0 + 7 =7км
РВ= РА+ ℓАВ= 0 + 6 = 6км
РБ = РА+ ℓАБ= 0 + 2 =2км
РН= РА+ ℓАН= 0 + 8 =8км
Отсюда в строке А и столбце Б таб.1 проставляем минимальное расстояние 2, а звено АГ на рис.2 отмечаем стрелкой. Вершину Б принимаем за исходную.
С вершиной Б непосредственно связаны Н, В.
РН= РБ+ ℓБН= 2 +3=5км
РВ= РБ+ ℓБВ= 2 + 4 = 6км
Из известных (РН=8, РН=5, РВ=6), минимальное расстояние РН=5, заносим в строку А и столбец Н таб.1, а звено БН на рис.2 отмечаем стрелкой. Вершину Н принимаем за исходную. С ней непосредственно связаны М, Л, Г. Расстояние до А (РН=8) уже известно ее из расчета выпускаем.
РМ= РН+ ℓНМ= 5+ 7=12км
РЛ = РН+ ℓНЛ= 5 + 4 =9км
РГ = РН+ ℓНГ= 5 + 10=15км
Выбираем минимальное значение РЛ = 9 и отмечаем звено НЛ стрелкой. Вершину Л принимаем за исходную , с ней связаны вершины М, К, Г.
РМ = РЛ+ ℓЛМ= 9 + 9 =18км
РК = РЛ+ ℓЛК = 9 + 3 =12км
РГ = РЛ+ ℓЛГ = 9 + 7 =16км
Минимальное значение РК= 12 , отрезок ЛК отмечаем стрелкой, расстояние АК заносим в таблицу.
Потенциалы вершины М:
РМ = РН+ ℓНМ= 12км
РМ= РЛ+ ℓМЛ= 18км
РМ = РК+ ℓКМ= 14 + 6 =20км
Минимальное значение РМ= 12, отрезок НМ отмечаем стрелкой и расстояние заносим в таблицу.
  Потенциалы вершин 
Г и В нам известны, отмечаем 
отрезки АГ и АВ стрелками, 
проставляем расстояния в 
С вершиной Г связаны вершины И, Ж, Д. Вершины Н и Л в расчёт не берём, так как расстояния до них известны.
РИ = РГ+ ℓГИ = 7 + 9 =16км
РЖ = РГ+ ℓГЖ = 7 + 4 =11км
РД = РГ+ ℓГД = 7 + 8 =15км
Минимальное значение РЖ =11. Отрезок ГЖ отмечаем стрелкой, а данные заносим в таблицу. Вершину Ж принимаем за исходную.
С вершиной Ж связаны вершины З, И, Е, Д.
РЗ= 11 + 5 =16км
РИ= 11 + 6 = 17км
РЕ = 11 + 9 =20км
РД= 11 + 10 =21км
Минимальное значение РЗ =16.
РИ(ГИ) =16км
РИ(ЖИ) =11+6=17км
РИ(ЗИ) =16+3=19км
РИ(КИ) =14+12=26км
Минимальное значение РИ(ГИ) =16. Отмечаем этот отрезок и заносим значение в таблицу.
С вершиной В (РВ =6) связаны вершины Е и Д.
РЕ = 6 + 3 =9км
РД= 6 + 5 =11км
Так как эти значения минимальны для этих вершин, заносим в таблице в строку А и столбцы Е и Д соответствующие значения, а отрезки отмечаем стрелками.
  Таким образом, 
выбирая на каждом этапе 
Далее потенциал следующей вершины (например, Б) принимаем за 0 и все расчеты повторяются аналогично.
Следует обратить внимание на то, что на данной транспортной сети нет никаких ограничений по организации дорожного движения, то есть расстояние, скажем, между пунктами А и И равно расстоянию между пунктами И и А. Таким образом, матрица кратчайших расстояний будет симметрична относительно диагонали и можно заполнять только одну ее часть.
Рисунок 2 – Кратчайшие пути проезда от вершины А.
Таблица 1 – Матрица кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети.
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | |
| А | 2 | 6 | 7 | 11 | 9 | 11 | 16 | 16 | 12 | 9 | 12 | 5 | |
| Б | 2 | 4 | 9 | 9 | 7 | 13 | 21 | 18 | 10 | 7 | 10 | 3 | |
| В | 6 | 4 | 13 | 5 | 3 | 12 | 20 | 21 | 23 | 18 | 21 | 7 | |
| Г | 7 | 9 | 13 | 8 | 12 | 4 | 9 | 9 | 12 | 7 | 16 | 10 | |
| Д | 11 | 9 | 5 | 8 | 4 | 10 | 15 | 16 | 20 | 15 | 24 | 18 | |
| Е | 9 | 7 | 3 | 12 | 4 | 9 | 14 | 15 | 24 | 19 | 28 | 17 | |
| Ж | 11 | 13 | 12 | 4 | 10 | 9 | 5 | 6 | 14 | 11 | 20 | 14 | |
| З | 16 | 21 | 20 | 9 | 15 | 14 | 5 | 3 | 9 | 14 | 15 | 16 | |
| И | 16 | 18 | 21 | 9 | 16 | 15 | 6 | 3 | 12 | 16 | 18 | 19 | |
| К | 12 | 10 | 23 | 12 | 20 | 24 | 14 | 9 | 12 | 3 | 6 | 9 | |
| Л | 9 | 7 | 18 | 7 | 15 | 19 | 11 | 14 | 16 | 3 | 9 | 4 | |
| М | 12 | 10 | 21 | 16 | 24 | 28 | 20 | 15 | 18 | 6 | 9 | 7 | |
| Н | 5 | 3 | 7 | 10 | 18 | 17 | 14 | 16 | 19 | 9 | 4 | 7 | 
Вывод:
Практическая работа 2
Закрепление потребителей однородного груза за поставщиками
 Цель работы заключается 
в построении такого плана 
перевозок щебня, который обесп
 Задача закрепления 
потребителя однородного груза 
за поставщиками заключается 
в построении такого плана 
перевозок, который обеспечит 
минимальное значение критерия 
оптимальности, которым в данно
Расстояние между поставщиками и потребителями проставляют в правом верхнем углу каждой клетки (из таблицы 1 в практической работе 1)
Таблица 2. Исходные данные для решения задачи оптимизации закрепления потребителя за поставщиками.
| Поставщики | Потребители | Объём производства, т. 
 | |||||
| В | И | Л | Ж | З | |||
| VВ= 2 | VИ= 16 | VЛ= 0 | VЖ= 9 | VЗ= 14 | |||
| 
 А | 
 UА= 0 | * 6 
 | 16 
 140 | 9 | 11 | 16 
 | 
 140 | 
| 
 Б | 
 UБ= 2 | ** 4 
 180 | 18 
 30 | 7 
 | 13 
 | 21 | 
 210 | 
| 
 Г | 
 UГ= -5 | 13 | * 9 
 0 | 7 | ** 4 
 100 | * 9 
 0 | 
 100 | 
| 
 Н | 
 UН= 4 | 7 | 19 | ** 4 
 120 | 14 
 | 16 
 80 | 
 200 | 
| Объём потребления, т. | 180 | 170 | 120 | 100 | 80 | 650 | |
 Задача оптимизации 
закрепления потребителей 
 Первоначальный (опорный) план 
целесообразно получить 
отметку. Оставшуюся загрузку распределяем по свободным клеткам. Таким образом, в полученном опорном плане от всех поставщиков имеющийся груз вывезен, всем потребителям завезено все, что им требуется. При этом опорный план должен удовлетворять два условия:
m + n – 1,
где m – число поставщиков;
n – число потребителей.
Опорный план, представленный в таблице 2, второму условию не удовлетворяет, значит подставляем нулевые загрузки в клетки ГИ и ГЗ.
Подсчитаем для опорного плана значения грузооборота по формуле (3)
                              
где i, j – текущий индекс соответственно поставщика и потребителя;
Р – грузооборот, ткм;
Qij – объем перевозок между i-ым поставщиком и j-ым потребителем, т;
ℓij – расстояние между i-ым поставщиком и j-ым потребителем, км.
Р=140×16+180×4+30×18+120×4+
 Для проверки на 
                                
Учитывая, что в загруженных клетках dij =0, определим потенциал строк и столбцов для таблицы 2. В строке А одна загруженная клетка АИ. Отсюда потенциал столбца И равен:
uA= 0; vИ= ℓАИ – uA= 16 – 0 = 16
Далее по загруженной клетки БИ определим потенциал строки Б,
Информация о работе Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети